Средневековая Европа

Содержание

Слайд 2

Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян.

Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян.

Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию. На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина). В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура. Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью. В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру.
Слайд 3

Слайд 4

В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной

В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной

и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романскии стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени. В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет. В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок. Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.
Слайд 5

Слайд 6

Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой. Костюмы простолюдинов и высшего сословия

Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой. Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались

не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды. В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.
Слайд 7

Слайд 8

Мужской костюм Мужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна

Мужской костюм
Мужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна поверх

другой. Нижняя, «камиза», была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя, «котт» — из более дорогой ткани, с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов. Тунику всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально туники были короткими, но с середины IX в. у феодальной знати они удлинились. Туника короля доходила до самого пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди. Верхней мужской одеждой был также плащ, застегивавшийся на правом плече, — вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться «манто». Для средневекового мужского костюма характерно то, что мужчины, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны, которые могли быть длинными, относительно узкими, или плотно облегали ногу наподобие трико.
Слайд 9

Женский костюм В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие

Женский костюм
В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру

(покрывала, далматику) — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X в., они стали подчеркивать фигуру. Женский костюм состоял из двух туник — нижней («котт») и верхней («сюрко»), которые были длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали рубашку из полотна — камизу. У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась. Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена. С XI в. появились драпировки на животе. На эту моду повлияло особо почтительное отношение к беременным женщинам. В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи. В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались мехом. В XII в. еще не делали вытачки, при помощи которых можно было придавать костюму разную форму, но одежда уже начала делиться на части. В европейском женском костюме широко распространяется разделение лифа на две части: верхняя закрывала плечи и грудь, а нижняя собиралась мелкими поперечными складками: таким образом на лифе не образовывались заломы.
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Представления о пространстве и времени. Если античные

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Представления о пространстве и времени.
Если античные мыслители представляли

мир вечным, прекрасным и гармоничным космосом - шаром, а человека – его органичной частью, то средневековье выработало новую концепцию мироздания, заключающуюся в следующем. Земля – плоскость, окруженная водой, в центре которой находится город Иерусалим, место гроба Господня. Над землей расположены семь хрустальных небесных полусфер с небесными светилами, которые вращаются вокруг земли (Аристотелевская идея геоцентризма). Над небесными сферами – божественный мир («мир горний»), а под землей – адское пламя.
Новой становилась и концепция времени: мир не вечен, а сотворен Богом, у земной истории есть начало (7 дней творения), высшая точка развития (пришествие на землю Иисуса Христа) и конец (Апокалипсис). Таким образом, для средневекового человека история означала только одно – ожидание конца света, т.к. все самое лучшее в земной истории (период жизни человека в Эдемском саду и пришествие Христа) уже произошло. Улучшить жизнь уже невозможно и человеку остается только попытка не ухудшить свое положение. Средневековая мысль была направлена назад, в прошлое: соблюдение традиций (заповедей) представлялось как единственное условие продолжения земной истории.
Вот почему все новое и незнакомое встречалось средневековым человеком негативно. Подобное понимание времени называют «ретроспективностью» мышления, и это одна из характерных черт средневековой культуры.
Слайд 13

МЫШЛЕНИЕ Мышление средневекового человека отличалось от рационального образа мысли современного европейца.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление средневекового человека отличалось от рационального образа мысли современного европейца.

Человек средних веков имел иное представление о мире. Крупный исследователь средневековья Жак ле Гофф пишет, что население средневековой Европы следует, как минимум, утраивать – рядом с каждым человеком постоянно жили его ангел-хранитель и бес-искуситель, а вокруг человека существовало множество незримых существ и явлений, дающих о себе знать лишь через символы и знаки. Символизм, таким образом, являлся средством постижения иного, сверхреального, божественного мира. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью (видения, чудесные исцеления, дьявольские козни).
Все предметы и явления были для средневекового человека отражением Священной истории и божественного мира: так Иисуса Христа символизировали рыба, агнец, виноград (вино - искупляющая кровь Христа), бабочка (символ воскресения) и множество других. Деву Марию символизировали аист (символ благовещения), роза, единожды цветущее алоэ, венец (символ победы над грехом), единорог, подчиняющийся только девственнице.
Голубь был символом Святого Духа; белая голубка - символ спасенной души; журавль, спящий стоя – символ монашества и духовного бодрствования; черный ворон – символ греха; сладкоголосый дрозд – символ плотских соблазнов, а дятел – символ дьявола, который разрушает человеческую натуру и ведет человека к проклятию.
Стороны света и числа так же имели символическое значение. Так, восток, где восходит солнце, символизировал Божественный мир (с востока ждут второго пришествия Христа) и на восток обращены алтари всех христианских церквей, а запад, где заходит солнце, – царство дьявола; на западе же расположен вход в христианский храм, что символизирует вступление из царства тьмы в царство света.
Число 3 – число Святой Троицы, у этого числа множество символических значений: 3 дара волхвов Христу, 3 образа Преображения, 3 отречения Петра, 3 креста на Голгофе, 3 дня смерти Христа, 3 святых Марии, 3 добродетели – Вера, Надежда, Любовь. Число 7 символизирует 7 дней творения, 7 просьб в «Отче наш», 7 священных таинств, 7 смертных грехов, 7 наук и искусств, 7 бесов, изгнанных Христом и т.д.
Символизм был основой средневековой алхимии и эзотерики.
Готическая архитектура была полностью символична. Каждый элемент архитектуры и деталь декора имели символическое значение. Даже размещение на территории Франции готических соборов, посвященных Деве Марии, дублирует расположение звезд в созвездии Девы.
Слайд 14

ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Средневековый человек практически не писал о себе.

ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Средневековый человек практически не писал о себе. Делать

это – означало, по представлениям того времени, проявлять свою гордыню, ведь человек ничтожен перед Богом. Лишь иногда монахи описывали свои мысли и чувства во время раскаяния. Этим же объясняется и практически полное отсутствие имен в художественной культуре средневековья: мы не знаем имен летописцев, архитекторов, скульпторов, художников именно потому, что себя они считали не авторами, а лишь проводниками божественных идей.
Главным представлением средневековья можно назвать идею о том, что душа человека – крепость, осажденная злыми духами, а жизнь его – череда побед и поражений в борьбе с грехом.
Само понятие «личность» не существовало для средневековой культуры. Ценились не индивидуальные, неповторимые черты человека, а их отрицание, преодоление и соотнесенность отдельного человека с идеалом. Не даром мистик XII в. писал: «Чем больше я углубляюсь в себя, тем более я приближаюсь к Богу». В чем же выражался этот идеал?
Христианский образ человека состоит из двух начал: духовного и телесного. Приоритет отдается духовному началу. Красота понимается как торжество духа над телом. Античный принцип гармонии категорически отвергается: на смену атлету – символу античной культуры приходит аскет, с жесткими требованиями к нравственной и физической жизни.