Основы стихосложения

Содержание

Слайд 2

РИФМА это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или

РИФМА

это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично

расположенных частей стихотворных строк.
Основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных, а также звуковым повтором окончания стиха, подчеркивая междустрочную пауза и ритм стихотворения
Слайд 3

Ри́фма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. 1. Водой,

Ри́фма  — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

1. Водой, огонь,

носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.
2. Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.
Слайд 4

Парная Рифма Перекрестная Кольцевая ААББ АБАБ АББА

Парная

Рифма

Перекрестная

Кольцевая

ААББ

АБАБ

АББА

Слайд 5

Рифма Перекрестная И тебя, мое сердце, впервые, А может быть, до

Рифма

Перекрестная
И тебя, мое сердце, впервые, А
может быть, до скончания дней, Б
волновали

цветы неживые А
сверхъестественной жизнью своей. Б
М. Алигер
Слайд 6

ДЛЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ВАЖНЫ

ДЛЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ВАЖНЫ

Слайд 7

Стихотворная речь – речь, по-особому организованная РИТМ – равномерное чередование звуков,

Стихотворная речь – речь, по-особому организованная
РИТМ – равномерное чередование звуков, смена

интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на читателя.
СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударными.
УДАРЕНИЕ – это выделение слога силой голоса.
СТИХ – одна строка.
Слайд 8

Рифма Кольцевая Знаю я, что, подобно звезде, А Будут живы и

Рифма

Кольцевая
Знаю я, что, подобно звезде, А
Будут живы и подвиги чести, Б
Что

о них негасимые вести Б
Мы услышим всегда и везде. А
В. Рождественский
Слайд 9

Рифма Парная Вот уж вечер волгоградский настает, А А старушка не

Рифма

Парная
Вот уж вечер волгоградский настает, А
А старушка не уходит, сына

ждет, А
В мирный берег тихо плещется волна, Б
Разговаривает с матерью она. Б
В. Боков
Слайд 10

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся строфах рифма бывает следующих типов:

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся строфах рифма бывает следующих

типов:
Слайд 11

мужская (с ударением на последнем слоге стиха) дактилическая (с ударением на

мужская
(с ударением на последнем слоге стиха)

дактилическая
(с ударением на третьем от

конца стиха слоге

женская
(с ударением на предпоследнем слоге стиха

гипердактилическая
(с ударением на четвертом и последующих от конца стиха слогах)

Слайд 12

МУЖСКАЯ Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел

МУЖСКАЯ

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный

товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
(А.С.Пушкин)
Слайд 13

ЖЕНСКАЯ Как мне близок и понятен Этот мир – зеленый, синий,

ЖЕНСКАЯ
Как мне близок и понятен
Этот мир – зеленый, синий,
Мир живых прозрачных

пятен
И упругих, гибких линий.
(М.Волошин)
Слайд 14

ДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы,

ДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я

же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М.Лермонтов)
Слайд 15

ГИПЕРДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ Идет Балда, покрякивает, А поп, завидя Балду, вскакивает… (А.С.Пушкин)

ГИПЕРДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ
Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает…
(А.С.Пушкин)

Слайд 16

Определите стихотворный размер, тип и вид рифмы:

Определите стихотворный размер, тип и вид рифмы:

Слайд 17

Ри́тм — равномерное чередование повторяющихся единиц (ударного и безударного слога).

Ри́тм  — равномерное чередование повторяющихся единиц
(ударного и безударного слога).

Слайд 18

Стихотворные размеры двусложные трехсложные ХОРЕЙ 1,3,5,7 ЯМБ 2,4,6,8 ДАКТИЛЬ АМФИБРАХИЙ АНАПЕСТ 1,4,7,10 2,5,8,11 3,6,9,12

Стихотворные размеры

двусложные

трехсложные

ХОРЕЙ

1,3,5,7

ЯМБ

2,4,6,8

ДАКТИЛЬ

АМФИБРАХИЙ

АНАПЕСТ

1,4,7,10

2,5,8,11

3,6,9,12

Слайд 19

Хорей По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих

Хорей

По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих слов,

переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных с использованием хорея быстрое, звонкое.
! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - !
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жные крутя́;
Слайд 20

ЯМБ Пример схемы: - ! - ! - ! - !

ЯМБ

Пример схемы: - ! - ! - ! - ! - !

- - ! - ! - ! - ! - !
Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть
Слайд 21

Дактиль Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе,

Дактиль

Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей

всего три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был первый из них. Пример схемы: ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! - - !
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники …
Слайд 22

Амфибрахий Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон.

Амфибрахий

Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон. При

использовании этого метра в стопе формируются три слога, а ударение делается на тот, что стоит в центре этой группы. Пример схемы:
- ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! –
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́ -
Моро́з-воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.
(Н. А. Некрасов)
Слайд 23

Анапест Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в

Анапест

Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в которых

ставится на последний слог. Пример схемы: - - ! - - ! - - ! - - - ! - - ! - - !
О, весна́ без конца́ и без кра́ю — Без конца́ и без кра́ю мечта́! Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! И приве́тствую зво́ном щита́!
Слайд 24

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР: 1.Расставьте ударение в каждом стихе. 2. Пронумеруйте

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР:

1.Расставьте ударение в каждом стихе.
2. Пронумеруйте каждый слог

и выпишите на поля номера ударных слогов:
Как ныне сбирается вещий Олег 2,5,8,11
Отмстить неразумным хазарам… 2,5,8
Слайд 25

Определите стихотворный размер, тип рифмы Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне

Определите стихотворный размер, тип рифмы
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне

твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Слайд 26

Определите стихотворный размер, тип рифмы Задремавшая река Отражает облака, Тихий, бледный

Определите стихотворный размер, тип рифмы

Задремавшая река
Отражает облака,
Тихий, бледный

свет небес,
Тихий, темный, сонный лес.
Слайд 27

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. С. Есенин

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С.

Есенин
Слайд 28

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. С. Есенин ХОРЕЙ Перекрестная

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С.

Есенин

ХОРЕЙ

Перекрестная

Слайд 29

Из книг мы знаем, как живут Индейцы, негры, эскимосы; В журналах

Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди задают
Друг

другу умные вопросы…
В. Ходасевич
Слайд 30

Из книг мы знаем, как живут Индейцы, негры, эскимосы; В журналах

Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди задают
Друг

другу умные вопросы…
В. Ходасевич

ЯМБ

Перекрестная

Слайд 31

Стилистические приемы и тропы (художественные средства) Аллитерация Ассонанс Аллитерационный повтор Лексический

Стилистические приемы и тропы (художественные средства)

Аллитерация
Ассонанс
Аллитерационный повтор
Лексический повтор
Эскпрессивный повтор
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение

Антитеза
Аллегория
Гипербола
Литота
Анафора
Эпифора
Инверсия
Синтаксический параллелизм

Слайд 32

План анализа стихотворения Назвать поэта, время написания стихотворения, литературное направление Тема

План анализа стихотворения
Назвать поэта, время написания стихотворения, литературное направление
Тема стихотворения
Проблема стихотворения
Лирический

герой
Как меняется настроение лирического героя от строфы к строфе
Идея стихотворения
Пафос
Строение стихотворения (рифма, размер, их особенности)
Художественные средства, использованные в стихотворении
Мое отношение к стихотворению
Слайд 33

Челн томленья Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря.

Челн томленья
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря.

В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
(отрывок)
К. Д. Бальмонт
Задания:
1. Определить и обозначить изобразительно-выразительные средства в стихотворении (тропы, поэтические лексика, фонетика, синтаксис).
2. Определить систему стихосложения и размер.
Охарактеризовать рифму.
4. Охарактеризовать вид строфы, способ рифмовки.
5. Определить тему, проблему, идею стихотворения