Содержание
- 2. Сибирь Обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами с востока водораздельными
- 4. Сибирь В современном употреблении под термином Сибирь, как правило, понимается находящаяся в этих географических рубежах территория
- 5. Сибирь является малонаселенной территорией, но при этом здесь проживает (или проживали) множество мало похожих друг на
- 6. Коренные народы Сибири Алтайцы Буряты Долганы Кеты (или Енисейские остяки) Манси (или Вогуличи) Ненцы, Селькупы (или
- 7. Малые народы Севера Палеоазиатские народы - ительмены, коряки, чукчи, юкагиры, гиляки Тунгусо-маньчжурские народы - эвенки, ламуты,
- 8. Малые народы Севера У них сохранилось преимущественно промысловое хозяйство долго держались патриархально-родовые отношения с пережитками материнского
- 9. Южная Сибирь Только для народов Южной Сибири - алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят - исторические условия складывались
- 10. Версии происхождения слова «Сибирь» Версии, связанные с происхождением от какого-либо языка: «Сибирь» (сэбэр) дословно можно перевести
- 11. Версии происхождения слова «Сибирь» «Шибир» - монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается,
- 12. Версии происхождения слова «Сибирь» Версии, связанные с какой-либо этнической группой: По версии З. Я. Бояршиновой, этот
- 13. Версии происхождения слова «Сибирь» В санскрите существует слово «шабары», которое еще до н. э. упоминается Вьясадевой
- 14. Шаманизм До проникновения в Сибирь христианства, ислама, буддизма (XVI-XVIII вв.) там сохранялись самобытные формы верований и
- 15. Шаманизм Слово «шаман» тунгусское (саман, шаман - возбужденный, исступленный человек) Через русских оно потом распространилось по
- 16. Особенности шаманизма могут значительно варьироваться от региона к региону: Шаман является избранником духов. Это означает, что
- 17. Особенности шаманизма Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с
- 18. Особенности шаманизма Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в
- 19. Варган
- 20. Особенности шаманизма Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов) верхний
- 21. Шаман благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления
- 22. Экстатическое путешествие шамана встречается лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей
- 23. Шаман Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или варган) Во
- 24. Шаман согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в
- 25. Шаман человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в
- 26. Шаман Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов: у ненцев – тадебей у эвенков –
- 27. Шаманская болезнь Служит переходом в новую жизнь шамана Содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и
- 28. Шаманская болезнь Странствование по различным мирам будущего шамана во время шаманской болезни имеет определенный смысл шаман
- 29. Шаманская болезнь Во время ее шаман вырабатывает свою ритуальную практику Иногда посвящение является публичным и само
- 30. Камлание Обычный прием действий шамана - камлание (шаманство, шаманский сеанс) Он состоит в том, что шаман
- 31. Камлание Предполагают также, что духи иногда сами являются на призыв шамана, входят либо в его тело,
- 32. Камлание Цель шаманского камлания - чаще всего лечение больного; но у многих народов шаманы считаются также
- 33. Камлание
- 34. Ступени посвящения (бурятский шаманизм) Чтобы стать шаманом, человек должен был, прежде всего, обладать наследственностью - утха
- 35. Ступени посвящения (бурятский шаманизм) За время своей жизни шаманы в зависимости от своих способностей получали посвящения
- 36. Ступени посвящения Первая ступень: Ябаган-боо (начинающий познавать шаманскую науку), обычно помощник более известного шамана Мог только
- 37. Ступени посвящения Вторая ступень: Духалгын-боо (имеющий право обращаться к духам огня, эжинам местности и духам предков)
- 38. Тарасун- молочная водка
- 39. Ступени посвящения Третья ступень: Хаялгын-боо (имеющий право обращаться к более высоким духам -Хаатам и брызгать вверх)
- 40. Ступени посвящения Четвертая ступень: Ёдоотой-боо (законный шаман). Принявший присягу у священного места и имеющий право делать
- 41. Ступени посвящения Пятая ступень: Хэсэтэ-боо (получивший бубен и способный уходить в транс). Мог совершать шаманское путешествие
- 42. Ступени посвящения Шестая ступень: Хорьботой-боо (получивший шаманский посох с конскими копытами) Имел право делать жертвоприношение конем,
- 43. Ступени посвящения Седьмая ступень: (получивший железную корону с оленьими рогами и шаманский плащ с железной накидкой)
- 44. Корона с оленьими рогами
- 45. Ступени посвящения Восьмая ступень: (имеющий все). Имел всю необходимую шаманскую атрибутику и бубны разных размеров. У
- 46. Ступени посвящения Девятая ступень: (высший сан посвящения, познавший истину в шаманизме). Мог быть вестником Тэнгэри, способен
- 47. Левитация
- 48. Ступени посвящения Самое высокое звание - заарин (9 посвящение) было редкостью уже в XIX в. Первые
- 50. Анимистические шаманские верования Непременная особенность шаманизма - вера в духов Духи эти многочисленны и разнообразны -
- 51. Дух-покровитель шамана Из сонма духов главным для каждого шамана считается один - его личный дух-покровитель Ему
- 52. Дух-покровитель шамана Считается, что такой избранник духов не в силах отказаться от шаманского «призвания» и иногда
- 53. Анимистические шаманские верования У некоторых народов (особенно у нанайцев) есть вера в то, что дух-покровитель шамана
- 54. Духи-помощники шамана Помимо духа-покровителя у каждого шамана есть духи-помощники В них заключается его сила. Считается, что
- 56. Злые духи Прочих духов, которыми будто бы густо населен мир, шаманисты чаще всего считают злыми духами,
- 58. Шаманы постоянно требовали от тех, кто пользовался их услугами, принесения жертв, по большей части кровавых Это
- 59. Принадлежности шаманства Обычные принадлежности шаманского ритуала: особый костюм, часто с железными подвесками, которыми шаман гремит при
- 60. Посохи шаманов
- 61. Костюм шамана
- 63. Принадлежности шаманства Все эти вещи как бы знаки достоинства шамана. В то же время им приписывают
- 65. Принадлежности шаманства Материальные принадлежности шаманства неодинаковы у разных народов. Например, есть разные типы бубна У шаманов
- 66. Бубны шаманов
- 67. Бубны шаманов
- 68. Бубны шаманов
- 69. Бубны шаманов
- 70. Бубны шаманов
- 71. Женское шаманство Оно играло преобладающую роль на ранней стадии, в период господства материнского рода, а позже
- 72. Шаман-женщина
- 73. Шаман-женщина
- 74. Женское шаманство У более же развитых народов, где преобладали патриархально-родовые или патриархально-феодальные отношения, шаманкам приписывалась обычно
- 75. Кузнечный культ Предметом суеверного уважения и страха иногда становились не только шаманы, но и другие выделяющиеся
- 76. Кузнечный культ «Кузнец и шаман из одного гнезда», - говорили якуты По поверью бурят, кузнец может
- 77. Кузнечный культ У бурят кузнецы, подобно шаманам, делились на белых и черных Черных кузнецов очень боялись,
- 78. Родовые и семейные культы Почти у всех народов Сибири практиковалось почитание родового и, особенно, семейного огня,
- 79. Родовые и семейные культы Сам огонь, домашний очаг у большинства народов олицетворялся в женском образе: старуха
- 80. Родовые и семейные культы У эвенков, например, хозяйка дома перед началом семейной трапезы бросала в очаг
- 81. Родовые и семейные культы У хантов, манси и селькупов каждая семья также имела своих священных покровителей
- 82. Родовые и семейные культы Были семейные покровители и у ненцев в виде грубых деревянных человеческих фигур,
- 83. Пережитки тотемизма и культ медведя У некоторых народов с родовым культом слились пережитки тотемизма Медвежий культ
- 84. Медвежий праздник у Манси
- 85. Пережитки тотемизма и культ медведя Гиляки верили, что у каждого рода есть свой медведь, как бы
- 86. Пережитки тотемизма и культ медведя Для этого заранее ловили в лесу медвежонка, выкармливали его в клетке,
- 87. Пережитки тотемизма и культ медведя В заключение его расстреливали из луков, но это делали не сами
- 88. Пережитки тотемизма и культ медведя Люди этого другого рода ели и мясо убитого медведя и получали
- 89. Пережитки тотемизма и культ медведя Обряды, выполняемые по случаю умерщвления священного зверя у названных, как и
- 90. Пережитки тотемизма и культ медведя Это широко распространенный «миф об умирающем и воскресающем звере» аналогичный мифу
- 91. Пережитки тотемизма и культ медведя В большинстве случаев не видно никакой связи родового культа с шаманством.
- 92. Пережитки тотемизма и культ медведя Но у некоторых народов шаманство, напротив, слилось с родовым культом. Так
- 93. Промысловый культ Очень развит был у народов Сибири промысловый культ - почитание покровителей охотничьего, рыболовческого и
- 94. Промысловый культ Крашенинников (XVIII в.) видел и описал чрезвычайно интересные, видимо родовые, праздники кита и волка
- 95. Промысловый культ Промысловый культ был связан с верой в духов-хозяев, очень характерной для охотничье-рыболовческих народов Северной
- 96. Промысловый культ Кроме того, есть хозяева целых видов животных - мойе, которым подчинены хозяева отдельных животных
- 97. Промысловый культ Все духи-хозяева сами по себе не добры и не злы, но они могут быть
- 98. Промысловый культ Промысловые духи-хозяева существуют в верованиях народов Сибири по большей части совершенно отдельно от шаманских
- 99. У большинства народов Северной Азии предметом почитания были духи разных категорий, но не боги Правда, есть
- 100. Только у исторически самых развитых народов Сибири образы великих богов были более отчетливыми, занимали более важное
- 101. У алтайцев верховным светлым богом считался Ульгень, главным злым божеством - Эрлик
- 103. Скачать презентацию