Содержание
- 2. Романтизм — идейное и художественное направление в европейской культуре — родился на волне отрицания возвеличенного эпохой
- 3. Романтическую литературу, живопись, музыку можно назвать «энциклопедией чувств», открывшей во всей многогранности неисчерпаемый мир одинокой человеческой
- 4. Но подлинным «отцом романтизма» принято считать английского поэта Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788—1824). Мировую славу Байрону
- 5. Чуть позднее европейские читатели смогли познакомиться с работой франкфуртского философа отшельника Артура Шопенгауэра (1788—1860) «Мир как
- 6. в эпоху Просвещения особое значение придавалось слову, поскольку оно воплощало Разум. Литература считалась высшим из искусств
- 7. Яркая индивидуальность немецкого романтизма — Фридрих Гёльдерлин (1770 — 1843). Писателю не было и тридцати, когда
- 8. В истории немецкого романтизма трудно переоценить роль фольклорного сборника «Волшебный рог мальчика» (1806—1808), составленного двумя друзьями
- 9. Труд Арнимо и Брентано возбудил интерес к народному творчеству в многообразии жанров. Но особенно полюбилась немецким
- 10. Среди высших достижений немецкого романтизма — творчество Генриха Гейне (1797—1856). В России Гейне был известен прежде
- 11. На фоне блистательной школы немецких романтиков достижения представителей английского поэтического романтизма кажутся более скромными. Его зачинателями
- 12. Вершиной английской литературы XIX в. является творчество Чарльза Диккенса (1812—1870). Его романы во все времена пользовались
- 13. В 1839 г. Диккенс завершил одно из своих лучших творений — роман «История Оливера Твиста». В
- 14. Развитие романтизма во Франции наиболее весомо представлено литературой и изобразительным искусством. Французские романтики заявили о себе
- 15. Французский романтизм открыл дорогу в большую литературу писателям-женщинам. Первенство на этом поприще по праву принадлежит Жермене
- 16. Просветительская литература Франции XVIII в. с ее философской «разумностью» и назидательностью почти совсем заглушила поэтическую музу.
- 17. В кругу французских романтиков Александ Дюма (1803 — 1870) — колоритная, необыкновенная фигура. Долгое время ему
- 18. Поэт, драматург, писатель Виктор Гюго (1802—1885) имеет мало соперников во французской романтической прозе. Его жизненный и
- 20. Скачать презентацию
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской культуре — родился
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской культуре — родился
Романтическую литературу, живопись,
музыку можно назвать «энциклопедией чувств»,
открывшей во всей
Романтическую литературу, живопись,
музыку можно назвать «энциклопедией чувств»,
открывшей во всей
неисчерпаемый мир одинокой человеческой
души, ее порывы к счастью, любовные томления,
мучительные поиски недосягаемого идеала.
Ни одно культурное явление не рождается
спонтанно. У романтизма были свои
Предшественники и свои кумиры.
Ранее других заговорил о преобладании чувства
над разумом французский просветитель
Ж.-Ж. Руссо («Исповедь» и другие сочинения).
Он же ввел в кругозор европейского общества
культ природы как то последнее прибежище,
где усталое человечество обретет наконец желанное счастье и покой
(«Савойский священник», «Новая Элоиза»). Рядом с Руссо вырастают
мощные фигуры поэтов немецкого движения «Sturm und Drang» («Буря и
натиск»), в сочинениях которых родились образы героев-бунтарей,
непонятых и отвергнутых («Разбойники» Шиллера), и знаменитая
вертеровская меланхолия («Страдания молодого Вертера» Гете).
Но подлинным «отцом романтизма» принято считать английского поэта Джорджа Ноэла Гордона
Но подлинным «отцом романтизма» принято считать английского поэта Джорджа Ноэла Гордона
Джордж Ноэл Гордон Байрон
Чуть позднее европейские читатели
смогли познакомиться с работой
франкфуртского философа
отшельника Артура Шопенгауэра
(1788—1860) «Мир
Чуть позднее европейские читатели
смогли познакомиться с работой
франкфуртского философа
отшельника Артура Шопенгауэра
(1788—1860) «Мир
представление». Книга поразила
современников глубочайшим
пессимизмом. Автор утверждал, что
история человечества лишена всякого
смысла. Не разум, а слепая воля к
жизни, жестокая и иррациональная,
правит обществом.
Свободным человека делает лишь
смерть, небытие, самоуничтожение.
Артур Шопенгауэр
в эпоху Просвещения
особое значение придавалось слову,
поскольку
в эпоху Просвещения
особое значение придавалось слову,
поскольку
Литература считалась высшим из
искусств и почиталась как область, граничащая
с философией. Романтики резко отмежевались
от этой теории. По их мнению, именно
музыка, неизреченное искусство, способное
передать эмоции человека, является
приоритетным видом художественного
творчества. Известный философ и эстетик Ф.В.
Шеллинг объявляет музыкальность «голосом глубочайшей сущности мироздания». Немецкие писатели-романтики — Новалис, Фр. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Л. Тик — считали, что мышление звуками выше любого другого, и музыка может рассказать о том, где слова поэзии или образы живописи бессильны. Под влиянием этих идей родились представления о художнике-универсале, обладающем «синтетическим» талантом композитора, поэта и живописца, что безгранично расширяет его творческие возможности. Как мы увидим далее, история романтического искусства изобилует примерами такой необычной «синтетической» одаренности.
Яркая индивидуальность немецкого романтизма —
Фридрих Гёльдерлин (1770 — 1843). Писателю не
было
Яркая индивидуальность немецкого романтизма —
Фридрих Гёльдерлин (1770 — 1843). Писателю не
было
получил широкую известность. В нем Гёльдерлин
поведал о пылком греческом юноше Гиперионе,
отдавшем себя борьбе за освобождение родного
края. Судьба героя была трагичной. Печальный, не
понятый людьми, всеми покинутый отшельник, он
приходит к выводу: «...Лучше жить на любой другой
планете, только Не на Земле». В поэзии Гёльдерлина
постоянно присутствует человек, обреченный на
одиночество и тоску. Воспринимая современность
как «время неутешного плача», немецкий
романтик порой уносится мечтами в далекую
античность, свободно соединяя образы прошлого и
настоящего:
Фридрих Гёльдерлин
Вы бродите там, в лучах,
По тропам зыбким, ясные гении!
Вас тихо нежит
Сияющий воздух богов, —
Так касаются вещих струн
Пальцы арфистки.
Рок незнаком небожителям.
Как младенческий сон, их дыхание...
Но нам в этом мире
Покоя не будет нигде.
( «Песнь судьбы». Перевод Г. Ратгауза)
В истории немецкого романтизма
трудно переоценить роль
фольклорного
сборника «Волшебный рог мальчика»
(1806—1808),
В истории немецкого романтизма
трудно переоценить роль
фольклорного
сборника «Волшебный рог мальчика»
(1806—1808),
друзьями — Клеменсом Брентано
(1778—1842) и Ахимом фон
Арнимом (1781—1831).
Живая простота народной поэзии,
выразившей естественные чувства
людей, не испорченных
цивилизацией, нашла горячий
отклик в сердцах современников.
Как писал позднее Генрих Гейне,
в этой книге «заключаются самые
Чарующие цветы немецкого духа». В
числе прочих «чарующих цветов»
сборника есть и такое
стихотворение:
Ахимом фон Арнимом
Клеменс Брентано
— Как распознаю я твой дом,
Скажи, разумница моя!—
Ходи по уличкам кругом,
Так и по уличкам кругом,
Так и узнаешь, где мой дом.
Молчок! молчок!
Попридержи-ка язычок! <...>
— А что мне делать поутру,
Скажи, разумница моя!—
Надень, что снял, забудь — что знал...
Свет всюду бел, а мир — не мал!
Молчок! молчок!
Попридержи-ка язычок!
{Перевод М. Цветаевой)
Труд Арнимо и Брентано возбудил
интерес к народному творчеству в
многообразии жанров. Но
Труд Арнимо и Брентано возбудил
интерес к народному творчеству в
многообразии жанров. Но
полюбилась немецким романтикам
сказка. Вспомним, как в детстве в
царство волшебных желаний нас
погружали братья Гримм —всемирно
известные авторы «Детских и
домашних сказок» (1812—1815).
Не менее прославленный творец
сказочной фантастики — Эрнст Теодор
Амадей Гофман (1776—1822).
Гофман был «идеальным» с точки
зрения романтиков мастером
универсалом, сочетая таланты
композитора (автор оперы «Ундина»),
музыкального критика, дирижера,
живописца, графика, декоратора,
режиссера. Но нам он интересен
прежде всего как мастер сказки и
фантастической новеллы. В сочинениях
Гофмана предстает особый «двуликий»
мир, словно сотканный из реальности и
вымысла, мистики и гротеска,
уродливого и прекрасного, смешного и
трагичного. Так, в сатирической сказке
«Крошка Цахес» писатель рассказал
поучительную историю об
отвратительном уродце —
«раздвоенной редьке», «диковинным
обрубке корявого дерева», который к
тому же мяукает и кусается. Цахес
страшен и смешон, но зато наделен
волшебным даром — он умеет
присваивать себе заслуги окружающих,
благодаря чему становится всесильным
министром. В этой нелепой ситуации
писатель видит некую закономерность
бытия, его неразумность и
непостижимость. Сквозной персонаж
гофмановских творений —
капельмейстер Крейслер,
непризнанный гениальный музыкант.
Его благородство и одухотворенность
противоположны обывательским
взглядам, мещанству, пошлости, всему
тому, что немецкие романтики
называли филистерством. В своем
итоговом сочинении — незаконченном
романе «Житейские-воззрения кота
Мурра» (1-й том — 1819; 2-й том —
1821) писатель противопоставил
Крейслера ученому коту Мурру,
напичканному пышной фразеологией
(«бренный мир», «дикая игра
необузданных страстей» и др.), за которой
скрываются низменные инстинкты.
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Среди высших достижений немецкого романтизма —
творчество Генриха Гейне (1797—1856). В России
Среди высших достижений немецкого романтизма —
творчество Генриха Гейне (1797—1856). В России
был известен прежде всего как прекрасный лирический
поэт.
Хотел бы в единое слово
Я слить мою грусть и печаль
И бросить то слово на ветер,
Чтоб ветер унес его вдаль.
И пусть бы то слово печали
По ветру к тебе донеслось,
И пусть бы всегда и повсюду
Оно тебе в сердце лилось!
И если б усталые очи
Сомкнулись под грезой ночной,
О, пусть бы то слово печали
Звучало во сне над тобой!
Это стихотворение в переводе русского поэта Л. Мея,
положено на музыку П.И. Чайковским. Всего же на
стихи немецкого романтика создано свыше 4000
музыкальных произведений, в том числе сочинения
таких композиторов, как Шуберт, Шуман, Брамс,
Мендельсон. Так что слава и известность поэта перешагнули границыГермании.
Генрих Гейне
На фоне блистательной школы немецких романтиков достижения представителей английского поэтического романтизма
На фоне блистательной школы немецких романтиков достижения представителей английского поэтического романтизма
Гораздо ярче романтизм расцвел в английской прозе, где заблистало имя Вальтера Скотта (1771—1832), создателя жанра исторического романа. Знаменитым писатель стал в 1814 г., когда вышел в свет его первый роман «Уэверли». Вслед за этим «шотландский чародей» (как назвал В. Скотта А.С. Пушкин) написал 25 исторических романов, несколько сборников стихов, пьесы, поэмы, двухтомник «История Шотландии» и многотомное сочинение «Жизнь Наполеона Бонапарта». Каждое новое произведение Скотта тотчас переводилось на иностранные языки, и его влияние на развитие европейской литературы было огромным.
Вальтер Скотт
Вершиной английской литературы XIX в. является творчество Чарльза Диккенса (1812—1870). Его
Вершиной английской литературы XIX в. является творчество Чарльза Диккенса (1812—1870). Его
Мир сочинений Диккенса разнообразен и глубок. Он не был романтиком в традиционном понимании, хотя многое связывает писателя с эстетикой этого направления. Романтические преувеличения, фантастика, гротеск и шарж, скепсис и пессимизм — все это характерно для романов писателя. Вместе с тем Диккенс был чужд «бегству от действительности». Скорее наоборот: он возвысил свой голос в защиту униженных и обиженных, твердо веря в великое и прекрасное будущее своего народа. Острота жизненных ситуаций, раскрытых Диккенсом в романах «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд» и других, приближает писателя к высотам критического реализма, а глубокий психологизм и человечность ставят его в ряд великих гуманистов.
Чарльз Диккенс
В 1839 г. Диккенс завершил одно из своих лучших творений —
В 1839 г. Диккенс завершил одно из своих лучших творений —
Развитие романтизма во Франции наиболее весомо представлено литературой и изобразительным искусством.
Развитие романтизма во Франции наиболее весомо представлено литературой и изобразительным искусством.
Франсуа-Рене де Шатобриан
Французский романтизм открыл дорогу в большую литературу писателям-женщинам. Первенство на этом
Французский романтизм открыл дорогу в большую литературу писателям-женщинам. Первенство на этом
Большую роль в культуре XIX в. сыграла Аврора Дюдеван (1804— 1876), известная всему миру под псевдонимом Жорж Санд. С самых первых своих романов она повела решительный разговор об эмансипации женщин. В лучших книгах (а всего Жорж Санд принадлежат свыше 100 произведений) писательница отразила идейные искания эпохи и идеалы свободной личности («Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» и др.) В числе больших почитателей ее таланта был И.С. Тургенев.
Просветительская литература Франции XVIII в. с ее философской «разумностью» и назидательностью
Просветительская литература Франции XVIII в. с ее философской «разумностью» и назидательностью
Встает ли день, нощные ль сходят тени, —
И мрак и свет противны мне...
Моя судьба не знает изменений —
И горесть вечная в душевной глубине!
Но долго ль страннику томиться в заточенье?
Когда на лучший мир покину дольний прах
Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье;
Где солнце истины в нетленных небесах?..
Тогда, быть может, прояснится
Надежд таинственных спасительный предмет,
К чему душа и здесь еще стремится
И токмо там, в отчизне, обоймет...
(Перевод Ф.Тютчева)
В кругу французских романтиков Александ Дюма (1803 — 1870) — колоритная,
В кругу французских романтиков Александ Дюма (1803 — 1870) — колоритная,
Лучшие сочинения писателя относятся к 1840-м гг.: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо». В текстах этих произведений прослеживается влияние и бульварной мелодрамы, и романа-фельетона с его преувеличенными страстями и лихо закрученной интригой. Дюма разыскивал в старинных мемуарах и документах яркие, порой анекдотичные случаи и переиначивал их, давая волю своей искрометной фантазии, воспевая энергию, отвагу, чувство долга и благородства. Прихоти правителей, придворные интриги, любовные страсти —все это предстает на страницах его романов в живом, очищенном от «пыли времен» виде. Герои его бессмертных творений всегда сражаются на стороне обиженных и слабых против зла и насилия.
Александ Дюма
Поэт, драматург, писатель Виктор Гюго (1802—1885) имеет мало
соперников во французской романтической
Поэт, драматург, писатель Виктор Гюго (1802—1885) имеет мало
соперников во французской романтической
творческий путь длился долго, почти весь XIX в. Сочинения Гюго
отличаются редким художественным единством. Во всем, что
выходило из-под его пера, чувствуется мощная индивидуальность,
слышится взволнованный голос автора, исполненного страстного
желания защитить добро и справедливость. Как признается он сам:
Я был непримирим во дни лихих годин,
На многих деспотов я шел войной один...
Жизнь представляется Гюго ареной борьбы добра и зла, и свой удел писатель видит в том, чтобы передать в художественной форме вопиющие противоречия прекрасного и безобразного, счастья и страданий. Взор Гюго обращен к крушению цивилизаций, к кровавой борьбе народов против тирании. Эти катастрофы истории сродни тем пугающим безднам, которые открывает писатель в душах людских. Но он верит в добрые начала жизни и твердо ведет своих героев «от мрака к свету». Так, в романе «Собор Парижской богоматери» Гюго показывает нескончаемые человеческие страдания, обнажает перед читателем омерзительное лицо пороков и преступлений. И тут же возносит своих персонажей к вершинам возвышенных чувств, к подлинной красоте и величию души.
После прихода Наполеона III к власти убежденный противник монархии Гюго вынужден был покинуть Францию. Девятнадцать лет он провел на островах Атлантического океана. В изгнании были написаны такие шедевры, как «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869). В романе «Отверженные» Гюго вложил в уста героя баррикадных боев, обреченного на смерть, слова, воплощающие идеал, которому всю жизнь был верен он сам: «Труд для всех, право для всех, мир над всеми».
Виктор Гюго