Презентация Становление культурологической мысли

Содержание

Слайд 2

Предпосылки формирования теории и истории культуры Культурология, как самостоятельная наука формируется

Предпосылки формирования теории и истории культуры

Культурология, как самостоятельная наука формируется к

началу XX века, но предпосылки складываются в недрах философии.
Уже философы античности ставили вопрос о специфике человеческого бытия, определяли культуру, как вторую природу, фиксировали наличие различных традиций, обрядов, верований. Вплотную подошли к формированию теории и истории культуры гуманисты возрождения, которые обратились к изучению историко-культурного идеала своей эпохи - "золотого" века античности. Именно тогда, благодаря истории изучения языка, искусства, науки, права, вырабатывается ряд понятий и идей, которые затем включаются в понятийный и методологический аппарат теории и истории культуры
Слайд 3

Просветители XVIII века, унаследовав от гуманитариев Возрождения их достижения, сделали важный

Просветители XVIII века, унаследовав от гуманитариев Возрождения их достижения, сделали важный

шаг вперёд, к формированию культурологической мысли. Их оригинальным вкладом явилась выработка идеи "бесконечного и неуклонного прогресса человеческого рода" (Гердер).
Просветительское движение широко стало применять понятие "культура", в связи появлением особой дисциплины внутри философии "философии истории".
Слайд 4

характеризовалось интересом к историческим фактам, включая в поле своих исследований события,

характеризовалось интересом к историческим фактам, включая в поле своих исследований события,

традиции, обычаи..., показывая многоликость культуры.

ориентируется на верховные принципы истории, пренебрегая конкретными фактами и событиями. Анализ направлен больше на абстрактные понятия (человечество, дух человечества), нежели на конкретные культуры.

философия истории развивается в двух направлениях:

Гегелевское

Вольтеровское

Слайд 5

Характерной чертой теории единства и разнообразия культурно-исторического процесса является признание множества

Характерной чертой теории единства и разнообразия культурно-исторического процесса является признание множества

разных видов и форм культуры, расположенных в определённой последовательности и образующих в совокупности единую линию в духовной эволюции человека. Эта концепция выражалась преимущественно в рамках немецкой школы (Гердер, Гегель, Вильгельм Гумбольдт, Маркс и Энгельс, Карл Ясперс).

Теория единства и многообразия культурно-исторического процесса

Слайд 6

Теория культурного полицентризма В середине XIX века русский историк славянофил Станислав

Теория культурного полицентризма

В середине XIX века русский историк славянофил Станислав Данилевский

создаёт новую историю культуры. Он различал десять культурно-исторических типов:
Индийский, Китайский, Египетский, Древнесеметический, Еврейский, Иранский, Греческий, Римский, Аравийский (Новосеметический), Германо-Романский (Европейский), два Американских типа - Мексиканский и Перуанский, погибшие насильственной смертью.
. Для каждого характерны лингвистическая общность и почти все они исчерпали свои творческие возможности. подобно живым организмам, типы в истории находятся в непрерывной борьбе друг с другом, проходя в развитии стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели.
Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории, Данилевский считал славянский тип, наиболее выраженный В Русской культуре.
Слайд 7

Шпенглер показывает, что история это совокупность независимых друг от друга культур;

Шпенглер показывает, что история это совокупность независимых друг от друга культур;

Каждой культуре соответствует свой тип человека и своя судьба. Культуры рождаются, утверждают свою творческую мощь, после чего умирают, превращаясь в цивилизации. Шпенглер насчитывает восемь культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Греко-Римская, Византийско-Арабская, Западно-Европейская, Майя. Анализируя переход от культуры к цивилизации Шпенглер утверждает, что это переход от творческого созидания к окостенению, механической работе.
люди XX века должны избавиться от культурных претензий и заниматься голым "техницизмом" и "интеллектуализмом".
Слайд 8

Арнольд Тойнби показывает, что история человечества - совокупность отдельных несвязанных и

Арнольд Тойнби показывает, что история человечества - совокупность отдельных несвязанных и

связанных между собой цивилизаций. Каждая проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Движущее начало цивилизации - "творческое меньшинство", которое ведёт за собой "инертное большинство". Специфика цивилизации определяется своеобразием "исторических вызовов" и ответов на них "меньшинства". Анализируя преемственные цивилизации, Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает религия, оказываясь одной из самых серьёзных проблем человечества.
Слайд 9

Антитезис массовой и элитарной культуры в XX веке Николай Бердяев (1874-1948)

Антитезис массовой и элитарной культуры в XX веке

Николай Бердяев (1874-1948) в

1924 году в труте "Новое средневековье" утверждает, что наиболее острая тема в нашу эпоху - тема культуры и цивилизации. С развитием цивилизации связано появление системы экономического материализма. Главная сторона цивилизации - воля к могуществу, во чтобы-то ни стало. Человечество по Бердяеву прошло три этапа: варварство (дохристианство), культура (до индустриальное) и цивилизация. Человечеству предстоит четвёртый этап - религиозное преображение.
Слайд 10

Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955, Испания) "Восстание масс" (1930 год). Путь от культуры

Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955, Испания) "Восстание масс" (1930 год).
Путь от культуры

к цивилизации породил "человека-массу" - тип нашего времени, преобладающий и господствующий в обществе. Человек-собственник, лишённый достоинства. Массе Ортега противопоставляет независимое меньшинство, а "человеку-массе" - индивидуальность, незаурядность. "Избранный" отличается от массы духовным превосходством, руководствуется нормами, составляющими основу культуры. Для "Худшего" человека - безудержный рост жизненных потребностей и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволяет их удовлетворить. Именно из этого рождается атмосфера насилия, культ силы в обществе, который грозит смести Европейскую. Ортега доказывает, что Европа переживает духовный кризис.