Содержание
- 2. Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева
- 3. В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях,
- 4. Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности
- 5. Вятские кустари прежде всего мастера – древоделы, обратили на себя внимание не только проезжих знаменитостей. Они
- 6. Яркой страницей художественного творчества вятских мастеров являются иконостасы
- 7. Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием растительных форм. Основная масса резьбы
- 8. Условно можно выделить три основных типа: сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба) глухая резьба
- 9. Сквозная (ажурная) резьба — подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные
- 10. Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него,
- 11. Многие простейшие орнаменты, воспринимаемые современными людьми как немудреная попытка украсить вещь, в свое время несли символическое
- 12. Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним.
- 13. Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или
- 15. Скачать презентацию
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним
Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это
В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это
Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией дома.
Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы.
История ремесла
Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие
Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие
В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.
Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.
С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.
Вятские кустари прежде всего мастера – древоделы, обратили на себя внимание
Вятские кустари прежде всего мастера – древоделы, обратили на себя внимание
Ремесло в Вятском крае.
Яркой страницей художественного творчества вятских мастеров являются иконостасы
Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием
Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием
Условно можно выделить три основных типа:
сквозная резьба (сюда относится пропильная и
Условно можно выделить три основных типа:
сквозная резьба (сюда относится пропильная и
глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
скульптурная резьба
домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:
Виды резьбы по дереву
Сквозная (ажурная) резьба — подразделяется на собственно сквозную и накладную,
Сквозная (ажурная) резьба — подразделяется на собственно сквозную и накладную,
Сквозная резьба
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а
контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамескойконтурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамескойскобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
Плосковыемчатая резьба
Многие простейшие орнаменты, воспринимаемые современными людьми как немудреная попытка украсить вещь,
Многие простейшие орнаменты, воспринимаемые современными людьми как немудреная попытка украсить вещь,
Со временем магическая функция древней символики забылась, на первый план начала выступать ее эстетическая сторона.
Еще в 20-х годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия , украшенные резьбой.
Геометрическая резьба
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона
Рельефная резьба
Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп
Скульптурная резьба