Презентация Социологическое направление культурологической мысли

Содержание

Слайд 2

Социологическая культурология исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся

Социологическая культурология исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся

в ней субкультур – массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Социология культуры изучает современные тенденции развития культуры, выявляет те процессы, которые происходят в культуре под действием социальных изменений, национальных, этнографических показателей.
Слайд 3

Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры

Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры

не в историческом или «естественном» развитии человеческого духа. Не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре внимания этого направления находится само общество, его структура и социальные институты.
Слайд 4

Т.С.Элиот(1888 – 1965) англо-американский поэт и критик модернизма. Под культурой понимал

Т.С.Элиот(1888 – 1965)
англо-американский
поэт и критик модернизма.
Под культурой понимал
образ жизни

данного народа,
живущего на одном месте,
т. е. оседло. Проявления этой культуры предстают перед нами в его национальном искусстве, особенностях его социальной системы, его привычках, обычаях и, конечно, религии.
Слайд 5

Поскольку человек есть нечто большее, чем собрание различных составных частей его

Поскольку человек есть нечто большее, чем собрание различных составных частей его

тела, то и культура есть нечто большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований.
Слайд 6

Платон Н.Макиавелли Ф.Ницше Теория«элиты» В.Парето

Платон
Н.Макиавелли
Ф.Ницше Теория«элиты»
В.Парето

Слайд 7

Элиоту принадлежит заслуга в том, что он подчеркнул значение элитарного подхода

Элиоту принадлежит заслуга в том, что он подчеркнул значение элитарного подхода

не только в сфере политики, но и в культуре. Подобно своему современнику и соотечественнику Тойнби, Элиот делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу. Причем лишь первая из них способна на культурное созидание.
Слайд 8

П.А.Сорокин Разделяя теорию духовной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал

П.А.Сорокин
Разделяя теорию духовной элиты
как ведущей силы общества,
Сорокин подчеркивал неразрывную
связь процессов,

происходящих в
обществе, с общим развитием культуры.
В работе «динамика общества и культуры» (1937 – 1941) и др. он рассматривал историю человечества как смену в разной степени целостных социо-культурных суперсистем, объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процесс виделся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т. е. идущая законченными циклами смена перетекающих друг в друга типов культуры, каждый из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания.
Слайд 9

Чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с

Чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с

утилитарной и гедонистической точки зрения, т. е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»;
Идеациональный, где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту – Богу (или Идее), т.е. «истина веры» и истина самоотречения;
Идеалистический, представляющий некий синтез «чувственного» и «идеационального» типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера наукой, эмпирическое восприятие – интуицией. По выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».
Слайд 10

А. Вебер (1868 – 1958) – немецкий экономист и социолог, автор

А. Вебер (1868 – 1958) – немецкий экономист и социолог, автор

книги «Социология истории и культуры» (1927) выдвинул теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации), культурный (творчество, искусство, религия и философия).
Слайд 11

Социальный процесс составляет развитие хозяйства, социальных отношений, политики и государства. Цивилизационное

Социальный процесс составляет развитие хозяйства, социальных отношений, политики и государства. Цивилизационное

развитие образует наука и техника. Движение культуры происходит через развитие религии, философии и искусства. Основой всякой крупной культуры выступает тип социальной организации.
Слайд 12

Динамика социального и цивилизационного процессов служит «основой формирования и дальнейшего движения

Динамика социального и цивилизационного процессов служит «основой формирования и дальнейшего движения

некоего третьего — культуры, выражение и характер которой полностью заключены в отдельных исторических образованиях и зависят от их судьбы, опираются на стремление в этих образованиях выразить духовное; и, следовательно, материально-общественный и духовно-цивилизационный «синтез жизни», который в них присутствует, составляет только субстанцию, материал…».
Слайд 13

Специфический облик той или иной страны или эпохи А. Вебер связывал,

Специфический облик той или иной страны или эпохи А. Вебер связывал,

прежде всего, с культурными факторами, а не с социальными или цивилизационными, которые по существу интернациональны. Движение культуры, по Веберу, иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.