Неоплатонизм

Содержание

Слайд 2

Неоплатонизм Неоплатонизм- идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью

Неоплатонизм

Неоплатонизм- идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию

разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание неоплатонизма сводится к разработке диалектики платоновской триады - "единое", "ум ", "душа". 
Слайд 3

Периодизация II—III вв. Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение.

Периодизация

II—III вв.
Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение. Период отличается спекулятивно-теоретическим характером,

преимущественно реконструированием основной триады Платона.
Слайд 4

III—IV вв. Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и

III—IV вв.

Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие

политеизма. Не покидая почвы спекулятивных теорий, неоплатонизм этого периода ставит главной задачей практическую мистику, теургию и мантику; систематизирует античную мифологию, большее внимание обращая на религиозно-магическую практику; изъясняет сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, стрологии, экстатического восхождения в сверхчувственный мир.
Слайд 5

IV—VI вв. Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии.

IV—VI вв.

Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии.

Слайд 6

Концепция Неоплатонизм представляет собой синтез: идей Платона; логики и толкований Аристотеля,

Концепция

Неоплатонизм представляет собой синтез:
идей Платона;
логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону;
пифагореизма и орфизма;
идей халдейских оракулов и египетской религии;
идей индуистской философии.

Слайд 7

Влияние В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ.

Влияние

В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и неоплатонизм были преданы

анафеме на двух Поместных Соборах в Византии. Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил платоновскую Академию в Афинах, бывшую последним оплотом языческого неоплатонизма.
Однако идеи неоплатонизма не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом; оказывает значительное воздействие на развитие арабской философии.
Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы — Василия Великого, Григория Назианзана и Григория Нисского, ставших на путь христианизации неоплатонизма. Большую роль в распространении идей неоплатонизма сыграл Максим Исповедник. В XI в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл.
Под влиянием неоплатонизма находился Августин Блаженный. Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как например Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы.