Мотивы народного костюма. Образ снегурочки

Содержание

Слайд 2

Поиск, постановка проблемы. В этом году у нас возникла необходимость изготовления

Поиск, постановка проблемы.

В этом году у нас возникла необходимость изготовления

костюма Снегурочки, поэтому на студии мне было предложено разработать эскизы костюмов для данного художественного образа. И когда я узнала о своём участии в городской олимпиаде по технологии, то приняла решение продолжить работу над образом Снегурочки .
Хотелось создать проект, который помог бы передать моё личное отношение к данному образу и подчеркнуть его красоту.
Работая над данным проектом мне необходимо:
- продумать образное решение произведения ДПИ;
- воплотить свою творческую идею в современном произведении ДПИ.
Мир народного костюма фактически безмерен. Поэтому я ставлю перед собою следующую цель: изучить художественный образ Снегурочки и создать элемент костюма, передающий моё отношение к данному образу.
Мой проект, посвященный образу Снегурочки, тем более актуален, что он напрямую связан с истоками русской культуры современной Костромской области и брендом «Костромская Снегурочка».
Слайд 3

Образ Снегурочки в пьесе А.Н.Островского и картинах русских художников. Снегурочка в

Образ Снегурочки в пьесе А.Н.Островского и картинах русских художников.

Снегурочка в

передаче Островского – сама доброта и нежность, но её чувства пока дремлют, душа не воспринимает окружающий мир.
Слайд 4

И лишь открыв своё сердце людям, она ощущает счастье, сгорает в

И лишь открыв своё сердце людям, она ощущает счастье, сгорает в

этом огне восторженная. Снегурочка, одарённая способностью быть больше чем просто человек, любит более глубоко и сильно.
Слайд 5

Анализ идей Разработав 3 варианта эскизов костюма Снегурочки, я решила воплотить

Анализ идей

Разработав 3 варианта эскизов костюма Снегурочки, я решила воплотить

свою творческую идею в головном уборе красавицы
Слайд 6

Анализ идей 1-й вариант: шапочка с меховой отделкой и 2-й вариант:

Анализ идей

1-й вариант: шапочка с меховой отделкой и 2-й

вариант: кокошник. Я считаю, что эти головные уборы больше подходят к современному новогоднему образу Снегурочки. Эти головные уборы делают образ внучки Деда Мороза сказочным и праздничным, а мне бы хотелось передать образ Снегурочки – девушки, стремящейся к познанию людей и всепоглощающей любви.
Венок, как летний праздничный головной убор и как произведение декоративно-прикладного искусства русского народа, делает образ Снегурочки менее сказочным, но более человечным. Именно венок в пьесе А.Н.Островского является символом любви, которой мать Весна делится со своей дочерью.
Слайд 7

Венок, как элемент народного костюма и произведение декоративно- прикладного искусства Плетение

Венок, как элемент народного костюма и произведение декоративно- прикладного искусства

Плетение венка – это один из способов составления цветочного орнамента. Несколько десятков самых разнородных цветов и листьев нужно сплести друг с другом так, чтобы они образовали единую композицию. Умело сплетенный венок, в котором нельзя убрать хотя бы один лепесток, не нарушив композиционного равновесия, можно считать настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.
Настоящей школой рукоделия для девочек было плетение венков из полевых и луговых цветов. Навыки, материалами, давали возможность приобретённые в работе с простыми природными в дальнейшем более успешно осваивать приёмы вышивки, ткачества, вязания и плетения.
Венок из полевых цветов, украшавший голову девушки в летние праздники, стал прообразом женского головного убора – венца.
Слайд 8

Фантазийные цветы на пружинной основе из бисера и нитей мулине Традиция

Фантазийные цветы на пружинной основе из бисера и нитей мулине

Традиция изготовления цветов и украшений при помощи пружинок пришла к нам с юга Бразилии.
В пятидесятые годы прошлого века в Италии были сделаны первые цветы на пружинной основе. Метод изготовления зародился в сельской местности, когда в летнее время разнообразие природных материалов подталкивало к сбору стеблей и трав на лугах.
Слайд 9

Слайд 10

В семидесятые годы для изготовления подобных изделий использовалась тончайшая железная проволока.

В семидесятые годы для изготовления подобных изделий использовалась тончайшая железная проволока.


Во время Второй мировой войны для изготовления украшений применялись даже длинные макароны - спагетти, их высушивали и окрашивали особым образом.
Также спирали делали из узких скрученных полосок ткани, при помощи которых можно было интересно оформить даже самый простой интерьер.
Слайд 11

Слайд 12

Технология изготовления цветка 1. Заготовить цилиндрические пружинки, равномерно наматывая проволоку на

Технология изготовления цветка

1. Заготовить цилиндрические пружинки, равномерно наматывая проволоку на

спицу.

2. Растянуть пружинку, натягивая её равномерно.

3.Отрезать от пружины отрезки длиной 9см для нижних лепестков и отрезки длиной 8 см для центральных лепестков.

4. В каждый отрезок пружины продеть пружинную проволоку на 10 см длиннее пружинки. Скрутить концы проволоки, образовав петлю желаемой формы.

Слайд 13

Технология изготовления цветка 5. Намотать на основание полученной петли нить мулине,

Технология изготовления цветка


5. Намотать на основание полученной петли нить мулине,

натягивая её и фиксируя пальцами одной руки.

6. Намотав нить до вершины петли, той же нитью надо пройти вдоль средней линии лепестка (листа), приводя нить обратно к основанию. Конец нити обмотать несколько раз у основания с клеем ПВА.


7.Вокруг сердцевины сформировать цветок, постепенно прикрепляя лепестки, начиная с маленьких и заканчивая крупными. После сборки цветка обернуть стебель нитью мулине с клеем ПВА.

Слайд 14

Технология изготовления венка Сборка венка выполняется после того, как заготовлены все элементы – цветы и листья.

Технология изготовления венка

Сборка венка выполняется после того, как заготовлены все

элементы – цветы и листья.
Слайд 15

Сборка выполняется с соблюдением композиционного равновесия и цветового решения.

Сборка выполняется с соблюдением композиционного равновесия и цветового решения.

Слайд 16

Экономическое обоснование проекта Прямые материальные затраты (М) составили: М = 1167

Экономическое обоснование проекта

Прямые материальные затраты (М) составили: М = 1167 руб.
Работа

выполнялась при естественном освещении, поэтому косвенные затраты на электроэнергию (М эл.) равны нулю: М эл. = 0 руб.
Кроме того, существуют расходы на оплату труда (Топ)- Цену работы можно принять равной цене материала, тогда Топ ~ 1167 руб.
Все материальные затраты (М 3) на изделие составляют: М 3 = М+ М эл. = 1167 + 0 = 1167 руб.
Следовательно, полная себестоимость декоративно-прикладной работы (Р) сложилась из М 3 и Т оп: Р = М 3 + Т оп = 1167 + 1167 ~ 3334 рублей.
Слайд 17

Экологическое обоснование проекта В процессе создания элемента костюма Снегурочки использовались такие

Экологическое обоснование проекта

В процессе создания элемента костюма Снегурочки использовались такие материалы,

как: проволока, нити мулине и бисер. Материалы использовались с минимальным количеством отходов, засоряющих окружающую среду.
При выполнении сборки венка использовался клей ПВА, поэтому работа выполнялась в хорошо проветриваемом помещении.
Слайд 18

Оценка качества и сложности проекта Работать над проектом было интересно и

Оценка качества и сложности проекта

Работать над проектом было интересно и

сложно. В процессе его создания мне удалось:
- освоить новую технику изготовления фантазийных цветов на пружинной основе из нитей мулине и бисера;
- получить новые знания, которые я смогу использовать на уроках литературы, истории и МХК;
- мне удалось справиться с такой сложной задачей, как соответствие формы и конструкции изделия виду материала и пластическим свойствам, фактуре и цвету;
- работа над проектом требовала терпения, трудолюбия, аккуратности и внимания;
- работа получилась объёмной, поэтому работала я над ней в течение месяца.
Выполненный мною проект может использоваться не только для театрального действия, но и как элемент декора для оформления интерьера в Рождество и другие праздники (рождественский и весенний венок).
Слайд 19

Словарь терминов Венец – растительный орнамент, сплошным кольцом огибающий сосуд. Колорит

Словарь терминов

Венец – растительный орнамент, сплошным кольцом огибающий сосуд.
Колорит – сочетание

различных цветов в картине или другом произведении декоративно-прикладного искусства.
Композиция – это составление и размещение элементов произведения так, чтобы они составили единое целое, и зрителю стала понятна главная мысль произведения автора.
Орнамент – узор, построенный на чередовании в определённом порядке или ритме каких-нибудь рисунков или линий.
Эскиз – набросок замысла художника, его фантазии. На нём уже намечена, а иногда и тщательно разработана композиция картины или произведения ДПИ.
Слайд 20

Библиография 1. Чиотти Д. Фантазийные цветы из бисера и ниток мулине.

Библиография

1. Чиотти Д. Фантазийные цветы из бисера и ниток мулине. М.:

Альбом, 2006 г.;
2. Островский А.Н. Снегурочка. Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1973 г.;
3. Федотов Г.Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла. М.; АСТ-ПРЕСС, 1997 г.;
4. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии. М. 1995 г.;
5. Пармон Ф.М. Композиция костюма – учебник для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1997 г.;
6. Каменева Е. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1975 г.