Принципы аномализма в школе Фосслера

Содержание

Слайд 2

Карл Фосслер (нем. Karl Vossler, 6 сентября 1872, Хоэнхайм, близ Штутгарта

Карл Фосслер (нем. Karl Vossler, 6 сентября 1872, Хоэнхайм, близ Штутгарта — 19 сентября 1949, Мюнхен)
 — немецкий лингвист, литературовед и

философ. Основатель собственной лингвистической школы — т. н. «школы Фосслера», школы эстетического идеализма, крупнейшим представителем которой, кроме него, был Лео Шпитцер.
Слайд 3

позитивисты «определяют в качестве предварительной и ближайшей цели исследования точное описание

позитивисты

«определяют в качестве предварительной и ближайшей цели исследования точное описание наличных

фактов, знание «материала»

идеалисты

«озабочены установлением причинной связи»

Слайд 4

Противопоставление ergon — energeia К. Фосслер рассматривает с тех же позиций,

Противопоставление ergon — energeia К. Фосслер рассматривает с тех же позиций,

что В. фон Гумбольдт, критикуя иной подход в позитивистской науке: «Язык изучают не в процессе его становления, а в его состоянии. Его рассматривают как нечто данное и завершенное, т. е. позитивистски. Над ним производят анатомическую операцию. Живая речь разлагается на предложения, члены предложения, слова, слоги и звуки».

«Подразделение грамматиков на звуки, слова, основы, суффиксы и т. д. мы должны признать не наиболее естественным, а наиболее удобным и поучительным». Такой подход он сопоставляет с анатомическим исследованием человека, которое дает полезную информацию, но не может познать душу и назначение человека.

Слайд 5

По мнению К. Фосслера, нельзя считать, что звуки конструируют слоги, слоги

По мнению К. Фосслера, нельзя считать, что звуки конструируют слоги, слоги

— слова, и т. д., пока не получится речь; это «ложная причинная связь». «В действительности имеет место причинность обратного порядка: дух, живущий в речи, конструирует предложение, члены предложения, слова и звуки — все вместе».

«Необходимо... исходя из стилистики, через синтаксис, нисходить к морфологии и фонетике».

«Все явления, относящиеся к дисциплинам низшего разряда — фонетике, морфологии, словообразованию и синтаксису, — будучи зафиксированы и описаны, должны находить свое конечное, единственное и истинное истолкование в высшей дисциплине — стилистике. Так называемая грамматика должна полностью раствориться в эстетическом рассмотрении языка».

Слайд 6

Причина языкового развития, с его точки зрения, «человеческий дух с его

Причина языкового развития, с его точки зрения, «человеческий дух с его

неистощимой индивидуальной интуицией».

В лингвистическом исследовании сначала должна идти стилистика, изучающая индивидуальное творчество, а затем синтаксис, рассматривающий ту часть творчества, которая стала правилом.

Слайд 7

Стилистика, согласно К. Фосслеру, первична: «По своей сущности любое языковое выражение

Стилистика, согласно К. Фосслеру, первична: «По своей сущности любое языковое выражение

является индивидуальным духовным творчеством. Для выражения внутренней интуиции всегда существует только одна-единственная форма. Сколько индивидуумов, столько стилей». Поэтому язык или диалект вообще — лишь условная абстракция, а «языковой общности диалектов и т. п. в действительности вообще не существует».
Слайд 8

Изучение всех индивидуальных стилей — нереальная задача, поэтому среди них выделяются

Изучение всех индивидуальных стилей — нереальная задача, поэтому среди них выделяются

наиболее социально значимые, оказавшие наибольшее влияние на языковое развитие.
Закономерно школа эстетического идеализма обращалась к языкам писателей, рассматривая проблемы, находящиеся на грани лингвистики и литературоведения, обычно не привлекавшие большого внимания лингвистов иных направлений.
Слайд 9

На первый план К. Фосслер и его школа выдвигали творческий, эстетический

На первый план К. Фосслер и его школа выдвигали творческий, эстетический

характер языка. Развитие языка, отбор индивидуальных новшеств в значительной степени они связывали с эстетическими критериями.

«Два различных момента, в соответствии с которыми следует наблюдать язык, и, следовательно, определять его: 1. Момент абсолютного прогресса, или свободного индивидуального творчества.
2. Момент относительного прогресса, или так называемого закономерного развития и взаимообусловленного коллективного творчества».