Мифология Скандинавская мифология (картины А. Н. Фанталова)

Содержание

Слайд 2

Творение мира Типичный сюжет творения мира из тела первосущества, присутствующий также

Творение мира

Типичный сюжет творения мира из тела первосущества, присутствующий также в

индийской мифологии (Пуруша) и в неиндоевропейских традициях (Сипактли - мезоамериканская мифология; Паньгу - китайская мифология)
Боги - Один и его братья - убили Имира

Один и его братья творят мир из тела мертвого гиганта Имира
1993 г

Слайд 3

Фантазии А. Н. Фанталова на сюжеты скандинавской мифологии Картина показывает, также,

Фантазии А. Н. Фанталова на сюжеты скандинавской мифологии

Картина показывает, также, как

в крови Имира гибнет первая корова Аудумла и младшие великаны
Вдали на лодке изображен великан Бергельмир, спасшийся и давший начало новому поколению исполинов
Слайд 4

Старшая Эдда о творении мира Имира плоть стала землей, кровь его

Старшая Эдда о творении мира

Имира плоть стала землей, кровь его —

морем, кости — горами, череп стал небом, а волосы — лесом
Из ресниц его Мидгард людям был создан богами благими
Из мозга его созданы были темные тучи
Слайд 5

Один на Мировом древе 2000 г Великан Бельторн - дед Одина

Один на Мировом древе 2000 г

Великан Бельторн - дед Одина по

матери преподнес ему рог священного меда и бог восстал из мертвых
Данный миф напоминает сошествие Христа во ад в то время, как он был распят на кресте (крест - аналог мирового древа, не зря говорят "крестное древо")
С другой стороны, сюжет нередко сравнивают с шаманской инициацией
Слайд 6

Старшая Эдда о воскрешении Одина Знаю, висел я в ветвях на

Старшая Эдда о воскрешении Одина

Знаю, висел я в ветвях на ветру

девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых
Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул
Девять песен узнал я от сына Бёльторна, Бестлы отца, меду отведал великолепного, что в Одрёрир налит
Слайд 7

Один и Фенрир-волк 2000 г Над Одином тяготеет рок - ему

Один и Фенрир-волк 2000 г

Над Одином тяготеет рок - ему суждено

погибнуть в пасти Мирового Волка Фенрира, одного из трех хтонических чудовищ, порожденных злым Локи (Мировой Волк, Мировой Змей, Хель - владычица преисподней)
Фенрир, скованный по приговору богов, томится в подземных пещерах
Слайд 8

Северный Армагеддон В конце мира Фенрир вырвется и вместе с другими

Северный Армагеддон

В конце мира Фенрир вырвется и вместе с другими монстрами

двинется на светлый мир
Этот момент северного Армагеддона запечатлен на картине
Борьба божественного героя и волкоподобного чудовища или собаки присутствует в других мифологиях: в греческой (Геракл и Цербер) , в зороастрийской (Гайа Мартан и волк-воитель) , в кельтской (Смертриус и волк Тараниса)
Слайд 9

Старшая Эдда о роде Фенрира Сидела старуха в Железном Лесу и

Старшая Эдда о роде Фенрира

Сидела старуха в Железном Лесу и

породила там Фенрира род
Из этого рода станет один мерзостный тролль похитителем солнца
Слайд 10

Судьба Тора Тор ловит Мирового Змея

Судьба Тора Тор ловит Мирового Змея

Слайд 11

Судьба Тора Тор - скандинавский бог грома Типологически он соответствует Таранису

Судьба Тора

Тор - скандинавский бог грома
Типологически он соответствует Таранису кельтской мифологии,

Тархунту хеттской мифологии, Перуну славянской мифологии, Перкунасу балтской мифологии, Индре индийской мифологии
В германских языках его именем назван четверг
Культ Тора получил большое распространение в Век викингов, в том числе в искусстве
В это время он считался сыном Одина
Наиболее знаменитым сюжетом, связанным с Тором, является ловля Мирового Змея Ермунганда
Бог грома отправляется рыбачить вместе с великаном Хюмиром
Он забрасывает трос и Мировой Змей заглатывает наживку
Однако Хюмир, испугавшись чудовища, перерезает канат и Ермунганд уходит обратно в море
Слайд 12

Типичный сюжет мифологии - сюжет поединка громовержца и дракона Данный сюжет

Типичный сюжет мифологии - сюжет поединка громовержца и дракона

Данный сюжет относится

к типу поединка громовержца и дракона, который часто называют «основным мифом индоевропейской мифологии»
Индийская мифология знает победу Индры над Вритрой; хеттская - противостояние Бога Грозы и Иллуянки; греческая - борьбу Зевса и Тифона
Слайд 13

Старшая Эдда о поединке Тора и Мирового Змея Насадил на крючок

Старшая Эдда о поединке Тора и Мирового Змея

Насадил на крючок

защитник людей, убийца змея, голову бычью; пасть разинул, наживку увидя, враждебный богам пояс земли
Тор-победитель к борту ладьи вытащил смело пестрого змея, молотом бить стал он по мерзкой вершине волос родича Волка
Взревели чудовища, стали гудеть подводные скалы, земля содрогнулась, канула снова на дно эта рыба
Слайд 14

Битва Тора и Хрунгнира

Битва Тора и Хрунгнира

Слайд 15

Битва Тора и Хрунгнира Важнейшей функцией Тора было охранение обитаемого мира

Битва Тора и Хрунгнира

Важнейшей функцией Тора было охранение обитаемого мира от

горных и инеистых великанов, самым могущественных из которых считался Хрунгнир
Последний, состязаясь в конной скачке с Одином, явился в Вальгаллу и там вызвал Тора на единоборство
Хрунгнир имел прославленное каменное сердце с тремя острыми выступами, оружием ему служило кремневое точило
В помощь своему вождю великаны слепили из глины исполина Меккуркальви ("Туманный теленок") «в пятьдесят поприщ высотой»
Однако, молот Тора разбил точило Хрунгнира на тысячу осколков, а самому ему расколол голову
Меккуркальви же так дрожал от страха, что упал и рассыпался в прах
Но и сам Тор был ранен дождем кремневых осколков и страдал от этого до конца своих дней
Слайд 16

Противостояние богов и великанов- типичный сюжет мифологии Противостояние богов и великанов

Противостояние богов и великанов- типичный сюжет мифологии

Противостояние богов и великанов типично

для индоевропейцев, подобную коллизию мы видим в индийской мифологии (боги и асуры), греческой мифологии (олимпийцы и титаны/гиганты)
Слайд 17

Рагнарек- апокалиптическая битва богов с их врагами, хтоническими чудовищами

Рагнарек- апокалиптическая битва богов с их врагами, хтоническими чудовищами

Слайд 18

Рагнарек- апокалиптическая битва богов с их врагами, хтоническими чудовищами Порождения хаоса

Рагнарек- апокалиптическая битва богов с их врагами, хтоническими чудовищами

Порождения хаоса и

мрака: Мировой Змей Ермунганд; Мировой Волк Фенрир (в образе тучи); Нагльфар - корабль мертвецов и великаны сражаются против богов: Тора (бога грома с топором); Одина (на восьминогом коне); Хеймдаля (трубящего в рог)
Результат битвы- гибель богов и всего мира
Слайд 19

Старшая Эдда о битве богов и чудовищ Хеймдалль трубит, поднял он

Старшая Эдда о битве богов и чудовищ

Хеймдалль трубит, поднял он рог, с

черепом Мимира Один беседует
Трепещет Иггдрасиль, ясень высокий, гудит древний ствол, турс вырывается
Хрюм едет с востока, щитом заслонясь
Ёрмунганд гневно поворотился
Змей бьет о волны, клекочет орел, павших терзает
Нагльфар плывет
Слайд 20

Судьба Брюнхильды

Судьба Брюнхильды

Слайд 21

Судьба Брюнхильды Один погружает в сон свою непокорную дочь Брюнхильду Старшая

Судьба Брюнхильды

Один погружает в сон свою непокорную дочь Брюнхильду
Старшая Эдда
Долго

спала я, долог был сон мой — долги несчастья!
Виновен в том Один, что руны сна не могла я сбросить
Слайд 22

Сигурд дарит Брюнхильд кольцо

Сигурд дарит Брюнхильд кольцо

Слайд 23

Сигурд дарит Брюнхильд кольцо Герой Сигурд (герм. Зигфрид) дарит пробужденной им

Сигурд дарит Брюнхильд кольцо

Герой Сигурд (герм. Зигфрид) дарит пробужденной им от

сна валькирии Брюнхильде заклятое кольцо (Брюнхильда была погружена Одином в сон за ослушание его воли)
На переднем плане картины виден дракон, убитый героем
Фактически, здесь показан кульминационный момент истории о Нибелунгах - главного германо-скандинавского эпоса, вдохновившего Рихарда Вагнера на создание величественной тетралогии
Слайд 24

Старшая Эдда Славься, день! И вы, дня сыны! И ты, ночь

Старшая Эдда

Славься, день! И вы, дня сыны!
И ты, ночь

с сестрою!
Взгляните на нас благостным взором, победу нам дайте!
Славьтесь, асы! И асиньи, славьтесь!
И земля благодатная!
Речь и разум и руки целящие даруйте нам!