Содержание
- 2. План: 1. Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры 2. Психоаналитическое объяснение происхождения культуры 2.1. Концепция культуры З. Фрейда
- 3. Одной из наиболее сложных проблем, связанных с культурогенезом, есть проблема происхождения культуры. Наскальные рисунки в пещере
- 4. 1. Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры Представители и их труды: Фридрих Энгельс (1820-1895), статья «Роль труда в
- 5. Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. К. Маркс
- 6. К. Маркс утверждал, что культура связана с трудом человека, с производством материальных благ. К. Маркс о
- 7. Согласно орудийно-трудовой концепции, человек выделился из животного мира. Ф. Энгельсу принадлежит классическая формула: «Труд создал человека».
- 8. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у
- 9. Последствия этих предпосылок – возникновения процесса труда и речи – огромны. Деятельность человека стала огромным импульсом,
- 10. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной
- 11. З. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена
- 12. З. Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности (двойственности) чувств. Речь идет о совести, как о даре,
- 13. З. Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, – убийства первобытного «отца». Шарль Жалабер
- 14. Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они у истоков истории решили убить главу
- 15. Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись больше никогда не совершать таких деяний. Так произошло, по З.
- 16. З. Фрейд считал, что ему удалось найти источник социальной организации, моральных норм и, наконец, религии в
- 17. Он понимал под человеческой культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем
- 18. Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны. З. Фрейд о двух сторонах культуры
- 19. С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами
- 20. С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений людей, а
- 21. Каждая культура, по словам З. Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов. При этом у людей
- 22. Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов. Благодаря им культура многие тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного
- 23. Главная задача культуры, по З. Фрейду, в том и состоит, чтобы защищать нас от природы. З.
- 24. Карл Густав Юнг считал источниками культуры являются сознательное и бессознательное начала. 2.2. Аналитическая теория культуры К.Г.
- 25. Во многом следуя в психотерапевтической практике за З. Фрейдом, К. Юнг существенно расходился с ним в
- 26. Отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры: 1) неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех
- 27. 2) модифицированная структура личности и понятие «коллективного бессознательного» наряду с «индивидуальным бессознательным»;
- 28. 3) у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга
- 29. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО – Я; 2)
- 30. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, это скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом
- 31. Всем известно, что Наполеон был маленького роста и вообще был неказист. Он крайне не любил высоких
- 32. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически
- 33. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца
- 34. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.
- 35. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества. К.Г. Юнг о коллективном бессознательном
- 36. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего
- 37. Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
- 38. Архетипы Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так
- 39. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным
- 40. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном
- 41. В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и
- 42. Примеры архетипов, описанных К.Г. Юнгом
- 43. Архетип «Самости» в варианте рекламы – это та внешность, которую адресат хотел бы иметь. Это красивые
- 44. Архетип «Самости» использует и телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоганы «Жизнь в твоем
- 45. В действительности, здесь используется скорее архетип «Маски», того, каким человека видят окружающие.
- 46. Архетип «Тень» – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как
- 47. Архетип «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. Вариант использования архетипа матери – реклама кофе «Ruscafe»
- 48. Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в
- 49. Различные версии такой концепции находим в творчестве Ханса Георга Гадамера (1900-2002), Эйгена Финка (1905-1975), Йохана Хёйзинги
- 50. Особое значение игре в развитии мировой культуры придает Й. Хейзинга. Он считает, что игра старше культуры.
- 51. «Игра – содержательная функция со многими гранями смысла». Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с
- 52. Игра – это прежде всего свободная деятельность. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна
- 53. Культура возникает в форме игры. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение
- 54. В играх, по мнению Й. Хёйзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира. Антуан-Жан Гро Наполеон
- 55. Во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может
- 56. Эрнст Кассирер (1874-1945) в книге «Философия символических форм» говорит об исходной разнородности культуры и описывает её
- 57. Язык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого процесса. Э. Кассирер о логике знаков
- 58. По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.
- 59. Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени
- 60. Иллюстрация 7
- 61. Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно
- 62. Уаджет (также око Ра или глаз Гора) – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который
- 63. По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не
- 64. 1. Язык
- 65. 2. Миф
- 66. 3. Искусство
- 67. 4. Религия
- 68. Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а
- 69. Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных
- 70. Кассирер приходит к выводу, что «символ – ключ к природе человека». Леонардо да Винчи Витрувианский человек
- 71. 5. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических
- 72. Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое
- 73. Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его
- 74. В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы» –
- 75. В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет
- 76. Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является
- 77. Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.
- 78. По Гумилеву, имеются три категории людей: – пассионарии; – гармоничные особи; – субпассионарии. Л.Н. Гумилёв о
- 79. У пассионариев энергетика избыточна. Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть
- 80. В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином,
- 81. Доку Умаров Винсент ван Гог Автопортрет И.Н. Крамской Портрет Л.Н. Толстого Неизвестный художник Портрет М.В. Ломоносова
- 82. У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга. Такой индивид (если есть соответствующий талант
- 83. При одном условии – если за это платят. Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть
- 84. Субпассионарий же ни на что полезное не способен. Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень)
- 85. Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на
- 86. Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов (цивилизаций). Вот как это выглядит относительно западного мира.
- 87. После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа. В эпоху подъема пассионарности она отстояла
- 88. Санта-Мария Нашенте (Santa Maria Nascente), или собор Дуомо – кафедральный собор, выполненный в стиле готики, являющийся
- 89. В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю
- 90. В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.
- 91. В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания. Происходит невиданный подъем науки и
- 92. Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть
- 93. 6. Структуралистская концепция культуры Метод структурного анализа в антропологии был разработан Клодом Леви-Строссом (1908-2009).
- 94. 1. Нельзя считать «первобытный» народ народом без истории. История этих народов нам не известна либо из-за
- 95. 2. Общества нельзя делить на на примитивные и развитые. Леви-Строс вводит понятия «холодные» и «горячие» общества.
- 96. 3. Туземцы, не имеющие письменности и технического прогресса, живут счастливо, так как вокруг них «нет ничего,
- 97. В книге «Печальные тропики», в которой он подробно описывает жизнь индейцев тропической Бразилии, можно выделить три
- 98. – цивилизация хуже разрешает жизненные проблемы, чем это делают дикари.
- 99. 4. Леви-Строс вводит такие понятия, как внешнее «Я» (self) и внутреннее «Я» (I). Ученый формулирует такое
- 100. Первобытный человек ничем не отличается по своему внутреннему «Я» от современного. Несмотря на все исторические изменения,
- 101. 5. Современные европейские народы утратили единство чувственного и рационального в своей культурной жизни, и это чревато
- 102. Создав мир символов, современный человек в своей культурной жизни отошел от следования бессознательной структуре разума, которая
- 104. Скачать презентацию