Натурфилософия и диалектика Возрождения

Содержание

Слайд 2

Возрождением называют переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий

Возрождением называют переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько

столе­тий (Италия XIV - XVI вв., другие европейские страны ХV - ХVI вв.), когда средневековье в его экономических, соци­альных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.

Различают следующие периоды в развитии ее идей:
1) раннее Возрождение;
2) период расцвета, или Высокое Возрождение;
3) позднее, или модифицированное Воз­рождение.

Слайд 3

Натурфилософия этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма(греч. pan -

Натурфилософия этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма(греч. pan -

все и theos - Бог - философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия; Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней) и гилозоизма (греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) — философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы).

Натурфилософия (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись.

Слайд 4

Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы

Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы

экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
Слайд 5

Раннее Возрождение Философия раннего итальянского Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой.

Раннее Возрождение
Философия раннего итальянского Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой. Полемизируя

с ее представителями, итальянские гуманисты стремились возродить идеи и дух античной культуры, сохраняя основные положения христианского вероучения.  Впервые сформулировали философские принципы антропо­центризма, сближая человека не только с природой, но и с понятием Бога.
Наиболее яркие представители:
Данте Али­гьери (1265 -1321)
Франческо Петрарка (1304-1374) 
Джованни Боккаччо (1313-1375
Слайд 6

Философия Высокого Возрождения. Одной из характернейших особенностей итальянской филосо­фии середины ХV

 Философия Высокого Возрождения.
Одной из характернейших особенностей итальянской филосо­фии середины ХV в.

является органицизм. Рассматривая при­роду по аналогии с человеческой жизнью, многие мыслители представляли ее единым огромным организмом. Глубокий инте­рес к природе, стремление к ее пониманию и усилению власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей. В области естественных наук центральное место занимало мате­матическое знание. Именно математика явилась фундаментом для формулировки ряда диалектических положений.
Среди мыслителей этого времени видное место занимают Ни­колай Кузанский, Лоренцо Валла, члены Платоновской Акаде­мии во Флоренции, глава школы александристов Пьетро Пом­понацци и др.
Слайд 7

Николай Кузанский (1401-1464гг.) Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский

Николай Кузанский (1401-1464гг.)
Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464),

урожденный Николай Кребс (он приобрел вошедшее в историю философии имя по месту своего рождения - небольшого селения Кузы, на берегу Мозеля, в Южной Германии). Отец его был рыбаком и виноделом. Политическая, научная и философская деятельность Н.Кузанского теснейшим образом связана с Италией, что позво­ляет рассматривать его философское творчество в рамках ита­льянской философии. 
Получив образование в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах, Кузанский становится священнослу­жителем и впоследствии кардиналом римско-католической цер­кви.
Ему были близки многие идеи гуманизма. Будучи крупнейшим ученым своего времени, он серьезно занимался ма­тематикой, астрономией, медициной, географией.
Слайд 8

Н. Кузанский в своем творчестве синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя

Н. Кузанский в своем творчестве синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя

их в духе витающих в воздухе идей Возрождения. Единое не противопоставляется ничему. Единое все и оно бесконечно. Бог это единое и бог есть все. Он формулирует принцип совпадения противоположностей, единое беспредельно, единое максимум потому что оно бесконечно и единое минимум потому что оно противоположно.
Человек рассматривается Кузанским как особый микрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Человек воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен ему. Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку — инициативность. Рассудок взаимодействует с ощущениями, но это характерно и для животных. Главная же его функция — быть посредником между ощущением и разумом. Именно разум (интеллект) — главное отличие человека от животных.
Он изложил свои работы в «Об ученом незнании».
Слайд 9

Натурфилософия позднего возрождения. Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600) Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600),

Натурфилософия позднего возрождения. Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600)
Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600), родился в мес­течке

Нола близ Неаполя (отсюда - Ноланец), в семье обедневшего дворянина. В 1566-1575 п. обучался в мо­настырской школе доминиканского ордена, где получил сан свя­щенника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно покинул монастырь. Через некоторое время, преследуемый церковью, он был вынужден уехать из Италии. В течение нескольких лет Ноланец жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии, где преподавал в университетах, выступая против схоластической философии. В 1592 г. по возвращении в Италию, Джордано Бруно был обвинен в ереси, арестован инквизицией и провел в ее застен­ках более семи лет. Бруно отказался признать свои философ­ские идеи ложными и отречься от них. Он был сожжен на костре 17 февраля 1600 г.
Бруно утверждает физическую однородность земного и небесного.