Русская иконопись Самостоятельная работа Ответить на вопросы: Когда появилось на Руси церковное искусство? Каких иконописцев

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Рублёв

Рублёв

Слайд 4

Основные даты жизни и творчества Андрея Рублёва Около 1360 г.- родился

Основные даты жизни и творчества Андрея Рублёва

Около 1360 г.- родился в

средней полосе России.
1370-1390-е гг.- учился и работал в дружине московских художников.
До 1405 г.- принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо-Андроникове монастыре.
1405 г.- совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Гордца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.
1408 г.- вместе с художником Даниилом Чёрным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.
Около 1408г.- написал иконы, получившие впоследствии
Название “Звенигородский чин”
Между 1422 и 1427 гг.- написал икону “Троица”
1427-1430 гг.- создал росписи Спасского собора Спасо – Андроникова монастыря.
29 января 1430г.- скончался и погребён в Спасо- Андроникова монастыря.
Слайд 5

Андрей Рублев в Третьяковской галерее

Андрей Рублев в Третьяковской галерее

Слайд 6

Государственная Третьяковская галерея обладает ценнейшим и наиболее полным в нашей стране

Государственная Третьяковская галерея обладает ценнейшим и наиболее полным в нашей стране

собранием произведений Андрея Рублева и мастеров его круга. Рублевская коллекция возникла в галерее в послереволюционное время. Ее формирование связано с новым этапом изучения древнерусской живописи
Слайд 7

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе

до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма
Слайд 8

В 1768-1775 годах обветшавший иконостас 1408 года из-за несоответствия вкусам екатерининской

В 1768-1775 годах обветшавший иконостас 1408 года из-за несоответствия вкусам екатерининской

эпохи был вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи (ныне Ивановской области). Иконостас Успенского собора включал иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов. В соответствии с размером собора иконостас его - один из самых больших дошедших до нас. Так, деисусные иконы (одиннадцать из них в собрании галереи) имеют высоту 3,14 м.
Слайд 9

Идейный замысел композиции Деисуса ( в переводе с греческого Деисус обозначает

Идейный замысел композиции Деисуса ( в переводе с греческого Деисус обозначает

моление) связан с темой Страшного суда и отражает мысль о заступничестве и молении святых «за род человеческий» перед Спасом. В эпоху ордынского нашествия тема Страшного суда на Руси понимается как грядущее торжество правды и справедливости
Слайд 10

На центральной иконе Деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с

На центральной иконе Деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос

с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируютего славу и «силы», небесные ( в овале)и земные ( символы четырех евангелистов по углам ромба)
Слайд 11

В образе Богоматери подчеркнут емкий монументального характера плавный текучий силуэт, нарушаемый

В образе Богоматери подчеркнут емкий монументального характера плавный текучий силуэт,

нарушаемый акцентированным жестом протянутых в молитве рук. Все изображение проникнуто кроткой и печальной мольбой, заступничеством «за род человеческий»
Слайд 12

В образе Иоанна Предтечи внимание заострено на теме величавой скорби, «духовного

В образе Иоанна Предтечи внимание заострено на теме величавой скорби,

«духовного плача», по старинному выражению. Иоанн взывает к покаянию, о чем гласит крупная надпись уставом на развернутом свитке в его руке
Слайд 13

Присутствие в деисусной композиции среди молящихся святых двух фигур архангелов, Михаила

Присутствие в деисусной композиции среди молящихся святых двух фигур архангелов, Михаила

и Гавриила, восходит к давней традиции изображения по сторонам центрального образа Иисуса Христа (Спаса) поклоняющихся ему «небесных сил». В живописи Андрея Рублева образам ангелов придается особое значение. Во фресковом ансамбле Успенского собора во Владимире многочисленные лики ангелов представляют исключительное по красоте и разнообразию зрелище, вовлекающее человека в мир возвышенных чувств и настроений. Ангелы на иконах деисуса органично дополняют изображения ангелов, трубящих в небо и землю, свивающих небесный свод, стоящих за апостолами в «Страшном суде», поклоняющихся Богоматери, торжественно сидящей на престоле
Слайд 14

В Третьяковской галерее хранится и самое прославленное произведение Андрея Рублева -

В Третьяковской галерее хранится и самое прославленное произведение Андрея Рублева -

знаменитая «Троица». Созданная в расцвете творческих сил, икона является вершиной в искусстве художника. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Сергий Радо­нежский основал недалеко от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что «взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего»
Слайд 15

В Рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они

В Рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они

изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения – жертвенная любовь.
Слайд 16

Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до

Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой,

до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд поновлений и прописей. В 1904-1905 годах по инициативе И.С.Остроухова, члена Московского археологического общества, известного собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, была предпринята пер­вая основательная расчистка «Троицы» от позднейших записей. Работами руководил известный иконописец и реставратор В.П.Гурьянов. Были сняты основные записи, но оставлены прописи на вставках нового левкаса, и в соответствии с методами тогдашней реставрации сделаны дописи в местах утрат, не искажающие авторскую живопись