Справедливость равенства и справедливость пропорциональности Подготовила студентка 1 куса Группы Юб 03/1404 Кретова Наталья

Содержание

Слайд 2

Понятие справедливости В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей,

Понятие справедливости

В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое

рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Справедливость как понятие правовое состоит примерно в следующем: поступаешь против законных установлений – получаешь справедливое и заслуженное наказание, действуешь в рамках закона - имеешь право поступать в пределах дозволенного.
Божественный смысл справедливости состоит в воздаянии по заслугам или делам. Однако прямой и непосредственной связи воздаяния и деяния часто невозможно наблюдать из обычной человеческой перспективы. Нередко – даже одной жизни человека мало, чтобы увидеть торжество Божественной справедливости.. И очень часто справедливость Божественная обращается не столько и не только непосредтсвенно на того, кто вызвал справедливый гнев Божий…
Слайд 3

В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний

В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний

принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.
Аристотель, который ввел понятия справедливости уравнительной (справедливость равенства) и распределительной (справедливость пропорциональности), дал свое толкование справедливости, из которого исходят и все последующие ее формулировки. Джон Ролз комментирует смысл этого определения справедливости: "смысл этот заключается в воздержании от получения преимуществ, которые некто приобретает путем захвата того, что принадлежит кому-то другому, его собственности, заслуг, места и т. п., или путем отказа выполнить просьбу человека, которому ты обязан, возвратить долг, не оказать уважения, и т. д..  Очевидно, что это определение сформулировано таким образом, чтобы его можно было применять только к поступкам, и люди считаются справедливыми в той мере, в какой их характер способствует устойчивому и эффективному желанию поступать справедливо. Определение Аристотеля, однако, явно предполагает рассмотрение того, что принадлежит самому человеку и что воздается ему".
Слайд 4

Аристотелю удалось сформулировать основополагающее для современного понимания справедливости противоречие между идеей

Аристотелю удалось сформулировать основополагающее для современного понимания справедливости противоречие между идеей

равенства и идеей заслуг и достоинства, предполагающей признание социального неравенства и пропорциональность воздаяния. Это разграничение равенства и пропорциональности получило свое развитие в социально-правовой мысли Средних веков и Нового времени. Равенство как основа справедливости признавалась здесь ограниченно, то есть в каком-нибудь определенном отношении. Средневековая христианская мораль допускала лишь религиозное равенство в смысле их общего происхождения от Бога ("братства во Христе") и причастности первородному греху. Соответственно несправедливым могло считаться лишь неоправданно жестокое обращение государя с подданными. В новоевропейском буржуазном обществе, где была в определенной мере преодолена нерушимость сословных границ, понимание справедливости уже предполагает известное реальное равенство прав (политическое и юридическое равенство перед законом, экономическое равенство возможностей и эквивалентность обмена товарами и услугами), которое на практике оказывается в значительной мере формальным. Соответственно изменяется и понимание основы пропорциональной справедливости. Если средневековая мораль видит ее в достоинствах, связанных со степенью "благородства" происхождения, то буржуазная мораль, возникающая во многом под влиянием этики протестантизма, видит ее в способности и усердии проявленных данным человеком и его предками и воплощенных в накопленном богатстве
Слайд 5

Формирование новоевропейского понимания справедливости было связано с формированием нового представление о

Формирование новоевропейского понимания справедливости было связано с формированием нового представление о

человеке. Человек здесь стал рассматриваться как самостоятельный индивид, обладающий неотъемлемыми правами и способный самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм. (В этом смысле характерно признание вины как идивидуальной ответственности каждого за свои собственные осознанные действия обязательным элементом состава правонарушения в отличие от права древности и средних веков, где признавалось так называемое объективное вменение, когда наказание применялось за осуждаемые государством церковью социальной группой последствия каких-либо действий совершенных без вины.) Таким образом, идея справедливости предполагает (хотя бы в качестве идеала, к которому следует стремится) обеспечение, с одной стороны, равенства всех индивидов в реализации их неотъемлемых прав, а, с другой стороны, возможностей социальной самореализации каждого без ущерба для других членов общества и пропорциональности общественных оценки и воздаяния для этой самореализации. Признание неотъемлемых прав человека позволяло значительно расширить сферу действия справедливости и успешно развивать механизмы ее реализации.
Слайд 6

В философии Нового времени была отчетливо выявлена определенная взаимосвязь идеи справедливости

В философии Нового времени была отчетливо выявлена определенная взаимосвязь идеи справедливости

с идеей свободы. Как писал И. Зейме: "Где нет справедливости, нет и свободы, а где нет свободы, нет и справедливости". Наиболее яркое свое выражение эта мысль нашла в учение Г.В.Ф.Гегеля. По его мнению, конституция, в которой "разумная воля доходит до сознания и понимания самой себя", и есть "...существующая справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений". 
Слайд 7

ВывоД Справедливость есть понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека

ВывоД

Справедливость есть понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и

его месте и роли в обществе и мире. Понятие справедливости требует соответствия между практической ролью различных и индивидов и социальных групп в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием, а также эквивалентности взаимного обмена деятельностью и ее продуктами. Характер требуемого соответствия зависит от конкретных исторических условий и специфики данного общества - в этом относительность понятия справедливости. Вместе с тем само требование справедливости, основанное на представлении о некоторой норме, присуще всем типам общества и в этом смысле имеет абсолютный характер. Для определения требуемого соответствия важную роль играют понятия равенства и пропорциональности. Современное понимание справедливости во многом обусловлено представлением о человеке, сформированным в новоевропейской культуре. Это представление о человеке как самостоятельном индивиде, обладающем неотъемлемыми правами и способным самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм, связано с признанием первичности его и его прав по отношению к любым организациям, в частности, государству, и их благам.