Принципы духовно-нравственного воспитания. Школа православного вожатого

Содержание

Слайд 2

Воспитание Суть процесса воспитания, в отличие от стихийной социализации ребёнка, составляет

Воспитание

Суть процесса воспитания, в отличие от стихийной
социализации ребёнка, составляет наличие


целенаправленного
организованного
контролируемого взаимодействия
между воспитателями и воспитанниками
Слайд 3

Виды воспитания Дух Душа Тело Духовно-нравственное воспитание Интеллектуальное, эстетическое, патриотическое и др. Трудовое, физическое

Виды воспитания

Дух
Душа
Тело

Духовно-нравственное воспитание
Интеллектуальное,
эстетическое, патриотическое и др.
Трудовое, физическое

Слайд 4

Воспитание определяется Ценности (мировоззренческие установки) определяют воспитательный идеал, цель воспитания Цель

Воспитание определяется

Ценности (мировоззренческие установки) определяют воспитательный идеал, цель воспитания
Цель воспитания –

то, куда мы ведём воспитанника
Принципы воспитания обеспечивают целесообразный порядок воспитания
Принципы воспитания предъявляют требования к содержанию, методам и формам организации воспитательного процесса
Слайд 5

Принципы духовно-нравственного воспитания Принцип христоцентричности; Принцип воцерковления; Принцип воспитания к свободе;

Принципы духовно-нравственного воспитания

Принцип христоцентричности;
Принцип воцерковления;
Принцип воспитания к свободе;
Принцип построения воспитания на

основе любви и уважения ребёнка как образа и подобия Божиего;
Принцип иерархического развития личности в процессе воспитания;
Принцип индивидуальности;
Принцип личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи, школы (ВШ, лагеря, клуба…);
Принцип послушания;
Раскрытие православия как радостной полноты жизни во Христе;
Принцип культуросообразности.
Слайд 6

1. Принцип Христоцентричности Уподобление Иисусу Христу как совершенному идеалу человека; Уподобление

1. Принцип Христоцентричности

Уподобление Иисусу Христу как совершенному идеалу человека;
Уподобление как векторное

направление, лежащее в основе построения воспитательного процесса;
Определяет основное содержание
Задаёт смысловую направленность, используемых методов (творчество, игра, спорт, молитва…)
Слайд 7

2. Принцип Воцерковления Церковь как ««Мастерская» спасения, преображения, образования и обожения»

2. Принцип Воцерковления

Церковь как ««Мастерская» спасения, преображения, образования и обожения» /Митрополит

Амфилохий (Радович)/;
Раскрытие глубинных понятий: веры, надежда, любовь.
Введение человека в практику христианской жизни; Воплощение заповедей;
Реализация принципа христоцентричности через соборность, как объединение вокруг Христа.
Слайд 8

3. Принцип Воспитания к свободе Спасение как процесс совершенного освобождения от

3. Принцип Воспитания к свободе

Спасение как процесс совершенного освобождения от греха,

как духовного рабства.
Внешняя и внутренняя свобода;
Духовная свобода «власть над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями – над самим собой» /А.И.Осипов/;
«Во имя свободы необходимо связать свободу с истиной и добром» /протоиерей Василий Зеньковский/;
Воспитание должно быть нацелено на усвоение дара внутренней свободы, на развитие сознания свободы, чувства ответственности и умения владеть своей свободой.
Настоящая духовная свобода, «не дана, а задана»
Слайд 9

4. Принцип построения воспитания на основе любви и уважения ребёнка как

4. Принцип построения воспитания на основе любви и уважения ребёнка как

образа и подобия Божиего

Образ Божий – икона. Процесс ОБРАЗования как очищение образа Божиего, заложенного в человеке.
Комплекс воспитательных мер, содействующих ребёнку в обуздании греховных наклонностей (лень, лживость, трусость, не послушание…). Основные элементы – распознание, выявление (обличение), поддержка, подбор адекватных средств противодействующего греху, молитва за ребёнка;
Комплекс воспитательных мер, содействующих раскрытию даров образа Божия (духовность, разум, дар речи, свобода, творчество, владычество). Борьба за веру, правду, добро, чистоту души, тела (целомудрие) и мира.
Благоразумный – строгий тип воспитания. Сотрудничество, не равнодушие, терпение.

Слайд 10

5. Принцип Иерархичного развития личности в процессе воспитания Воспитание личности предполагает

5. Принцип Иерархичного развития личности в процессе воспитания

Воспитание личности предполагает её

всестороннее развитие, охватывающее все сферы и все силы человека;
«Развитие человека должно стать восстановлением нормальной иерархии сил. А личность раскрывать, развивать необходимо, но не гармонично, но иерархично, поскольку личность есть, прежде всего, явление духовного мира» /С.Ю. Дивногорцева/;
Духовно – нравственное воспитание становится приоритетным воспитанием духа, облагораживающим подчинённые ему душевные и телесные сферы человеческой природы, человеческой жизни.
Слайд 11

6.Принцип индивидуальности Индивидуальность как творческая сила, определяющая развитие личности, «реальная основа

6.Принцип индивидуальности

Индивидуальность как творческая сила, определяющая развитие личности, «реальная основа наличных

возможных особенностей» /прот. Василий Зеньковский/
Индивидуальность для педагога не должна исчерпываться только тем, что есть, что дано в психическом организме ребёнка, но должна включать и то, что может быть в нём, что «невидимо зреет или до времени скрыто в душе» /он же/
Необходимо полюбить любого человека, чтобы усмотреть в нём своеобразную личность.
Слайд 12

7. Принцип личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и

7. Принцип личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и

школы (ВШ, лагеря, клуба…)

Согласованность требований всех причастных к воспитанию ребёнка (Единство целей, содержания, средств и методов воспитания);
Личный пример воспитателя в деле становления личности воспитанника, в процессе раскрытия образа Божия.

Слайд 13

8. Принцип послушания ПоСЛУШАНИЕ как основа принятия Истины (не насилие, но

8. Принцип послушания

ПоСЛУШАНИЕ как основа принятия Истины (не насилие, но добровольность)
Послушание

как преодоление своеволия, самочиния, самоуверенности.
Через послушание родителей, учителей, старших – послушание Богу.
Слайд 14

9. Раскрытие православия как радостной полноты жизни во Христе. «Душа по

9. Раскрытие православия как радостной полноты жизни во Христе.

«Душа по природе

христианка» /Тертулиан/
«Человек как дух, есть образ и подобие Бога… Отсюда необходимость учить человека согласно его божественной природе, смыслу и назначению его жизни» /В.А. Сластенин/
Цель воспитания – совершенная радость во Христе (в противовес унынию, печали, угрюмости, виновности…)
Ясность, посильность и желанность веры, религиозной жизни.
Слайд 15

10. Принцип Культуросообразности Предполагает максимальное использование в воспитании национальной, религиозной культуры;

10. Принцип Культуросообразности

Предполагает максимальное использование в воспитании национальной, религиозной культуры;
Важно учитывать

и понимать особенности современной среды пребывания воспитанников;
Применение воспитательных методов:
а) Интересных для воспитанников
б) Адекватных воспитательной цели
Слайд 16

Принципы духовно-нравственного воспитания Принцип христоцентричности; Принцип воцерковления; Принцип воспитания к свободе;

Принципы духовно-нравственного воспитания

Принцип христоцентричности;
Принцип воцерковления;
Принцип воспитания к свободе;
Принцип построения воспитания на

основе любви и уважения ребёнка как образа и подобия Божиего;
Принцип иерархического развития личности в процессе воспитания;
Принцип индивидуальности;
Принцип личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи, школы (ВШ, лагеря, клуба…);
Принцип послушания;
Раскрытие православия как радостной полноты жизни во Христе;
Принцип культуросообразности.