Содержание
- 2. Проповедь в немощи (2,1-5) «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие
- 3. Во 2-м стихе: "я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого"
- 4. 3 ст.: "был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете". Некоторые
- 5. В заключение в 5-м стихе: "чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе
- 6. Премудрость Божия 2,6-16 Начинается этот отрывок довольно сложно. "Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость
- 7. Трудности толкования возникают от того, что Павел теперь воспроизводит здесь язык и понятия некоторой группы в
- 8. Сокровенная премудрость Божия (2,6-8) Поскольку Павел уже очень много говорил о Кресте как о Премудрости Божией,
- 9. Премудрость Божия диаметрально отлична от мудрости этого века. Павел добавляет, что она отличается и от мудрости
- 10. В стихе 7: "но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе
- 11. Эту премудрость "никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли
- 12. 9 ст., вероятно, цитирует Ис. 64,3: "как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и
- 13. Откровение Премудрости Божией (2,9-16) Божественная Премудрость, а под этим подразумевается икономия Божия, Божественные планы, глубинные замыслы
- 14. С другой стороны, слово λογος имеет и значение "откровение", ведь, "слово" это всегда откровение одной личности
- 15. Следуя античной философии и богословию Откровения, где известен принципиальный закон "подобное познаётся подобным", Павел приводит сравнение
- 16. Только верующие способны видеть, что, даровал им Бог. Здесь снова Павел всё формулирует полемически: духовность Павел
- 17. Божественная весть может быть понятна только тогда, когда и проповедник исполнен Духа Божия, и слушатели тоже
- 18. Павел не хочет отказать определенным лицам в Коринфе в познавательных способностях, напротив, Павел хочет подтолкнуть их
- 20. Скачать презентацию
Проповедь в немощи (2,1-5)
«И когда я приходил к вам, братия, приходил
Проповедь в немощи (2,1-5)
«И когда я приходил к вам, братия, приходил
В конце 1-й главы Павел показал, что Церковь в социальном плане вполне соответствует вести о Кресте. Весть о Кресте - Евангелие - презираемо, считается соблазном, глупостью, да и сама Церковь - посмотрите на себя, много из вас знающих, достойных? - ничто с точки зрения мира. Так и теперь Павел показывает, что и его собственная проповедь, его собственное появление в Коринфе были определены Крестом - каков Крест, таков и он, такова его проповедь. Он вспоминает о своем первом появлении в Коринфе, которое было чем угодно, только не впечатляющим и ярким, скорее слабым, лишенным какого бы то ни было блеска. И коринфяне, во всяком случае некоторые, ставили Павлу это в упрек: слово его незначительно, явление его ничтожно, - говорили они (2Кор.)
Во 2-м стихе: "я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме
Во 2-м стихе: "я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме
3 ст.: "был я у вас в немощи и в
3 ст.: "был я у вас в немощи и в
В заключение в 5-м стихе: "чтобы вера ваша утверждалась не на
В заключение в 5-м стихе: "чтобы вера ваша утверждалась не на
Премудрость Божия 2,6-16
Начинается этот отрывок довольно сложно. "Мудрость же мы проповедуем
Премудрость Божия 2,6-16
Начинается этот отрывок довольно сложно. "Мудрость же мы проповедуем
В 1-й главе Павел рассуждал о том, что слово о Кресте непозволительно возвещать в премудрости слова. От этого Павел не отступает и в этом отрывке. Если же он теперь говорит о мудрости в положительном смысле (6 ст.), то может это делать только потому, что понимает эту мудрость идущей от Бога. Т.е. это совсем несравнимо иная мудрость, чем всякая человеческая мудрость. В 5-м стихе говорится о мудрости человеческой: "чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией", дальше, в 6-м стихе, этой человеческой мудрости он противопоставляет Божию мудрость. Этот отрывок (2,6-16) всегда был труден для понимания, всегда о нем спорили, это видно на примере крайних утверждений. Например, говорилось: этот отрывок по сути нехристианский и был введен в послание чьей-то рукой позднее: "мудрость мы проповедуем между совершенными" - что есть малообразованные или малоразвитые христиане, а есть какие-то совершенные, и среди них проповедуется какая-то оккультная тайная мудрость
Трудности толкования возникают от того, что Павел теперь воспроизводит здесь язык
Трудности толкования возникают от того, что Павел теперь воспроизводит здесь язык
Сокровенная премудрость Божия (2,6-8)
Поскольку Павел уже очень много говорил о Кресте
Сокровенная премудрость Божия (2,6-8)
Поскольку Павел уже очень много говорил о Кресте
Премудрость Божия диаметрально отлична от мудрости этого века. Павел добавляет, что
Премудрость Божия диаметрально отлична от мудрости этого века. Павел добавляет, что
В стихе 7: "но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил
В стихе 7: "но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил
Эту премудрость "никто из властей века сего не познал; ибо если
Эту премудрость "никто из властей века сего не познал; ибо если
9 ст., вероятно, цитирует Ис. 64,3: "как написано: не видел того
9 ст., вероятно, цитирует Ис. 64,3: "как написано: не видел того
Откровение Премудрости Божией (2,9-16)
Божественная Премудрость, а под этим подразумевается икономия Божия,
Откровение Премудрости Божией (2,9-16)
Божественная Премудрость, а под этим подразумевается икономия Божия,
С другой стороны, слово λογος имеет и значение "откровение", ведь, "слово"
С другой стороны, слово λογος имеет и значение "откровение", ведь, "слово"
Воплощение Слова происходит многообразнейшим образом ("Бог многократно и многообразно возвещал о себе..." - Евр.). Но для Павла самое основное Слово сказано в Иисусе Христа, именно на Кресте. Соответственно, Евангелие - весть о Кресте - есть тоже Слово Божие, обладающее спасительной силой и действием. Эта "мудрость для совершенных" открывается Духом Святым. Бог Сам Духом Святым дает людям познать Себя. "Нам", говорит апостол, это мы - совершенные, нам даётся это Откровение, т.е. не только какому-то маленькому элитарному кружку. Только в Откровении, только в даре Духа Божия люди могут познать глубины Божии (т.е. замыслы Божественной Премудрости, внутренние намерения Бога)
Следуя античной философии и богословию Откровения, где известен принципиальный закон "подобное
Следуя античной философии и богословию Откровения, где известен принципиальный закон "подобное
Только верующие способны видеть, что, даровал им Бог. Здесь снова Павел
Только верующие способны видеть, что, даровал им Бог. Здесь снова Павел
Божественная весть может быть понятна только тогда, когда и проповедник исполнен
Божественная весть может быть понятна только тогда, когда и проповедник исполнен
В стихах 14 и 15 Павел выстраивает антитезу. Слово "духовное" в Коринфе было в большом ходу, это коринфяне себя называли "совершенными", "духовными". Дальше в 1-м стихе 3-й главы мы видим, как Павел использует эту терминологию коринфян: "я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими". Итак, духовные - "πνευματικοι" от слова "πνευματικος" - духовный. Павел говорит об имеющем Духа Божия человеке, и этому пневматическому человеку противопоставляется душевный человек - "ψυχικος" - психический человек, т.е. определенный не Духом Божиим, но материей, по-земному определенный человек, не обновленный Духом Божиим. Эта терминология может нас несколько удивить - не принимает ли здесь Павел из гносиса, из эллинистической премудрости дуалистический взгляд на человека - т.е. такой образ человека, в котором принижается всё телесное земное (включая душевное) и возвышается всё духовное? У Павла всё не так. Никакого дуализма здесь нет, Павлу абсолютно ясно, что Дух - исключительно дар Божий. Для Павла ясно, что все христиане в крещении принимают Духа Божия - они и являются духовными (насколько они способны принять Духа Божия - поэтому это духовность в разной степени). Если человек определяется только земными категориями, он душевный, он просто не может принять, понять Откровение Духа Божия, он считает это глупостью. "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием - μωρια, такой человек замкнут для Откровения
Павел не хочет отказать определенным лицам в Коринфе в познавательных способностях,
Павел не хочет отказать определенным лицам в Коринфе в познавательных способностях,
15 ст.: "духовный судит о всем, а о нем судить никто не может". В отрыве от контекста полемики в Коринфе этот стих в средние века неправильно интерпретировался. Часто средневековые толкования вырывали из контекста букву, придавая букве абсолютное значение. "Духовный" - это священник Католической Церкви, а все остальные - миряне. Священник знает обо всём, а мирянин ничего не знает. Это было распространенное толкование, как будто бы церковный сан изымался из всякой критики, из всякого суждения, был неподсуден. Как следует из этого послания и особенно из 2Кор., часть в Коринфе довольно энергично критиковала ап. Павла.
Быть может, уже здесь Павел намекает на эту критику и отказывает критикующим коринфянам в компетенции выносить суждение над ним как над апостолом - о себе он не говорит прямо, но говорит вообще о духовных. Но если и была эта мысль у ап. Павла, то она была попутной - это лишь гипотеза. А в общей связи стих 15 означает лишь, что исполненный Духа Божия может проникать в глубины Божии, т.е. в замыслы Божии, в "сердце" Божие, во всё