Общая характеристика политических и правовых учений Древнего Рима Выполнили: студенты 3-го курса группы Ю-101 Меженько Ю.В и Шевцо

Содержание

Слайд 2

Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754-510

Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода:
царский (754-510

гг. до н.э.),
республиканский (509-28 гг. до н.э.),
императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права.

Слайд 3

Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении долгой

Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении долгой

истории в условиях острой борьбы между различными слоями населения - патрициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.
Слайд 4

в 494 г. до н.э. учреждается должность плебейского (народного) трибуна с

в 494 г. до н.э. учреждается должность плебейского (народного) трибуна с

широкими полномочиями, позволявшими нейтрализовать антиплебейские акции других магистратур. В дальнейшем (367 г. до н.э.) был принят закон, согласно которому один из двух ежегодно избиравшихся народным собранием консулов (высших магистратов римской республики) должен был быть плебеем.

Видными идеологами плебеев были братья Тиберий и Гай Гракхи, которые, будучи избраны народными трибунами (соответственно в 133 и 123 гг. до н.э.), решительно выступили за ограничение крупного землевладения, конфискацию излишков земли и их раздачу безземельным гражданам. В интересах городского плебса и люмпен-пролетариев Гаем Гракхом были предложены и такие мероприятия, как снижение цен на хлеб, строительство дорог и т.д.

Слайд 5

В политическом плане движение братьев Гракхов было направлено на ослабление и

В политическом плане движение братьев Гракхов было направлено на ослабление и

подрыв сената и консервативно настроенного сенаторского сословия и решающее усиление роли народа (и прежде всего городского и сельского плебса, а также сословия всадников) в делах государства. По проведенному Гаем Гракхом судебному закону суды, находившиеся ранее в ведении сенаторского сословия, были переданы в руки всадников.
 Определенное влияние на борьбу Гракхов за демократизацию римских социально-политических порядков оказали идеалы и институты древнегреческой демократии.
Слайд 6

В общетеоретическом плане древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих

В общетеоретическом плане древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих

древнегреческих концепций. Примечательно, что, когда в середине V в. до н.э. плебеи потребовали составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством и особенно с законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении важного источника древнеримского права - знаменитых Законов XII таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 г. до н.э., две последние - составлены и приняты в 450-449 гг. до н.э.).
Слайд 7

Так, общефилософские воззрения Демокрита и Эпикура, представления Демокрита о прогрессивном развитии

Так, общефилософские воззрения Демокрита и Эпикура, представления Демокрита о прогрессивном развитии

людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Титом Лукрецием Каром (99-55 гг. до н.э.) в его известной поэме «О природе вещей».

Значительное влияние на древнеримских авторов оказали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей.

Слайд 8

Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ограничивались лишь

Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ограничивались лишь

простым заимствованием положений своих предшественников, а развивали их дальше с учетом специфических социально-политических условий и задач римской действительности. Например, характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие и новое выражение в трактовке Цицероном государства как публично-правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и юристами) при создании, по существу, новой концепции - понятия юридического лица (правовой личности, персоны).

В своих теоретических построениях римские авторы использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о «смешанной» форме правления и т.д.

Слайд 9

Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политикоправовой проблематики в области общей

Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политикоправовой проблематики в области общей

теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин (гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права).

Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки - юриспруденции

Слайд 10

Римские авторы в своих построениях теоретически отразили ту новую, отличную от

Римские авторы в своих построениях теоретически отразили ту новую, отличную от

древнегреческой, социально-историческую и политико-правовую реальность, в обстановке которой они жили и действовали (достаточно высокое развитие отношений частной собственности и права, кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти - к принципату и доминату, кризис рабского труда и становление колоната и т.д.).
Слайд 11

Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых и

Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых и

властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).

В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей.

В своем новом подходе к вопросам собственности, труда и распределения ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду.