Развитие лирики

Содержание

Слайд 2

Лирика в устном народном творчестве народов мира Обрядово-календарные песни (свадебные, песни

Лирика в устном народном творчестве народов мира

Обрядово-календарные песни (свадебные, песни для

колядования, святочные песни, подблюдные песни, масленичные песни, песни-веснянки, песни русальной недели, купальские песни);
Трудовые песни;
Хороводные песни,
песни детские, рекрутские, солдатские, разбойничьи.
Древнегреческая лирика делится на декламационную и песенную (мелос), которая, в свою очередь, делится на монодическую и хоровую; развиваются торжественные жанры: ода и дифирамб.
Сопровождается музыкой
Слайд 3

Дифирамб – порывистые, экзальтированные песни в честь Диониса, исполнялись хором из

Дифирамб – порывистые, экзальтированные песни в честь Диониса, исполнялись хором из

50 человек, одетых в козлиные шкуры и маски (позднее – хвалебная песня)
Слайд 4

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима Лирика утрачивает

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима

Лирика утрачивает связь

с народным творчеством, становится авторской, создается представителями высших классов
Одновременно развиваются риторика и поэтика – науки о законах создания художественного произведения
Появляются эпитафии (надгробные надписи) и эпиграммы (надгробные или дарственные надписи)
Развиваются жанры декламационной лирики: элегия и ямб
Слайд 5

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима Элегия –

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима

Элегия – это

заплачка, причитание, исполняемое в сопровождении флейты. Впоследствии скорбный характер сменяется наставительным, побуждающим. Исполнялась на пирах и народных сходках. Следы траурного характера сохранились в надгробных надписях – эпиграммах.
Наиболее распространена была гражданская, военно-патриотическая элегия. Известным ее представителем был Каллин из Эфеса:
Скоро ль воспрянете вы? Когда ваше сердце забьется
Бранной отвагой? Ужель, о нерадивые, вам
Даже соседей не стыдно? Вы мыслите, будто под сенью
Мира живете, страна ж грозной объята войной…
Требует слава и честь, чтоб каждый за родину бился
Бился с врагом за детей, за молодую жену…
Развивается любовная элегия
Слайд 6

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима Ямбы –

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима

Ямбы – средство

выражения личных чувств, насмешливые песни, направленные против отдельных лиц:
Победишь – своей победы напоказ не выставляй,
Победят – не огорчайся, запершись в дому не плачь,
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй.
Слайд 7

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима Сапфо (Сафо)

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима

Сапфо (Сафо)
Богу равным

кажется мне по счастью Человек, который так близко-близко Пред тобой сидит, твой звучащий нежно Слушает голос И прелестный смех. У меня при этом Перестало сразу бы сердце биться: Лишь тебя увижу, уж я не в силах Вымолвить слова.
Но немеет тотчас язык, под кожей Быстро легкий жар пробегает, смотрят, Ничего не видя, глаза, в ушах же — Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью Члены все охвачены, зеленее Становлюсь травы, и вот-вот как будто С жизнью прощусь я.
Но терпи, терпи: чересчур далёко Все зашло…
Слайд 8

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима Анакреонт …

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима

Анакреонт

Люблю, и словно

не люблю,
И без ума, и в разуме.
(Перевод В. Вересаева)

Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне, мальчик резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой.
Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно:
Нет, за чашей я пою
Иль беседую невинно. (Перевод А. Пушкина)
Слайд 9

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима Буколическая поэзия

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима

Буколическая поэзия (греч.

букол — пастух), описание идиллической пастушеской жизни на фоне прекрасной сельской природы.
Жанр буколической поэзии — идиллия (греч. картинка).
Родоначальником ИДИЛЛИИ считается Феокрит (IV — первая половина III века до н.э.):

С белою кожей Дафнис, который на славной свирели Песни пастушьи играл, Пану приносит дары:
Ствол тростника просверленный, копье заостренное, посох,
Шкуру оленью, суму - яблоки в ней он носил.
Слайд 10

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима Гай Валерий

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима

Гай Валерий Катулл

(87 или 84 — после 54 года до н.э.): главный жанр – любовная элегия

Жизнь моя! Будет счастливой любовь наша, так ты сказала
Будем друг другу верны и не узнаем разлук!
Боги великие! Сделайте так, чтоб она не солгала!
Пусть ее слово идет чистым от чистой души!
Пусть проживем мы в веселье спокойные, долгие годы,
Дружбы взаимной союз ненарушимо храня.
Слайд 11

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима Гораций: главный

Лирика в письменной литературе Древней Греции и Древнего Рима

Гораций: главный жанр

– ода.

Я воздвиг монумент. Меди прочнее он,   Вечных он пирамид несокрушимее,   И ни злой Аквилон, ни беспощадный дождь   Не разрушат теперь даже века его. Год за годом пройдет, сменится счет эпох,   Но не весь я умру, частью пребуду жив,   Помнить будут меня, не забывать, пока   Древний славя обряд, в Капитолийский храм   С чистой девой всходить будет верховный жрец. Там, где бурно кипит Ауфида пенный ток,   Там, где царствовал Давн в скудной дождем земле,   Всюду буду я чтим, бывший никем стал всем!   Ибо первый сумел на Италийский лад   Эолийскую песнь переложить стихом. Гордым взором окинь мой, Мельпомена, труд   И чело увенчай лавром Дельфийским мне.
Слайд 12

Литература средних веков Устная городская лирика Народные песни Песни вагантов Письменная

Литература средних веков

Устная городская лирика
Народные песни
Песни вагантов

Письменная клерикальная литература (церковная)
Гимны
Духовные стихи
Письменная

рыцарская лирика (лирика труверов, трубадуров)
Слайд 13

Литература средних веков Письменная рыцарская лирика Альба Боярышник листвой в саду

Литература средних веков Письменная рыцарская лирика

Альба
Боярышник листвой в саду поник,
Где дона с

другом ловят каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый крик!
Увы! Рассвет, ты слишком поспешил!
Ах, если б ночь господь на веки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал…
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Слайд 14

Литература средних веков Письменная рыцарская лирика Кансона Любовь преграды все сметет,

Литература средних веков Письменная рыцарская лирика

Кансона
Любовь преграды все сметет,
Коль у двоих одна

душа.
Взаимностью любовь живет,
Не может тут служить заменой
Подарок самый драгоценный!
Ведь глупо же искать услад
У той, кому они претят!
С надеждой я гляжу вперед,
Любовью нежной к той дыша,
Кто чистою красой цветет,
К той, благородной  ненадменной,
Кем взят из участи смиренной,
Чье совершенство, говорят,
 И короли повсюду чтят.

 Пастораль
    Встретил пастушку вчера я,
     Здесь у ограды блуждая.
Бойкая, хоть и простая,
 Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная,
 Чепчик – от ветра прикрыться.

Слайд 15

Лирика эпохи Возрождения ЕВРОПА Любовная и пасторальная лирика приобретают всеобщее признание

Лирика эпохи Возрождения

ЕВРОПА
Любовная и пасторальная лирика приобретают всеобщее признание
Распространяются классические

формы:
сонет,
рондо,
канцона,
секстина,
терцина.
Четкость форм стихотворных произведений.
Слайд 16

Лирика эпохи Возрождения Шекспир Кто под звездой счастливою рожден - Гордится

Лирика эпохи Возрождения

Шекспир
Кто под звездой счастливою рожден - Гордится славой, титулом и

властью. А я судьбой скромнее награжден, И для меня любовь - источник счастья. Под солнцем пышно листья распростер Наперсник принца, ставленник вельможи. Но гаснет солнца благосклонный взор, И золотой подсолнух гаснет тоже. Военачальник, баловень побед, В бою последнем терпит пораженье, И всех его заслуг потерян след. Его удел - опала и забвенье. Но нет угрозы титулам моим Пожизненным: любил, люблю, любим.

Франческо Пертрарка
Мне мира нет,- и брани не подъемлю, Восторг и страх в груди, пожар и лед. Заоблачный стремлю в мечтах полет - И падаю, низверженный, на землю. Сжимая мир в объятьях,- сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен кует:
Ни узник я, ни вольный. Жду - убьет; Но медлит он,- и вновь надежде внемлю.
Я зряч - без глаз; без языка - кричу. Зову конец - и вновь молю: "Пощада!" Кляну себя - и все же дни влачу.
Мой плач - мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих - хочу...
И вот за пыл сердечный мой награда!

Слайд 17

Лирика эпохи Возрождения РОССИЯ Духовными стихами в русской словесности называют народные

Лирика эпохи Возрождения

РОССИЯ
Духовными стихами в русской словесности называют народные песни на

религиозные сюжеты. Пелись они каликами перехожими уже в XV —XVI вв.

Над той над рекой над Иорданью, На крутом, на красном бережочке, Вырастало древо купарисо; На том на древе купарисе Там чуден Крест проявился... На том Кресте Животворящем Там жиды Христа мучили-распинали.

По Мне, Мати, плачут небо и земля, По Мне, Мати, плачут солнце и луна, По Мне, Мати, плачут реки и моря, По Мне, Мати, плачут старики-старицы, По Мне, Мати, плачут вдовы-сироты.
Слайд 18

Лирика эпохи Просвещения Классицизм Основными жанрами считаются высокие (ода, героическая поэма)

Лирика эпохи Просвещения Классицизм

Основными жанрами считаются высокие (ода, героическая поэма) и низкие

(комедия, сатира, басня, идиллия).
Рационализм, построение произведений по строгим законам стихосложения
Идея долга, чести и служения государству

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев»

Слайд 19

Лирика эпохи Просвещения Классицизм В России классицизм зародился в XVIII веке,

Лирика эпохи Просвещения Классицизм

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований

Петра I.
Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей».
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов.
Поэтому в русском классицизме получили большое развитие лирические жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Слайд 20

Лирика эпохи Просвещения Сентиментализм Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс

Лирика эпохи Просвещения Сентиментализм

Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн

(Англия),
Жан Жак Руссо (Франция)

Томас Грей «Сельское кладбище»
Уже бледнеет день, скрываясь за горою;
Шумящие стада толпятся над рекой;
Усталый селянин медлительной стопою
Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой.
В туманном сумраке окрестность исчезает...
Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;
Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,
Лишь слышится вдали рогов унылый звон.
Лишь дикая сова, таясь под древним сводом
Той башни, сетует, внимаема луной,
На возмутившего полуночным приходом
Ее безмолвного владычества покой.
Под кровом черных сосн и вязов наклоненных, Которые окрест, развесившись стоят,
Здесь праотцы села, в гробах уединенных
Навеки затворясь, сном непробудным спят.
Денницы тихий глас, дня юного дыханье,
Ни крики петуха, ни звучный гул рогов,
Ни ранней ласточки на кровле щебетанье –
Ничто не вызовет почивших из гробов.

В. А. Тропинин. «Мальчик,
тоскующий об умершей птичке»

Слайд 21

Лирика эпохи Просвещения Сентиментализм Н.М. Карамзин … «Кто же милая твоя?»

Лирика эпохи Просвещения Сентиментализм Н.М. Карамзин


«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне,

право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;

«Странность любви, или бессонница» (1793)

Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
«Кладбище» (1792)

Слайд 22

Лирика эпохи романтизма Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей

Лирика эпохи романтизма

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и

философов йенской школы (В. Г. ВаккенродерРомантизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели).
В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.
В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж.
Ярким представителем английского романтизма является Байрон.
Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красинский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).
Слайд 23

Лирика эпохи романтизма Уильям Блейк Изречение невинности Небо синее - в

Лирика эпохи романтизма

Уильям Блейк
Изречение невинности
Небо синее - в цветке, В горстке праха

- бесконечность; Целый мир держать в руке, В каждом миге видеть вечность. Если птицу в клетку прячут, Небеса над нею плачут. Голубятня с голубями Гасит дьяволово пламя.

Пушкин
Погасло дневное светило
На море синее вечерний пал туман
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной угрюмый океан
Я вижу берег отдаленный
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоённый…
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило
Волнуйся подо мной угрюмый океан <…>

Слайд 24

Лирика эпохи романтизма В эпоху романтизма развивается лирика. Индивидуализация и идеализация

Лирика эпохи романтизма

В эпоху романтизма развивается лирика.
Индивидуализация и идеализация
Все

герои произведений носили отпечаток идеальности своих образов

Н. И. Гнедич,
П. А. Катенин,
Ф. Н. Глинка,
А. С. Пушкина,
К. Ф. Рылеев,
В. К. Кюхельбекер,
А. И. Одоевский,
В. А. Жуковский

Слайд 25

Лирика эпохи романтизма В.А. Жуковский Романтическая лирика Жуковского открыла безграничность движения

Лирика эпохи романтизма В.А. Жуковский

Романтическая лирика Жуковского открыла безграничность движения мыслей, чувств,

стремлений, впечатлений, намерений человеческого «я», их не сводимость к рациональным мотивировкам, к одномерности и однокачественности. Романтический герой Жуковского открывается в своих чувствах, прежде всего, природе и возвышается над границами духа и органического мира.

«Море»
Безмолвное море, лазурное море, Стою, очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышешь; сметенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. ………………………………………. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышет твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?..

Слайд 26

Реализм в России (первая половина 19 века) А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов

Реализм в России (первая половина 19 века)

А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Тема Родины
Свободолюбивые мотивы
Тема поэта

и поэзии
Тема народа
Слайд 27

Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого… Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности… Конец

Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого…
Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений,
катастрофичности…

Конец девятнадцатого века…Начало

двадцатого…
Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений,
катастрофичности…

А.А.Блок

Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.

Слайд 28

Направления в лирике реализм модернизм футуризм акмеизм имажинизм символизм декаданс Лирика

Направления
в лирике

реализм

модернизм

футуризм

акмеизм

имажинизм

символизм

декаданс

Лирика
конца 19 –
начала 20 века

Слайд 29

Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми Демократизм – неприятие элитарной, понятной

Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми

Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь

«кучке»посвящённых литературы.
Общественная направленность – осознание общественной роли и ответственности писателя.
Историзм: искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало.
Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики.

Толстой
Лев
Николаевич
1828-1910

Чехов
Антон
Павлович
1860-1904

Слайд 30

Писатели - реалисты Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 Куприн Александр Иванович 1870-1938

Писатели - реалисты

Бунин
Иван
Алексеевич
1870-1953

Куприн
Александр
Иванович
1870-1938

Зайцев
Борис
Константинович
1881-1972

Вересаев
Викентий
Викентьевич
1867-1945

Слайд 31

Писатели-реалисты Максим Горький 1868-1936 Короленко Владимир Галактионович 1853-1921 Андреев Леонид Николаевич 1871-1919 Замятин Евгений Иванович 1884-1937

Писатели-реалисты

Максим
Горький
1868-1936

Короленко
Владимир
Галактионович
1853-1921

Андреев
Леонид
Николаевич
1871-1919

Замятин
Евгений
Иванович
1884-1937

Слайд 32

Критический реализм (вторая половина 19 века) А.Н. Плещеев * * *

Критический реализм (вторая половина 19 века)

А.Н. Плещеев
* * *
В суде он

слушал приговор –
Его галеры ожидали:
Он был бедняк, и был он вор.
Неделю дети голодали,
И, нищетой удручена,
Глядела в гроб его жена;
Труды, заботы, огорченья,
Знать, не по силам были ей;
И поддался он искушенью:
Украл на хлеб семье своей.
И осуждение бесстрастно
Прочел ему синедрион;
Казалось, нищетой ужасной
Никто из них не поражен;
Пример не нов, да и напрасно
Жалеть - неумолим закон!
Лишь одному людское горе
Доступно было в этот миг,
Любовь в одном светилась взоре: Глядел - и кроток и велик –
Среди безмолвной тишины
Христос распятый - со стены...

Н.А. Некрасов
Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна - Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы - То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...

Слайд 33

Лирика конца 19 – начала 20 века Модернизм (от франц.moderne -

Лирика конца 19 – начала 20 века

Модернизм (от франц.moderne - «новейший»,

«современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства.
Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Моё единое отечество –
Моя пустынная душа.
К.Д.Бальмонт
Слайд 34

Символизм ( Д.Мережковский) Символизм ( Д.Мережковский) Символ- основная эстетическая категория. Символ

Символизм ( Д.Мережковский)

Символизм ( Д.Мережковский)

Символ- основная эстетическая категория. Символ - слово,

имеющее бесконечное количество переносных значений

Тематика произведений:
отрицание действительности( мир - зверинец, тюрьма, келья);
жизнь- сон, игра теней;
самообожествление;
метание человека от мрака к свету (мотив качелей);
одиночество;
Вечная Женственность, Душа мира.

Слайд 35

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета.

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими:

не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
В. Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
В. Брюсов

Слайд 36

Старшие символисты Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской

Старшие символисты

Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»

(1892)
Сборник «Русские символисты» (1894)
«Создания искусства – приотворённые двери в вечность».

Мережковский
Дмитрий
Сергеевич
1866-1941

Брюсов
Валерий
Яковлевич
1873-1924

Слайд 37

Старшие символисты Гиппиус Зинаида Николаевна 1869-1945 Бальмонт Константин Дмитриевич 1867-1942 Фёдор

Старшие символисты

Гиппиус
Зинаида
Николаевна
1869-1945

Бальмонт
Константин Дмитриевич
1867-1942

Фёдор
Сологуб
1863-1927

Кузмин
Михаил
Алексеевич
1875-1936

Слайд 38

Младосимволисты Андрей Белый 1880-1934 Александр Александрович Блок 1880-1921 Иванов Вячеслав Иванович 1866-1949

Младосимволисты

Андрей
Белый
1880-1934

Александр
Александрович
Блок
1880-1921

Иванов
Вячеслав
Иванович
1866-1949

Слайд 39

Футуризм ( «футур» - будущее) Футуризм ( «футур» - будущее) Манифест

Футуризм ( «футур» - будущее)

Футуризм ( «футур» - будущее)

Манифест «Пощечина общественному

вкусу»:
«Мы отрицаем правописание»;
«Мы расшатали синтаксис»;
«Нами уничтожены знаки препинания»
«Мы новые люди новой жизни»

Сборники:
«Рыкающий Парнас»,
«Дохлая Луна», «Доители изнуренных
жаб»

Группы:
«Бубновый валет»,
«Ослиный хвост»,
«Будетляне»

Слайд 40

Бурлюк Давид Николай Кульбин Портрет Д. Бурлюка

Бурлюк
Давид

Николай Кульбин
Портрет Д. Бурлюка

Слайд 41

Слайд 42

Николай Бурлюк Наталья Сергеевна Гончарова

Николай Бурлюк

Наталья Сергеевна
Гончарова

Слайд 43

Н. Гончарова «Крестьяне», 1911

Н. Гончарова «Крестьяне»,
1911

Слайд 44

Николай Иванович Кульбин

Николай Иванович Кульбин

Слайд 45

Слайд 46

Футуристы Маяковский Владимир Владимирович 1893-1930 Бурлюк Давид Давидович 1882-1967 Игорь Северянин 1887-1941 Велимир Хлебников 1885-1922

Футуристы

Маяковский
Владимир
Владимирович
1893-1930

Бурлюк
Давид
Давидович
1882-1967

Игорь
Северянин
1887-1941

Велимир
Хлебников
1885-1922

Слайд 47

Владимир Маяковский (1893 – 1930) Я хочу быть понят моей страной,

Владимир Маяковский (1893 – 1930)
Я хочу быть понят
моей страной,
А

не буду понят –
что ж.
По родной стране
пройду стороной,
Как проходит
косой дождь.
Слайд 48

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй

пелся облик
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо.
В. Хлебников

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо.
В. Хлебников

Слайд 49

Страница из «Сборника стихов» В. Хлебникова В. Хлебников «Заклятие смехом»

Страница из «Сборника стихов» В. Хлебникова

В. Хлебников «Заклятие смехом»

Слайд 50

Акмеизм( «акмэ» - ясность, вершина) Акмеизм( «акмэ» - ясность, вершина) Основные

Акмеизм( «акмэ» - ясность, вершина)

Акмеизм( «акмэ» - ясность, вершина)

Основные принципы

акмеистов:
отказ от мистической туманности, приятие мира во всем его многообразии, звучности, яркости;
четкость образов;
обращение к прошлому (образы из мифов , из русской истории)
Слайд 51

Акмеисты Ахматова Анна Андреевна 1889-1966 Мандельштам Осип Эмильевич 1891-1938 Гумилёв Николай Степанович 1886-1921 Сергей Городецкий 1884-1967

Акмеисты

Ахматова
Анна
Андреевна
1889-1966

Мандельштам
Осип
Эмильевич
1891-1938

Гумилёв
Николай
Степанович
1886-1921

Сергей
Городецкий
1884-1967

Слайд 52

Николай Гумилев (1886 – 1921) Я понял, что я заблудился навеки

Николай Гумилев (1886 – 1921)
Я понял, что я заблудился навеки
В слепых

переходах пространств и времен,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещен
Слайд 53

Я знаю веселые строки таинственных стран Про черную деву, про страсть

Я знаю веселые строки таинственных стран
Про черную деву, про страсть

молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Н. Гумилев

Я знаю веселые строки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Н. Гумилев

Слайд 54

Анна Ахматова (1889 – 1966) Ко мне приплывала зеленая рыба ,

Анна Ахматова (1889 – 1966)
Ко мне приплывала зеленая рыба ,
Ко мне

прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это – счастье.
Слайд 55

Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков

Cравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков

Cравнительная таблица
модернистских течений рубежа

19-20 веков
Слайд 56

Имажинизм (от франц. «имаж» - картинка) направление в поэзии модернизма, ставящее

Имажинизм (от франц. «имаж» - картинка) направление в поэзии модернизма, ставящее

на первое место отражение красочности, праздничности мира.

Имажинисты Шершеневич, Мариенгоф, Кусиков, Есенин

Рюрик Ивнев

Слайд 57

Сергей Есенин (1895 – 1925) Я теперь скупее стал в желаньях,

Сергей Есенин (1895 – 1925)
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя?

Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Слайд 58

Новокрестьянские поэты Мы предутренние тучи, зори росные весны. Н.Гумилёв Есенин Сергей

Новокрестьянские поэты

Мы предутренние тучи,
зори росные весны.
Н.Гумилёв

Есенин
Сергей
Александрович
1895-1925

Орешин
Пётр
Васильевич
1887-1938

Клюев
Николай
Алексеевич
1884-1937

Слайд 59

Писатели, не входившие в литературные группы Максимилиан Александрович Волошин 1877-1932 Борис

Писатели, не входившие в литературные группы

Максимилиан
Александрович
Волошин
1877-1932

Борис
Леонидович
Пастернак
1890-1960

Владислав
Фелицианович
Ходасевич
1886-1939

Марина
Ивановна
Цветаева
1892-1941

Слайд 60

Марина Цветаева (1892 – 1941) Кто создан из камня, кто создан

Марина Цветаева (1892 – 1941)
Кто создан из камня,
кто создан

из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена,
мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Слайд 61

Лирика 20 века Концептуализм Дмитрий Пригов Прости меня, я умираю Врачи

Лирика 20 века

Концептуализм
Дмитрий Пригов
Прости меня, я умираю Врачи мне вырезали печень И съели И

следом мозг - чтоб мыслить нечем Было Тоже съели Мне это показалось раем Поначалу Все перестало вдруг вертеться Повисло тихое! Но сердце Сердце! сердце! сердце! Бедное! Все страдает


Тяжелый глянец отсыревших дней, Где вровень с птицей, спящей над трубой, И крышею свинцовой, лицедей - Мотает клен опухшей головой. За ними безвозвратные кусты, По горло замурованные в страсть, Стоят, как бессловесные пласты, И все не могут заживо упасть. Вот, живописец, дело для тебя! Так прорубай свой онемелый холст, Пока навстречу выстрел сентября Сердечную не переломит кость!
1966г.

Слайд 62

Лирика 20 века . Постконцептуализм Тимур Кибиров # # # Умом

Лирика 20 века

. Постконцептуализм
Тимур Кибиров
# # #
Умом Россию не

понять — равно как Францию, Испанию, Нигерию, Камбоджу, Данию, Урарту, Карфаген, Британию, Рим, Австро-Венгрию, Албанию — у всех особенная стать.
В Россию можно только верить?
Нет, верить можно только в Бога.
Всё остальное — безнадёга.
Какой мерою ни мерить —
нам всё равно досталось много:
в России можно просто жить.
Царю с Отечеством служить.