Советское искусство 1930х – 1950х г.г. Формирование «мифологического» сознания общества. Александр Дейнека
Содержание
- 2. Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка (1899—1969) —советский живописец, монументалист и график, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1947). Народный
- 4. Александр Александрович Дейнека родился 8(20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Предки его,
- 5. Октябрьские события определяют судьбу живописца - ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. В 1918
- 6. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во
- 7. Кот и Повар (иллюстрация к басне Крылова) 1922 год
- 8. Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Крестьянин и смерть» 1922 год Иллюстрации Санкт-Петербург, Русский Музей
- 9. Первые шаги. Работа в журнале и общество станковистов. Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит
- 10. Живописцы нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают
- 11. В Донбассе 1925
- 12. На стройке новых цехов 1926
- 13. Лыжники 1926
- 14. Текстильщицы 1927
- 15. В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре "Эстрадный танец" (1922)
- 16. Эстрадный танец Собственность семьи художника 1922
- 17. А композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна "Оборона Петрограда" (1928) перекликается с решением картины немецкого
- 18. Выступление частей из йенских студентов во время освободительной войны 1813 года - Ходлер, Фердинанд
- 19. Дейнека «Оборона Петрограда» 1928
- 20. В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт "своей любимой
- 21. “Оборона Петрограда” одно из его эпических полотен. Подготовка к его написанию была долгой, однако на непосредственную
- 22. Картина поделена как бы на два яруса, и по обоим идут солдаты. Внизу – здоровые и
- 23. Фигуры их по-своему схематичны, чтобы различить в них живые краски, выражения лиц, детали костюмов нужно присмотреться
- 24. По верхнему же ярусу шагают раненные, вернувшиеся с войны. Ещё более схематичные, скомканные, перекошенные, они уже
- 25. Поскольку здоровые уходят за край картины, как и раненые, создается своеобразная цикличность, тоскливый круговорот композиции, который
- 26. Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского
- 27. И поэт, и художник выбирали схожие темы для своих произведений, их вдохновляло одно и то же
- 28. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными
- 29. Левый марш Александра Дейнека 1941
- 30. Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере - начинается период его
- 31. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом
- 32. "Сам батюшка пожаловал", Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925
- 33. Святые прозорливцы рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925
- 34. Чудодейница Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925
- 35. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Изображал он также и
- 36. Постановили единогласно
- 37. Женское собрание
- 38. "Паровой молот на Коломенском заводе", 1925
- 39. Рабочий и крестьянин. Рисунок для журнала «Искорка»
- 40. Футбол. 1924 Холст, масло. 105 х 113,5 Частное собрание
- 41. 1927 Футбол. Рис. для ж. «Красная нива». Б. , акв. , тушь. 32, 2х21, 5 ГТГ
- 42. Спортплощадка. У финиша. Оборот обложки журнала «Безбожник у станка» (1927. № 9)
- 43. Ода весне 1927
- 44. Иными словами, новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных
- 45. Новые горизонты. В том же году Дейнека уходит из "Общества станковистов" вследствие несогласия с руководством. Во-первых,
- 46. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Сам Александр Александрович комментировал своё решение
- 47. Нельзя сказать, что его надежды оправдались - новое общество твёрдо стояло на идеологии пролеткульта и из
- 48. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал
- 49. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки
- 50. Ударник, будь физкультурником Александр Александрович Дейнека Плакат, 1930, 102.3×72.7 см
- 51. Мы требуем всеобщего обязательного обучения Плакат, 1930
- 52. Китай на пути освобождения от империализма Александр Александрович Дейнека Плакат, 1930, 78×108 см
- 54. Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых - рисунки в детских книгах
- 55. И художник вновь справляется с вызовом. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей"
- 64. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, живописец покидает
- 65. (Через год и ОСТ, и РАПХ прекратят своё существование). Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё
- 66. Александр Александрович Дейнека – 1931 На балконе. Х. , м. 100x105 Ссх
- 67. 1931 Наемник интервентов. Х. , м. 133x139 ГТГ
- 68. Александр Александрович Дейнека – 1931 Плакат. Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов.
- 70. Плодотворные тридцатые. 1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его
- 72. Александр Дейнека о картине «Мать» 1932 «Десятки раз я писал спящих детей, усталых и трогательных, находил
- 73. В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом
- 74. Полдень 1932. ГРМ
- 75. Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами 1933
- 76. Купающиеся девушки 1933. ГТГ
- 77. На допросе. Штаб белых 1933
- 78. Безработные в Берлине 1933
- 79. Вратарь 1934
- 80. Бегуны 1934
- 81. Дорога на юг 1930
- 82. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Важную роль
- 83. Дорога в Маунт Вернон 1935
- 84. Филадельфия 1935
- 85. Филадельфия. Старая площадь 1935
- 86. Площадь в Риме 1935
- 87. Париж.Набережная Сены 1935
- 88. Негритянский концерт 1935
- 89. Парижанка 1935
- 90. В тридцатые Александр Александрович снова сливает воедино две свои давние страсти - живопись и технику, пишет
- 91. Гражданская авиация 1932
- 92. Будущие летчики 1937
- 93. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков
- 94. Никитка – первый русский летун 1940
- 95. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки - настенная роспись. Осенью 1937 года в строящемся
- 96. А. Дейнека «День советского неба»
- 97. Шесть мозаичных панно станции Новокузнецкая выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокированном
- 98. Мозаичное панно на своде центрального зала.
- 99. В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за
- 100. Знатные люди Страны Советов (эскиз панно) 1937
- 101. В. Маяковский в РОСТА 1941
- 102. Военный период. Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на
- 103. Окраина Москвы. Ноябрь 1941
- 104. Сбитый ас 1943
- 105. Сгоревшая деревня 1942
- 106. Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У
- 107. Оборона Севастополя 1942
- 108. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё
- 109. Раздолье 1944
- 110. Под Курском. Река Тускарь 1945
- 111. После войны. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым,
- 112. Купальщицы 1952
- 113. У моря. Рыбачки 1956
- 114. В Севастополе 1959
- 115. За мозаичные работы "Хорошее утро"(1959-1960) и "Хоккеисты" (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию.
- 116. Хорошее утро 1959-60
- 117. Хоккеисты 1959-60
- 118. Покорители космоса 1961
- 119. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте
- 120. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем
- 123. Скачать презентацию