Основные этапы становления культурологии как науки Подготовили студенты 2-го курса Факультета таможенного дела Группа Тс02/1510

Содержание

Слайд 2

донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIII в.);

донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIII в.);
этап

становления знаний о культуре в рамках других наук (XVIII – XIX вв.);
формирование культурологии как самостоятельной науки (XX в.).

Периоды развития культурологического знания

Слайд 3

Античная философия. Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается

Античная философия.
Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в

философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа.
Греческие философы-софисты говорили о противопоставлении природного и нравственного начал, понимая нравственность изначально как то, что отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».
Слайд 4

В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование).

В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание,

образование).
Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.
Слайд 5

Слово «культура» появилось в римской античности и произошло от глагола «colere»

Слово «культура» появилось в римской античности и произошло от глагола «colere»

— возделывать, обрабатывать, ухаживать. Вначале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы». В этом значении его применял известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), написавший дошедший до наших дней трактат «De agri cultura» (160 до н.э.). 
Слайд 6

Отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу

Отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу

выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) «Тускуланские беседы» (45 до н.э.). В этой книге Цицерон применил слово «культура» в переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом обозначил все созданное человеком в отличие от мира, созданного природой.
Слайд 7

Эпоха Средневековья (5-15 века). В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение.

Эпоха Средневековья (5-15 века).
В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение.
Осмысление культуры

приобретает богословское звучание.
Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что:
культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование.
В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности (в его основе – образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).
Слайд 8

Первая попытка дать научное объяснение феномену культуры была предпринята в XVII

Первая попытка дать научное объяснение феномену культуры была предпринята в XVII

в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Становление культурологии как науки

Слайд 9

Культура эпохи Нового времени (17- первая пол. 19 века) складывается под

Культура эпохи Нового времени
(17- первая пол. 19 века) складывается

под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм).
Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени:
приоритет научного знания;
идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития);
идея прогрессивного развития общества
автономность морали и личности по отношению к религии.
Слайд 10

Культура - искания человеческого духа, область, которая лежит собственно за пределами

Культура - искания человеческого духа, область, которая лежит собственно за пределами

природы человека и традициями его социального существования, область духовной свободы человека. Творческий акт - мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы - духовное производство. Высший из них - творчество в сфере искусства.

В философии эпохи Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И. Кант, Г. Гердер,Гегель).

Слайд 11

На рубеже XVIII-XIX вв. немецкий просветителя И.Г. Гердера рассматривал культуру в

На рубеже XVIII-XIX вв. немецкий просветителя И.Г. Гердера рассматривал культуру в

историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура является раскрытием сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры.
Слайд 12

В конце XIX — начале XX в. стати появляться работы, в

В конце XIX — начале XX в. стати появляться работы, в

которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было до сих пор. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.
Слайд 13

Термин «культурология» впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г.

Термин «культурология» впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г.

в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения.
Слайд 14

Широкое распространение термина связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта,

Широкое распространение термина связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта,

который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию.
Слайд 15

Таким образом, культурология — молодая наука, находящаяся в стадии становления. Самым

Таким образом, культурология — молодая наука, находящаяся в стадии становления. Самым

большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие точки зрения на предмет её исследования, с которой были бы согласны большинство исследователей. Выявление предмета культурологии происходит на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.