Презентация Категории диалектики

Содержание

Слайд 2

Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное

Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное

мышление о нем.
“Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям 
мышления?
Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и познания, имеющая объективное значение
Слайд 3

Понятия категорий и законов в их соотношении и заключают в себе

Понятия категорий и законов в их соотношении и заключают в себе

такую “диалектику познания”.
Даже самая простая мысль: “Черный автомобиль подъехал к подъезду” - заключает в себе такие понятия, как “предмет” (автомобиль, подъезд), “качество” (черный), “движение” (подъехать).Категориальный строй мышления выступает в качестве необходимой предпосылки и условия всякого познавательного акта.
Слайд 4

Характерные черты категорий диалектики во - первых, они связаны так, что

Характерные черты категорий диалектики

во - первых, они связаны так, что каждая

из них может быть осмыслена лишь как элемент системы категорий. Нельзя, к примеру, понять материальную и духовную реальность посредством одной категории “материя”, не прибегая к категориям “движение”, “развитие”, “пространство”, “время” и многим другим. Иначе мы не выйдем за пределы простой констатации реальности.
Слайд 5

Во - вторых, в категориях диалектики тесно связаны объективное знание о

Во - вторых, в категориях диалектики тесно связаны объективное знание о

соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь.
Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий.
Слайд 6

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы

всеобщих связей. 
“Единичное - общее”, “многое - единое”, “сходство - различие”, “качество - количество”, “простое - сложное”, “часть - целое”, “конечное - бесконечное”, “форма - содержание” и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих “устройство”, “организованность” бытия.
Слайд 7

В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи

В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи

детерминации: “явление - сущность”, “причина - следствие”, “случайность - необходимость”, “возможность - действительность” и другие. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать “горизонтальным”, второй - “вертикальным”.
Слайд 8

Единичное и общее. Все вещи и события различны между собой, единичны

Единичное и общее.

Все вещи и события различны между

собой, единичны в своем бытии.
Единичное характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. 
Слайд 9

В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и

В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но

и целый их класс, а также отдельное свойство или признак предмета, если они берутся в своей индивидуальной неповторимости. Общее - это единое во многом. Или, по - другому, общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Слайд 10

Единичное и общее не рядоположенные вещи, и диалектика заключается не в

Единичное и общее не рядоположенные вещи, и диалектика заключается не

в том, что одно существует и другое существует и как - то они между собой взаимодействуют, а в том, что нечто существует и проявляет себя как существующее (тем или иным способом) в силу материального единства мира.
Слайд 11

Сущность и явление. Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного,

Сущность и явление.


Развитие познания есть непрестанное движение мысли

от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. (Мудрый Прутков недаром призывал: “Зри в корень!”)
Слайд 12

Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг

 Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг

с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж - зрительное видение, возникающее из - за искривления лучей света атмосферой.
Слайд 13

Необходимость и случайность. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными,

Необходимость и случайность.

 Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными,

внешними, привходящими для данного явления причинами. Это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть.
Слайд 14

Различают несколько видов случайности: Внешняя. Она находится за пределами власти данной

Различают несколько видов случайности:
Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости. Человек

наступил на арбузную корку и упал. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая.
Внутренняя. Данная случайность вытекает из самой природы объекта, она является как бы “завихрениями” необходимости.
Слайд 15

Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия у человека свободы

Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия у человека свободы воли,

когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости.
Объективная. Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с научной, и с практической точек зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается не способным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного.
Слайд 16

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой

Необходимость
- закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой

и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость, таким образом, есть проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее.
Слайд 17

Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней,

Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, то есть порожденной

собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или только для единичного объекта. Необходимость - это существенная черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.
Слайд 18

Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории. Необходимое прокладывает себе дорогу

Необходимость и случайность
выступают как соотносительные категории.  
Необходимое прокладывает

себе дорогу сквозь случайное. Так как оно реализуется только через единичное. И в этом смысле случайность соотносима с единичностью.
Однако главное направление развития определяет именно необходимость.
Слайд 19

Возможность и действительность. Возможность - предпосылка возникновения того или иного явления,

Возможность и действительность.

Возможность - предпосылка возникновения того или иного

явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.
Слайд 20

В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило,

В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как

правило, и необходимые, и случайные причинно - следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.
Слайд 21

Часть и целое. Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот

Часть и целое.

Много веков назад сложилось убеждение, что понять

тот или иной предмет - значит узнать, из чего он состоит. Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “устройство” бытия, служили понятия “простого - сложного”, “части - целого”. Эти пары категорий тесно связаны между собой, ибо простое долгое время мыслилось как элементарное, не имеющее частей, а сложное - как составленное из частей, разложимое на простые составляющие.
Слайд 22

Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые,

Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют

новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более просто, то целое считалось простой суммой своих частей.
Слайд 23

Ключ к решению секрета целостности дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости

Ключ к решению секрета целостности дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости

к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом, был открыт, сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики. 
Слайд 24

Содержание и форма. Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого

Содержание и форма.

Содержание есть тождественность всех элементов и моментов

целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. К составным элементам, образующим содержание, относятся части целого, то есть такие элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности.
Слайд 25

ФОРМА - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Внешняя

ФОРМА - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Внешняя форма выражает связь данного объекта с другими.
Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта, причем качественная определенность понимается в данном случае не в смысле того или иного материального субстрата объекта, но как его некоторая смысловая оформленность, указывающая на способ деятельности с объектом, детерминирующая способ его восприятия.
Слайд 26

Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли

Диалектика формы и содержания
предполагает их относительную самостоятельность при ведущей

роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета.
Слайд 27

Качество такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный

Качество

такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный

предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов.
Слайд 28

Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

Количество
- характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития

или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Качественные и количественные методы анализа, изучения, оценки широко применяются в различных разделах науки и практики.
Слайд 29

Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных

Мера
- диалектическое единство качества и количества или такой интервал

количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Мера выступает как “третий член”, связующий качество и количество в единое целое. Но мало сказать, что мера есть единство качества и количества, а также что она суть граница, в которой качество проявляется в своей определенности.