Русская культура XVI-XVIII веков

Содержание

Слайд 2

Культура XVIв. Все сферы культуры подчинены РЕЛИГИИ, но начинают проявляться СВЕТСКИЕ (нерелигиозные) черты.

Культура XVIв.

Все сферы культуры подчинены РЕЛИГИИ, но начинают проявляться СВЕТСКИЕ

(нерелигиозные) черты.
Слайд 3

Книгопечатание XVIв. Иван Федоров и Петр Мстиславец - первопечатники России. 1564

Книгопечатание XVIв.

Иван Федоров и Петр Мстиславец - первопечатники России.
1564

г. – выход I ДАТИРОВАННОЙ РУССКОЙ ПЕЧАТНОЙ КНИГИ – «Апостол»

«Апостол» не был первой книгой, изданной в Москве. 6 так называемых анонимных изданий (три Евангелия, две Псалтыри и Триодь) были выпущены в 1550-х гг. 

Слайд 4

Литература XVIв. Книга «ДОМОСТРОЙ» – анонимный +-! (т.ж. авторство приписывают священнику

Литература XVIв.

Книга «ДОМОСТРОЙ» – анонимный +-! (т.ж. авторство приписывают священнику

Сильвестру) памятник русской светской литературы, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и нормах московского общества 15–16 вв., свод правил поведения зажиточного горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни.
Слайд 5

Зодчество XVIв. Покровский собор = храм Василия блаженного - зодчие Барма

Зодчество XVIв.

Покровский собор = храм Василия блаженного - зодчие Барма и

Постник.

шатровый стиль – каменные церкви строились с деревянным верхом в виде шатра.

Слайд 6

Зодчество XVIв. Покровский собор = храм Василия блаженного - зодчие Барма

Зодчество XVIв.

Покровский собор = храм Василия блаженного - зодчие Барма и

Постник.

Построен в честь присоединения к России Казанского ханства. Символ единства русской земли (8 купалов вокруг главного «шатра»).

Слайд 7

Зодчество XVIв. Фёдор Савельевич Конь – «государев мастер» времён правления Бориса

Зодчество XVIв.

Фёдор Савельевич Конь – «государев мастер» времён правления Бориса Годунова:

возвёл кольцо укреплений вокруг Москвы;
возвёл кремль в Смоленске.

Памятник Коню Ф., Смоленск

Слайд 8

Иконопись XVIв. Иконопись – господствующий жанр живописи. подражание творчеству Андрея Рублёва!

Иконопись XVIв.

Иконопись – господствующий жанр живописи.
подражание творчеству Андрея Рублёва!

Дионисий «Распятие». Икона праздничного чина. В ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресения. Вся эта икона – движение по вертикали.

«Распятие», Дионисий

Слайд 9

Иконопись XVIв. Прокопий Чирин (конец XVI в. — 1 пол. XVII

Иконопись XVIв.

Прокопий Чирин (конец XVI в. — 1 пол. XVII в.) — русский иконописец, один

из наиболее известных мастеров строгановской школы, «государев иконописец».
Большинство работ Прокопия Чирина связаны с заказами семейства Строгановых. Его творческая манера отличатся тяготением к миниатюрным формам и каллиграфической тонкости письма.

Семейная Икона Бориса Годунова

Слайд 10

Культура XVIIв. Активно проявляются СВЕТСКИЕ (нерелигиозные) черты.

Культура XVIIв.

Активно проявляются СВЕТСКИЕ (нерелигиозные) черты.

Слайд 11

Образование XVIIв. В 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия в Москве –

Образование XVIIв.

В 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия в Москве –

I ВЫСШЕЕ учебное заведение в России. По инициативе Семиона Полоцкого (родом из бел. земель!)

Уровень грамотных людей в Р ⇧, но по прежнему остаётся низким(15 грамотных крестьян из 100!)

Слайд 12

Архитектура XVIIв. «Русское барокко» = «дивное узорочье» - стиль в архитектуре

Архитектура XVIIв.

«Русское барокко» = «дивное узорочье» - стиль в архитектуре Р.

XVII в. для него характерны изогнутость линий нагромождение деталей и декоративная пышность.

Культовое (религиозные постройки)строительство

Гражданское строительство

Церковь Покрова в Филях 1690-93 гг.

Деревянный Дворец царя Алексея Мих. в с. Коломенском.

Слайд 13

«Русское барокко» XVIIв. Дворец царя Алексея Михайловича — деревянный царский дворец

«Русское барокко» XVIIв.

Дворец царя Алексея Михайловича — деревянный царский дворец 2 пол. XVIIв. Своим богатым и экзотическим

декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Разобран не ранее 1767 года, при этом фундаменты дворца сохранились
В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» возведена РЕКОНСТРУКЦИЯ дворца в натуральную величину.
Слайд 14

«Русское барокко» XVIIв. Церковь Покрова в Филях в Москве — образец

«Русское барокко» XVIIв.

Церковь Покрова в Филях в Москве — образец раннего московского барокко

(= «Нарышкинского» барокко). 5-ярусный центрический храм.

Казанский храм на Кр. площади в Москве — образец раннего русск. барокко. Появление храма связано с началом почитания Казанской иконы Божией Матери.

Слайд 15

Живопись XVIIв. Иконопись – господствующий жанр живописи. передаются реальные черты человека;

Живопись XVIIв.

Иконопись – господствующий жанр живописи.
передаются реальные черты человека;

используются светотени;
в иконах изображаются сцены из жизни.
ПАРСУНЫ(от сл. «персона») – жанр живописи, портреты.
Слайд 16

Иконопись XVIIв. Иконопись Симона Ушакова. «Спас Нерукотворный» характерной чертой творчества Ушакова

Иконопись XVIIв.

Иконопись Симона Ушакова.
«Спас Нерукотворный»
характерной чертой творчества Ушакова

было изображение ликов святых «яко живы», т.е. какими они были при жизни = «живство».

«Спас Нерукотворный», Симон Ушаков, 1669г.

Слайд 17

Иконопись XVIIв. В отличие от «Троицы» Андрея Рублёва более реалистична. «Троица», Симон Ушаков, 1671г.

Иконопись XVIIв.

В отличие от «Троицы» Андрея Рублёва более реалистична.

«Троица»,

Симон Ушаков, 1671г.
Слайд 18

Парсуны XVIIв. Новое явление в живописи России. Сочетаются приёмы иконописи с

Парсуны XVIIв.

Новое явление в живописи России. Сочетаются приёмы иконописи с

реалистической образной трактовкой.

Царь Алексей Михайлович в «большом наряде» (1682)

Полководец Скорпина-Шуйского (1682)

Юного царя Петра I

Слайд 19

Культура XVIIIв. Проявляются влияние ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ культуры. Господство стиля КЛАССИЦИЗМ – стиль

Культура XVIIIв.

Проявляются влияние ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ культуры.
Господство стиля КЛАССИЦИЗМ – стиль

искусства, воспевающий античное наследие.
Зарождается русская ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, из числа разночинцев (представители разных сословий: мещане, дух-во, купцы…)
Слайд 20

Культура XVIIIв. «Ведомости» (1702-указ ПI, 1703 г.-вышел I печат. экземпляр)- I

Культура XVIIIв.

«Ведомости» (1702-указ ПI, 1703 г.-вышел I печат. экземпляр)- I

русская ПЕЧАТНАЯ газета (часто редактировалась самим Петром I). Поначалу Петр I называл ее «курантами».

Один из первых экземпляров «Ведомостей». !Рукописный! Газета содержала сведения о событиях в России и заграницей.

Слайд 21

Образование XVIIIв. 1. 2-ХКЛАССНЫЕ МАЛЫЕ УЧИЛИЩА (начальные школы) – были в

Образование XVIIIв.

1. 2-ХКЛАССНЫЕ МАЛЫЕ УЧИЛИЩА (начальные школы) – были в

уездных городах . Было разрешено обучение в них и дворянам и простому народу.
2. 4-ХКЛАССНЫЕ ГЛАВНЫЕ УЧИЛИЩА (близкие к средней школе) – после их окончания можно было поступать в УНИВЕРСИТЕТ.
3. В 1755 г. – образован Московский университет. Открыт при участии Михаила Ломоносова.
Слайд 22

Образование XVIIIв. В 1724 г. – в Санкт-Петербурге основана Академия наук.

Образование XVIIIв.

В 1724 г. – в Санкт-Петербурге основана Академия наук.

Для работы в ней приглашались знаменитые учёные Европы (математик из Швейцарии Л.Эйлер).
При Академии был открыт I в России УНИВЕРСИТЕТ.
Слайд 23

Образование XVIIIв. Михаил Ломоносов (1711-1765гг.) – гениальный русский учёный во многих

Образование XVIIIв.

Михаил Ломоносов (1711-1765гг.) – гениальный русский учёный во многих

отраслях, поэт, просветитель. Один из самых выдающихся светил мировой науки.
Слайд 24

Литература XVIIIв. Характерен необыкновенный интерес к ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Человек в кул-ре

Литература XVIIIв.

Характерен необыкновенный интерес к ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Человек в кул-ре

XVIII в. – это герой, венец творения, воспеваемый во всех произведениях.
«Будь на троне человек!» - так обращается к младенцу-царевичу Александру (будущий император Александр I) Г.Державин. Великий русский поэт и гос. деятель.

Идеального человека русский просветитель Н.Новиков описал так: «разумный и добродетельный господин; он делает добро всем, кому только может. он думает, что разум ему дан, чтобы служить государству, богатство — чтобы помогать бедным»

Слайд 25

Литература XVIIIв. Писатель и мыслитель А.Радищев выступает за отмену самодержавия и

Литература XVIIIв.

Писатель и мыслитель А.Радищев выступает за отмену самодержавия и

крепостного права в своём произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

Екатерина II назвала его «бунтавщиком хуже Пугачёва» и сослала в Сибирь.

Слайд 26

Архитектура XVIIIв. В.Баженов – основопо-ложник КЛАССИ-ЦИЗМА в архитек-туре России. Дом Пашкова, Москва (1784-88гг.)

Архитектура XVIIIв.

В.Баженов – основопо-ложник КЛАССИ-ЦИЗМА в архитек-туре России.

Дом Пашкова,

Москва (1784-88гг.)
Слайд 27

Архитектура XVIIIв. И.Старов построил по заказу Е II Таврический дворец для её фаворита светлейшего князя Потёмкина.

Архитектура XVIIIв.

И.Старов построил по заказу Е II Таврический дворец для

её фаворита светлейшего князя Потёмкина.
Слайд 28

Архитектура XVIIIв. В сер. XVIII в. в России распространяется стиль БАРОККО

Архитектура XVIIIв.

В сер. XVIII в. в России распространяется стиль БАРОККО

(-словарь с.195) в архитектуре России. Застройка Санкт-Петербурга в стиле барокко производится по проектам Растрелли В.

Зимний дворец (Эрмитаж) (1754-62гг.)

Слайд 29

Скульптура XVIIIв. Федот Шубин – русский скульптор, автор огромного количества портретов

Скульптура XVIIIв.

Федот Шубин – русский скульптор, автор огромного количества портретов своих

современников. Портреты императрицы Екатерины II, М.В. Ломоносова, императора Павла I и др.

Екатерина II

М. Ломоносов

Павел I