Презентация Стадии исторического развития. Идеалистическо-рационалистические подходы, организмический, формационный, цивилизац

Содержание

Слайд 2

Человечество в своем историческом развитии про­шло стадии: доиндустриального (аграрного); индустриального; постиндустриального общества.

Человечество в своем историческом развитии про­шло стадии:

доиндустриального (аграрного);

индустриального;

постиндустриального общества.

Слайд 3

Тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Человек воспринимал себя неотъемлемой частью

Тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Человек воспринимал себя неотъемлемой частью

сво­ей деревни, общины, полиса.

Основой жизнедеятельности человека является непосредственная эксплуатация природных ресурсов, в первую очередь земледельческий, ручной сельскохо­зяйственный труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни.

Доиндустриальное общество покоится на мускульной силе; его главный ресурс - сырье.

Доиндустриальное общество

Слайд 4

Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной

Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной

производитель­ной силой.

Индустриальное общество.

Человек становится актив­ным и деятельным существом, активно преобразующим природу в собственных эгоистических интересах.

На смену ручному производству приходит

промышленное.

Индустриальное общество провозглашает ценность нового, увеличивается воз­действие техники на все стороны жизни.

Это воздействие столь велико, что индустриальное общество и получило второе название –

техногенная цивилизация

Слайд 5

Индустриальное общество опирается на различные виды энергии и машинную технологию, его

Индустриальное общество опирается на различные виды энергии и машинную технологию, его

ресурсом выступают труд и капитал.

Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей —

Эта свобода находит выражение в принципе формального равенства, однако на практике формальное (юридическое) равенство сторон оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя.

личную свободу.

Социальной связью становится экономическое принуж­дение к труду.

Слайд 6

Постиндустриальное общество Понимание того, что же представляет собой современное общество только

Постиндустриальное общество

Понимание того, что же представляет собой современное общество только формируется

и его природа во многом остается неопределенной.

Соответственно это общество и называют по-разному:

постиндустриальное

информационное

посткапиталистическое

технотронное

технологическое

супериндустриальное

постмодерное

общество знаний

Слайд 7

Его признаки: глобализация (усиление взаимодействия и взаимозависимости членов мирового сообщества) информатизация

Его признаки:

глобализация
(усиление взаимодействия и взаимозависимости членов мирового сообщества)

информатизация


(информация – основной ресурс и товар)

бережное отношение к природе (осознание глобальных проблем сдерживает давление на природу)

концепции устойчивого развития

Основой постиндустриального общества является интеллектуальная технология, его главными ресурсами -

знания и информация.

Слайд 8

Подобно развивающемуся зародышу, вся аристотелевская теория построена на конечных причинах. Цель

Подобно развивающемуся зародышу, вся аристотелевская теория построена на конечных причинах. Цель

всякого изменения состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности.

Организмический подход основан на логике, что все существа произошли от существ, себе подобных, т.е. порождение подобного подобным.

Этот тип исследования был свойствен и Аристотелю, так как основными факторами, на которые он опирался, были факты из жизни животных:

процессы рождения организмов из семян.

Слайд 9

Слайд 10

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма - К. Марксом и Ф.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма - К. Марксом и Ф.

Энгельсом, развит В.И. Лениным.

Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де -

общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Каждая формация яв­ляется более высоким типом организации общества.

Слайд 11

• первобытнообщинная; • рабовладельческая; • феодальная; • капиталистическая; • коммунистическая. Изменившийся

• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• коммунистическая.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению

по­литической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) - возника­ет новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций:

Слайд 12

• примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном -

• примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном -

ручной индивидуальный труд, изредка - коллективный (охота, земледелие);
• отсутствием частной собственности - общей собственностью на средства и результаты труда;
• равенством и личной свободой;
• отсутствием оторванной от общества принудительной пуб­личной власти;
• слабой общественной организацией - отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически - шестую формацию) - "азиатский способ производства".

Первобытнообщинная формация характеризуется:

Слайд 13

• ирригационное земледелие как основу экономики; • отсутствие частной собственности на

• ирригационное земледелие как основу экономики;
• отсутствие частной собственности на основные

средства производства (землю, ирригационные сооружения);
• государственную собственность на землю и средства произ­водства;
• массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);
• наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:
• возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" - рабов;
• социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
• государство и публичная власть.

Азиатский способ производства" был распространен в древ­них обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производ­ства включал в себя:

Слайд 14

• крупной земельной собственности особого класса землевла­дельцев - феодалов; • труде

• крупной земельной собственности особого класса землевла­дельцев - феодалов;
• труде свободных,

но зависимых экономически (редко - по­литически) от феодалов крестьян;
• особых производственных отношений в свободных ремес­ленных центрах - городах.

Феодальная общественно-экономическая формация основы­валась на:

Слайд 15

• основную роль в экономике начинает играть промышленность; • усложняются средства

• основную роль в экономике начинает играть промышленность;
• усложняются средства

производства — механизация, объеди­нение труда;
• промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
• основной объем труда выполняют свободные наемные рабо­чие, экономически зависимые от буржуазии.

При капиталистической общественно-экономической формации:

Слайд 16

• отсутствием частной собственности на средства производства; • государственной (общественной) собственностью

• отсутствием частной собственности на средства производства;
• государственной (общественной) собственностью на

средства производства;
• трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
• справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
• высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

Слайд 17

Человек не может производить в одиночку (в историческом плане). Достоинства формационного

Человек не может производить в одиночку (в историческом плане).
Достоинства формационного

подхода:

- позволить раскрыть диалект общественной жизни, выражающуюся в закономерностях исторического процесса;
- позволить выявить эти закономерности;
- охарактеризовать ступени этого процесса в виде смены формаций;
- выявить социально-экономическую сущность той или иной страны или народа;
- выявить специфику этапа развития;
- подойти к пониманию многообразию человек истории.

Слайд 18

Недостатки - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, ото­рванность

Недостатки - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, ото­рванность

от специфики общества, линейность, неполное под­тверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабо­владельческой, капиталистической формации, нарушение ли­нейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистиче­ских странах.

Он имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Достоинства - понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механиз­мов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

Слайд 19

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). История -

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).

История - нелинейный

процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объ­единенных духовными традициями, сходным образом жизни, гео­графическими, историческими рамками.

Слайд 20

• шумерская; • вавилонская; • минойская; • эллинская (греческая); • китайская;

• шумерская;
• вавилонская;
• минойская;
• эллинская (греческая);
• китайская;
• индусская;
• исламская;
• христианская;
• некоторые

другие цивилизации.

К основным цивилизациям относятся (относились):

Слайд 21

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось

около 30 (американская, германская, русская и т. д.).
• вызов, брошенный цивилизации извне;
• ответ цивилизации в целом на вызов;
• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей).

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

Слайд 22

творческого меньшинства; инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большин­ство,

творческого меньшинства; инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большин­ство, чтобы

дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.
Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его.

Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ".

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

Слайд 23

Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера

Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера

имеет иные значе­ния, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Культурологический подход был предложен немецким фило­софом Освальдом Шпенглером (1880-1936).

Центральное понятие данного подхода -

культура.

Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура - автономная, самодовлеющая, замкну­тая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.