Содержание
- 2. ХРИСТИАНСТВО и ИСЛАМ – две авраамические религии, зародившиеся в I и VII веках соответственно. При наличии
- 3. Влияние христианства на ислам В доисламской Аравии традиционно исповедовали многобожие, однако были распространены также христианство и
- 4. Влияние христианства на ислам Имя Пророка Исы – сына непорочной Девы Марии (Марьям) упоминается в Коране
- 5. Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат) В окружении Мухаммеда христиан было немало. Христианином был
- 6. Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат) Арабский халифат - "золотой век ислама" явился образцовым
- 7. Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат) В правительственных структурах халифата христиане могли занимать сколь
- 8. Отношение к мусульманам в Европе Отношение к мусульманам, захватившим Испанию, в Западной Европе было преимущественно враждебным.
- 9. Отношение к мусульманам в Европе Более образованные люди, прежде всего, представители клира, конечно, не смешивали мусульман
- 10. Отношение к мусульманам в Европе Существовал и третий взгляд на ислам: сарацинов называли «философами» и носителями
- 11. Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства В результате Первого Крестового похода 1096-1099 гг. у
- 12. Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства И хотя крестоносцы довольно быстро освоились в своих
- 13. Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства После захвата Иерусалима все церкви города, кроме храма
- 14. Ислам и Христианство в Монгольской империи В XIII веке в Евразии о себе заявила новая сила
- 16. Скачать презентацию
ХРИСТИАНСТВО и ИСЛАМ – две авраамические религии, зародившиеся в I и
ХРИСТИАНСТВО и ИСЛАМ – две авраамические религии, зародившиеся в I и
Г. Г. Гагарин «Благовещение
Пресвятой Богородицы»
(явление архангела Гавриила)
Н.К. Рерих "Магомет на горе Хира
(весть архангела Джебраила)"
Влияние христианства на ислам
В доисламской Аравии традиционно исповедовали многобожие, однако
Влияние христианства на ислам
В доисламской Аравии традиционно исповедовали многобожие, однако
Основатель новой религии – ислама – пророк Мухаммед находился под влиянием этих трёх вероучений.
Из христианства (а именно из распространённых в Аравии арианского и несторианского течений, признающих Христа не Богом, но Богоподобным человеком) в ислам пришел Иисус, по арабски Иса – как последний из Пророков, после которого идёт сам Мухаммед. Учение Исы, изложенное его учениками в Евангелии (Инджилии) также признаётся исламом (хоть и с оговорками), а сами христиане наряду с иудеями зовутся «Людьми Книги».
Пророк Мухаммед (Мухаммад, Магомет)
Влияние христианства на ислам
Имя Пророка Исы – сына непорочной Девы
Влияние христианства на ислам
Имя Пророка Исы – сына непорочной Девы
Мусульмане используют имя Исы, равно как и имена других библейских и коранических персонажей, в качестве личного имени. Длительное общение мусульман и испанских христиан привело к тому, что испаноязычные христиане также стали использовать имя Иисус в качестве личного имени, хотя в христианском мире данная практика, обычно не встречающаяся. В некоторых мусульманских странах имя Исы давалось незаконнорожденным детям.
Изображение Марьям и Исы
на персидской миниатюре
Каноническое изображение Пресвятой
Девы Марии и Иисуса Христа
Арабская транскрипция имени пророка Исы
Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат)
В окружении Мухаммеда
Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат)
В окружении Мухаммеда
Когда на Мухаммеда ополчились язычники, его укрыл от гонений христианин - император Эфиопии. Личным секретарем Мухаммеда и первым переписчиком Корана был монах-несторианин Сергий. Впоследствии Мухаммед держал при себе врачей-несториан (в Арабском халифате медицина сделалась одним из основных занятий несторианских ученых, принося им почет и известность).
Христианских правителей Мухаммед заверял в близости их убеждений: "Свидетельствую, что Иса Сын Мариам есть Дух Бога и Его Слово".
Несториане
Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат)
Арабский халифат -
Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат)
Арабский халифат -
При дворе халифа часто проводились диспуты с участием исламских и христианских богословов - каждая из сторон неизменно оставалась при своем мнении, но такие встречи имели смысл как для взаимопонимания религий, так и в качестве демонстрации веротерпимости.
Арабский халифат на пике могущества
При дворе халифа
Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат)
В правительственных структурах
Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат)
В правительственных структурах
христиане могли занимать сколь угодно высокое
положение. Христианство исповедовали один из
визирей левой руки и несколько казначеев.
Особенно же славились христианские ученые,
среди которых выделялись выходцы из Туркменистана
и родственного ему Хорезма. Когда халиф Мамун основал
"Дом мудрости" (Академию наук), то поставил во главе
его христианина Абу Закария Юханна. В Гундигапуре
(Хузистан) христианами была создана лучшая медицинская
школа своего времени. Личными врачами самого халифа и
видных вельмож обычно были христиане.
Низибийская богословская (несторианская) школа преобразовалась в подобие университета, где изучалась не только религия, но и философия, история, география, естественные науки, - так что и мусульманская знать посылала туда своих детей на обучение. Знамениты были ученые-христиане Мерва; среди них - человек разносторонних дарований, знаток философии, медицины, математики, филологии Сахл Раббаи, прозванный "учителем мудрецов"; его сын Али ибн Сахл, философ и медик; ботаник и врач Ибн-Маса, трудами которого пользовался аль-Бируни. Христиане трудились над переводами с греческого и латыни, делая сокровища античных знаний доступными Востоку.
Так, труды Аристотеля переводил на арабский язык православный хорезмиец, Абул-хаир ибн Хуммар, а на сирийский - несторианский епископ Павел Дершехарский. Современный востоковед Айдер Куркчи заявляет даже: "В VII-VIII веках процветание Месопотамии, Ближнего Востока, Персии, Центральной Азии было в значительной мере основано на деятельности крайне многочисленных христианских общин".
Хотя конечно в создании великолепия халифата главенствовали, безусловно, мусульманские гении (Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, Абу-Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни, Масуди Мервези, Мерве Барбуд и др.)
В «Доме Мудрости»
Отношение к мусульманам в Европе
Отношение к мусульманам, захватившим Испанию, в
Отношение к мусульманам в Европе
Отношение к мусульманам, захватившим Испанию, в
Поэтому победа франского майордома Карла Мартелла над войсками омейядского военачальника Абдур-Рахман ибн Абдаллаха в битве при Пуатье в 732 году считалась символом победы христианского воинства над полчищами “неверных”, остановившей их дальнейшее стремительное продвижение в Европу.
Воины Аль-Андалуса (мусульманской Испании)
Карл Штейбен ”Битва при Пуатье 732 года”
Отношение к мусульманам в Европе
Более образованные люди, прежде всего, представители
Отношение к мусульманам в Европе
Более образованные люди, прежде всего, представители
Позже в Европе стали считать, что вера сарацин приписывает им всякого рода «излишества», и причина этого заключается в порочности природы ее основателя. Тот же Фома Аквинский писал, что Мухаммед привлекал людей в свою религию именно разнузданными плотскими утехами.
Фома Аквинский
Вильгельм Малмсберийский
Отношение к мусульманам в Европе
Существовал и третий взгляд на ислам:
Отношение к мусульманам в Европе
Существовал и третий взгляд на ислам:
Однако именно благодаря арабской учености европейцам стало известно наследие античной культуры и цивилизации.
И всё же несмотря на это особое внимание в истории той же мусульманской Испании обращают на истории христиан, подвергшихся репрессиям со стороны власти эмиров-мусульман. Яркий тому пример – история Святого Евлогия Кордовского, чья семья занимала высокое положение при дворе эмира. Однако, Евлогий, известный своей твёрдостью в вере и активно проповедующий христианство среди мусульман, был казнён за то, что назвал Мухаммеда обманщиком и самозванцем.
Святой Евлогий Кордовский, один из
Наиболее почитаемых католических
Святых в Испании, православными
почитается в качестве местночтимого
святого
Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства
В результате Первого
Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства
В результате Первого
На территории Леванта (то есть Сирия, Палестина, Иордания) были основаны четыре государства крестоносцев (Королевство Иерусалимское, Графство Эдесское, Княжество Антиохийское, Графство Триполийское), в которых были установлены феодальные порядки с учётом местных особенностей.
Мусульмане, евреи и восточные христиане властью притеснялись, им запрещалось жить в городах, но не в сельских районах, ибо новые сеньоры нуждались в вассалах.
Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства
И хотя крестоносцы
Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства
И хотя крестоносцы
В последующие годы крестоносцы стали постепенно терять свои владения и новые Крестовые походы не могли изменить ситуации. В 1187 году султан Египта и Сирии Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб (Саладин) захватил Иерусалим. Королевство Иерусалимкое прекратило своё существование.
Войска крестоносцев
Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб
(Саладин)
Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства
После захвата Иерусалима
Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства
После захвата Иерусалима
Фактически это было начало конца крестоносного движения на Ближнем Востоке. Был проведён еще ряд походов, не принесший значительного успеха.
В 1291 году египетские мамлюлки захватывают последнюю крепость крестоносцев – Акру.
Изгнание крестоносцев мусульмане считали святым делом и в этом их поддерживали не только иудеи, но восточные христиане (православные, несториане, яковиты и др.)
Иерусалим времен Крестовых походов
На милость победителя…..
Ислам и Христианство в Монгольской империи
В XIII веке в Евразии
Ислам и Христианство в Монгольской империи
В XIII веке в Евразии
Монголы, в основном исповедовали тенгрианство, но но ряд их непосредственных соседей, таких как кераиты и найманы, чьи земли вошли в империю Чингисхана в самом начале его грандиозных завоеваний, были христианами-несторианами. Вообще монголы отличались большой веротерпимостью (они считали, что “бог един и подобен ладони, а религии подобны пальцам, и каждый ведет к спасению”), но часто, из-за значительного присутствия христиан в их руководстве, отдавали именно им предпочтение. По меньшей мере двое сыновей Завоевателя, Угэдей и Толуй, женились на христианках.
Ислам же, несмотря на такую веротерпимость, был религией врагов – среднеазиатских тюрок, которые (также как и китайцы) нередко нападали на монгольские племена (еще до рождения Чингисхана) с целью захвата рабов.
Ближайшим мусульманским государством на пути строителей нового мира был Хорезм, которое было полностью уничтожено за несколько лет войны. Города были разрушены, жители истреблены или проданы рабство. Вместе с народом погибла и своя самобытная мусульманская цивилизация.
Смерть хорезмшаха Мухаммеда
Монгольские завоевания