Презентация Теория культуры О. Шпенглера

Слайд 2

Теория культуры Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части на

Теория культуры Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части на

противопоставлении культуры и цивилизации.
В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития, - это античность и западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, индия, Китай и культура Майи.
Культура у Шпенглера – сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, сущность которой образует религия.

Теория культуры

Освальд Шпенглер (Oswald Spengler) [29 мая 1880 — 8 мая 1936] – немецкий философ.

Цивилизация - выражение отмирания целого как организма, затухание одушевляющей его культуры, возврат в небытие культуры.

Слайд 3

Шпенглер останавливается на рассмотрении ТРЁХ исторических культур: АНТИЧНОЙ, ЕВРОПЕЙСКОЙ И АРАБСКОЙ.

Шпенглер останавливается на рассмотрении ТРЁХ исторических культур: АНТИЧНОЙ, ЕВРОПЕЙСКОЙ И АРАБСКОЙ.
Им

соответствуют три “души” :
АПОЛЛОНОВСКАЯ, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело
ФАУСТОВСКАЯ ДУША, символом которой является беспредельное пространство, динамизм
МАГИЧЕСКАЯ ДУША, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними

Концепция культуры

Слайд 4

в основе каждой культуры лежит душа. культура - это символическое тело,

в основе каждой культуры лежит душа. культура - это символическое тело, жизненное

воплощение этой души.

“Культура рождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения”

Всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур.

Слайд 5

Переход культуры к цивилизации Смерть культуры - исчерпание её души. “Цивилизация

Переход культуры к цивилизации

Смерть культуры - исчерпание её души.

“Цивилизация есть

неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение вперёд и вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза цивилизации, а не культуры.
Культура внезапно коченеет, она отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья”

Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама.

Слайд 6

В чём же различия между культурой и цивилизацией Николай Александрович Бердяев.

В чём же различия между культурой и цивилизацией

Николай Александрович Бердяев. (Худ.

Попов Александр, г. Воскресенск 2011 г.)

Культура не развивается бесконечно. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации

Культура, - отмечал Бердяев, - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою объективацию”

Цивилизация “есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни”.
“Культура - религиозна по своей основе, цивилизация – безрелигиозна... Культура происходит от культа, она связана с культом предков

Слайд 7

Цивилизация как гибель культуры Культура жива до тех пор, пока она

Цивилизация как гибель культуры

Культура жива до тех пор, пока она

сохраняет сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры.

Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил.

“Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено.

Николай Алексеевич Бердяев: