Святой Кирилл Александрийский Κύριλλος Α΄ Αλεξανδρείας (ок. 376-444)

Содержание

Слайд 2

Жизненный путь Отец Церкви, богослов, сыгравший выдающуюся роль в истории христианской

Жизненный путь

Отец Церкви, богослов, сыгравший выдающуюся роль в истории христианской догматики,

прежде всего в христологических спорах
О жизни святого Кирилла до его вступления на Александрийскую кафедру известно очень немного достоверного
Происходил он, по-видимому, из уважаемого Александрийского рода и был племянником архиепископа Феофила (противника Златоуста)
Под наблюдением своего дяди-архиепископа, он получил образование в Александрии
Слайд 3

В египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в

В египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в

которой должность передавалась почти регулярно от дяди к племяннику: святому Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил, святой Кирилл был племянником Феофила, а сам он в свою очередь был дядей следующего епископа – Диоскора
Все это обеспечивало, монолитность и единодушие александрийской Церкви, основную массу которой составляли говорящие по-египетски коптские крестьяне, хотя в самой Александрии в культурных кругах говорили и писали по-гречески
Слайд 4

Духовное воспитание он довершил в Нитрийской пустыне, скиту преп. Макария Великого

Духовное воспитание он довершил в Нитрийской пустыне, скиту преп. Макария Великого


После пяти лет пустыннической жизни архиеп. Феофил причислил свят. Кирилла к клиру, поручив ему проповедование
В 403 году Кирилл в качестве диакона, вместе с архиеп. Феофилом, был в Константинополе на «Соборе под дубом», неправедно осудившем свят. Иоанна Златоуста
В отношении к свят. Иоанну, свят. Кирилл долго оставался типичным александрийцем своего времени
Слайд 5

Противостояние Александрии и Константинополя Когда в 417 году мощи свят. Иоанна

Противостояние Александрии и Константинополя

Когда в 417 году мощи свят. Иоанна

Златоуста перенесли в Константинополь, свят. Кирилл писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда не апостол?»
Однако, недоверие свят. Кирилла к константинопольской кафедре неожиданно сыграло положительную роль в его борьбе с действительным еретиком, архиеп. Несторием
Между Александрией, старым центром христианского Востока, и новой столицей – «выскочкой», Константинополем, существовало давнее чувство ревности и соревнования
Петр Александрийский не признавал епископство Григория Богослова в Константинополе (381 год) и поставил ему соперника — Максима Циника. Святитель Иоанн Златоуст, вероятно, намекая на династические порядки египетской Церкви, называл Феофила «фараоном»
Слайд 6

Борьба в Александрии В 412 году умер архиеп. Феофил, и на

Борьба в Александрии

В 412 году умер архиеп. Феофил, и на Александрийскую

кафедру был избран свят. Кирилл
По темпераменту своему святого Кирилл был человеком борьбы
И на епископской кафедре он сразу проявил себя, как человек страстный и властный
Тогда в Александрии еще были сильны позиции язычников и иудеев. Свят. Кирилл повел решительную борьбу и с теми, и с другими
Сразу же он вступил в борьбу с Новацианами, запер все находившиеся в Александрии Новацианские храмы, отобрал из них священную утварь, а их епископа Феопемпта лишил всего, что тот имел; при этом он воспользовался пособием светской власти
Епископская деятельность святого Кирилла проходила в тяжелой и смутной обстановке. Александрия вообще была городом беспокойным
Слайд 7

В его понимании инакомыслящие просто не имели права на существование, он

В его понимании инакомыслящие просто не имели права на существование, он

всецело стремился – так же как и святой Амвросий на Западе – к установлению монолитного общества, христианского и православного. Его поддерживали народные массы Египта, особенно монашество
Фактически он оказался во главе христианского движения, которое не отличалось ни терпимостью, ни широтой взглядов
Но для того чтобы понять и оценить по достоинству личность Кирилла, необходимо обратиться к его писаниям и богословским взглядам
Слайд 8

Борьба с несторианством С 428 года заботы свят. Кирилла были устремлены

Борьба с несторианством

С 428 года заботы свят. Кирилла были устремлены на

охранение Вселенской Церкви от несторианства
Вступивший в 428 году на Константинопольскую кафедру Несторий вскоре вызвал смущение и волнение своим христологическим учением
До Александрии Константинопольские вести дошли очень скоро, вероятно от апокрисиариев Александрийского епископа, и уже весною 429 года Кирилл выступает против Нестория, — впрочем, не называя его по имени
В виду того, что «мысли, чуждые истине, стали распространяться и в Египте», святого Кирилл выпускает особое и обстоятельное «послание к монахам» в разъяснение христологических истин
Вслед за тем святого Кирилл обращается с посланием и к самому Несторию, призывая его пресечь тот «вселенский соблазн», который вызывают его мнения и писания
Слайд 9

Святой Кирилл выражался мягко и сдержанно, но Несторий очень нервно и

Святой Кирилл выражался мягко и сдержанно, но Несторий очень нервно и

раздраженно встретил это вмешательство «Египтянина» в свои дела
Дальнейшее развитие несторианского спора очень осложнялось постоянным соперничеством и взаимным недоверием Александрии и Константинополя, — многие вспоминали о борьбе Феофила с блаженным Златоустом
При дворе вмешательство святой Кирилла было встречено с большим недовольством, — казалось, что «египтянин» снова нарушает с таким трудом установленный церковный мир
Слайд 10

Сторонники Нестория настроили императора против святого Кирилла, как в свое время

Сторонники Нестория настроили императора против святого Кирилла, как в свое время

арианствующие клеветали на великого Афанасия
С великим огорчением узнавал об этом святой Кирилл, и при всей своей природной страстности продолжал действовать сдержанно и миролюбиво. В начале 430 года он обращается к Несторию со вторым догматическим посланием, и разъясняет в нем на основании Предания и неизменной церковной веры в
Это послание впоследствии было одобрено на Ефесском соборе тайну воплощения
Слайд 11

В то же время святой Кирилл писал о спорных вопросах к

В то же время святой Кирилл писал о спорных вопросах к

разным лицам, — к императору Феодосию
(«О правой вере»), к его жене Евдокии и к его сестрам. В этих посланиях он очень подробно разъясняет догмат воплощения, разбирает неправые о нем мнения и возражения несториан против истинного представления о Богочеловеческой ипостаси Христа
При этом, святой Кирилл приводит большое количество отеческих свидетельств
Наконец он выпускает пять книг против Нестория
Все эти творения святой Кирилла получили широкое распространение.
Вопрос о мнениях Нестория был таким образом поставлен резко и четко
Слайд 12

Не все и не всюду одинаково отнеслись к положительной и к

Не все и не всюду одинаково отнеслись к положительной и к

полемической стороне деятельности святой Кирилла и не все противники Нестория готовы были объединиться вокруг святого Кирилла
При это далеко не все сразу поняли всю серьезность и важность надвигавшегося догматического спора
Прежде всего это поняли в Риме. Между папою Целестином и святым Кириллом сразу установилось полное единомыслие, и папа уполномочил Александрийского архиепископа действовать и от его имени, в качестве его «местоблюстителя» (vices gerens)
Слайд 13

Борьба Рима с Несторием В Риме судили не только на основании

Борьба Рима с Несторием

В Риме судили не только на основании представленных

святым Кириллом материалов, — сам Несторий прислал папе сборник своих проповедей. Весь этот материал был передан на заключение известного массилийского пресвитера Иоанна Кассиана, который вскоре представил в Рим свои «Семь книг о воплощении Христа». Его заключение было очень резким.
В августе 430 г. папа с местным собором объявил учение Нестория еретическим и поручил Св. Кириллу еще раз обратиться к Несторию с увещанием, — и, если Несторий в десятидневный срок не принесет раскаяния и отречения, папа объявлял его низложенным и отлученным
Через святого Кирилла папа переслал свои послания к самому Несторию, к Константинопольскому клиру и к некоторым епископам Востока
Слайд 14

12 глав свт. Кирилла В октябре 430 года собрался очередной местный

12 глав свт. Кирилла

В октябре 430 года собрался очередной местный собор

в Александрии. Он повторил определения Римского собора и дополнил их подробной формулой отречения для Нестория. Это были знаменитые «главы» (κεφαλαια) или анафематизмы святого Кирилла, числом 12
Одновременном с этим святой Кирилл обратился с письмом к Иоанну Антиохийскому, к Ювеналию Иерусалимскому и к Аккакию Верийскому, к одному из самых почтенных и уважаемых епископов Востока
На основании этих писем и на основании римских определений и Иоанн Антиохийский обратился к Несторию с предупреждающим посланием...
Это соглашение показывает, что святой Кирилл был все же способен, когда стихал пыл борьбы, к пониманию чужих точек зрения и к уважению братьев во Христе
Слайд 15

Противостояние Но анафематизмы святого Кирилла были встречены на Востоке с недоумением

Противостояние

Но анафематизмы святого Кирилла были встречены на Востоке с недоумением и

даже тревогой
По поручению Иоанна Антиохийского они были разобраны Андреем Самосатским и еще резче Феодоритом Кирским
Против этих возражений святому Кириллу «пришлось» писать защищение. На Кирилла его оппонентами была наброшена тень неправомыслия и аполлинаризма
В то же время Несторий возбуждал Константинопольский народ против «египтянина», напоминал о прежней вражде Александрии к Константинополю, о гонении на Златоуста, воздвигнутом Феофилом Александрийским
Вместе с тем Несторий задержал действие Римского и Александрийского соборных решений, убедивши императора созвать Вселенский Собор
Слайд 16

Творения Среди творений святого Кирилла по времени первыми были его экзегетические

Творения

Среди творений святого Кирилла по времени первыми были его экзегетические труды

по Ветхому Завету. Еще до своего епископства он написал книгу «О поклонении в духе и в истине»
В этих толкованиях святой Кирилл придерживался Александрийского метода, иногда даже в его крайностях
К донесторианскому времени относится составление обширного толкования на Евангелие от Иоанна, — в 12 книгах
Комментарий имеет догматический характер и по происхождению связан с задачами противоарианской полемики
Слайд 17

На догматические темы святой Кирилл писал очень много К донесторианскому периоду

На догматические темы святой Кирилл писал очень много
К донесторианскому периоду относятся

два громадных труда, посвященных раскрытию Троического догмата, — «Сокровищница» и книги «О святой и нераздельной Троице»
В «Сокровищнице» святой Кирилл в простой и краткой форме подводит итог всей противоарианской полемике, опираясь в особенности на святого Афанасия. Прежде всего, он останавливается на библейских доводах
В книге о Троице святой Кирилл развивает свои мысли в более свободной и при том в диалогической форме. Касается святой Кирилл здесь и христологической темы
Слайд 18

Во время Несторианской борьбы святой Кирилл писал очень много На первом

Во время Несторианской борьбы святой Кирилл писал очень много
На первом месте

нужно напомнить его знаменитые анафематизмы или «главы» против Нестория с относящимися к ним «объяснениями» и «защищениями» против «восточных» и против Феодорита
Ранее анафематизмов были составлены «Схолии о воплощении Единородного» и книги «О правой вере», — к императору (Феодосию) и к царственным девам. После Ефесского собора составлено «Слово против не желающих исповедывать Святую Деву Богородицей» и диалог, «Что един Христос»
Все эти «книги» святого Кирилла, направленные против несторианства
Слайд 19

Сохранилось 10 первых книг из обширного апологетического труда, — «О святой

Сохранилось 10 первых книг из обширного апологетического труда, — «О святой

религии христианской против безбожного Юлиана»
Святой Кирилл разбирает здесь «три книги Юлиана против Евангелия и против христиан», писанные в 362 — 363 годах и, по-видимому, сохранявшие популярность и в начале V-го века
Полемика святого Кирилла имеет довольно резкий характер
Слайд 20

Богословие В своем богословском исповедании святой Кирилл всегда исходит из Писания

Богословие

В своем богословском исповедании святой Кирилл всегда исходит из Писания и

из учения отцов
С большой резкостью он подчеркивает ограниченность нашего разума и недостаточность наших словесных средств, и отсюда выводит необходимость опираться на прямое свидетельство Слова Божия
Святой Кирилл настойчиво подчеркивал пределы логического сознания: не только Божественная Сущность, но и тайны Божией воли непостижимы и недоведомы для человека, и не следует слишком пытливо доискиваться причин и оснований
Святой Кирилл не ограничивается одним только апофатическим богословием. Но знанию чрез исследование и рассуждение он предпочитает знание («гнозис») в опыте духовной жизни со Христом и во Христе. Будучи тонким и острым богословом, он совсем не был философом по своему духовному складу. Во многом он близок к каппадокийцам, а особенно к святому Григорию Богослову
Слайд 21

Полное ведение о Боге состоит в знании не только того, что

Полное ведение о Боге состоит в знании не только того, что

Бог есть, но и того, «что Он есть Отец и Кого Отец, включая сюда очевидно и Святого Духа», — говорит святой Кирилл
В том и состоит высшее ведение о Боге, открытое Христом, что Он явил людям имя Отца, что Он привел их к разумению Троической тайны. Имя Отец есть имя более соответствующее Богу, чем имя Бог...
Троичность Божия есть высшая истина веры, открывающаяся только во Христе и через Христа
В ней существенная новизна христианства. Святой Кирилл подчеркивает, что Троическая истина есть в то же время недоведомая тайна, принимаемая в вере и только до некоторой степени разъясняемая по несовершенным аналогиям тварной природы...
В изложении Троического догмата святой Кирилл исходит из Писания и опирается на отеческое предание и прежде всего на творения святого Афанасия
Слайд 22

Приоткрытая уже в Ветхом Завете Троичность Божества явлена Христом в Новом.

Приоткрытая уже в Ветхом Завете Троичность Божества явлена Христом в Новом.

Откровение о Боге, как об Отце, есть откровение Троичности, ибо Отчество предполагает сыновство, и Отец есть Отец Сына
Имя Отца есть имя ипостаси, и указует на отношение Первого Лица ко Второму и к Третьему
От вечного Отца рождается вечный Сын. Он не «происходит», не «возникает», но извечно «был» и пребывает в Отце, как в источнике, всегда существует в Нем, как Его Слово, Премудрость, Сила, Начертание, Отблеск и Образ...