Новые направления политико-правовой мысли России начала XX в

Слайд 2

Лев Петражицкий (1867-1931) Является основателем психологической теории права, основными элементами которой

Лев Петражицкий (1867-1931)

Является основателем психологической теории права, основными элементами которой являются эмоции

личности. Эмоции могут быть:
- первичными, - связанными с биологическими инстинктами,
- бланкетными, связанными с социализацией человека
Внутри бланкетных эмоций выделяет нравственные и
правовые.
Первый вид эмоций не несет в себе никаких требований одного индивида к другому
Содержанием второго вида эмоции является требование одного человека, к другому выполнить определенные обязанности.
Права в трактовке Петражицкого представлены как закрепленный за одним человеком долг другого человека.
Слайд 3

Павел Новгородцев (1866—1924) В основу своей концепции положил понятие "личность". Отстаивал

Павел Новгородцев (1866—1924)

В основу своей концепции положил понятие "личность".
Отстаивал идею о

доминировании личности над обществом.
Моральный идеал личности служит критерием для организации государственной системы и правопорядка;
нормы морали трактуются не только как "нормы личного поведе​ния", но и как "основа общей нравственной жизни«
Возникающие противоречия между идеальным представлением личности о государстве и праве и реальным положением дел конкретного государства приводят к кризису правосознания.
Слайд 4

Богдан Кистяковский (1868—1920) «Самоцелью одинаково являются и личность и общество". Выделял

Богдан Кистяковский (1868—1920)

«Самоцелью одинаково являются и личность и общество".
Выделял несколько аспектов:
социальный;


психологический;
государственно-организационный;
нормативный.
При рассмотрении права с точки зрения социологии первое выступает как один из элементов феноменального мира должного.
Психологическое восприятие представляет право как совокуп​ность представлений, эмоций, волевых установок.
Государственно-организационный аспект показывает связь права с государством.
Нормативный аспект изображает право как "трансцендентно-телеологическую" сущность.