Теодицея как проблема средневековой философии

Содержание

Слайд 2

Теодицея (от греческого theos - бог, dike - справедливость) - оправдание

Теодицея
(от греческого theos - бог, dike - справедливость) - оправдание

бога.
Обычное название для религиозно-философских трактатов, преследующих цель оправдать тем или иным образом видимое и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, всемудрого, всеблагого бога и существованием зла и несправедливости в мире;
в общем смысле, доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и справедлив.
Слайд 3

Томистская теодицея была прежде всего направлена против идеологии катаров и других

Томистская теодицея была прежде всего направлена против идеологии катаров и других

еретических сект.
Катары провозглашали, что материальный мир по своей природе есть зло, продукт злого духа, а поскольку человеческое тело является его составной частью, следовательно, оно по своему происхождению есть зло и достойно презрения. Соединение тела и души для последней не благодеяние, а, напротив, наказание, оковы. А если так, то Христос не мог воплотиться в человека.
Из этих принципов следовало отрицание необходимости церкви, осуждение ее как собственника материальных богатств.
Слайд 4

Томистская теодицея зло не является позитивным явлением и не существует само

Томистская теодицея

зло не является позитивным явлением и не существует само

по себе, как добро, а представляет собой просто обычное небытие, ущербность добра.
Второй тезис томистской теодицеи «добро является субъектом зла».
Фома утверждает, что все, а следовательно, и зло, имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие бытия, а следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может выступать в роли какой бы то ни было причины. В таком случае остается принять, что субъектом или источником зла является добро.
Слайд 5

Исходной точкой для Аквинского являются слова Августина: "Бог не является создателем

Исходной точкой для Аквинского являются слова Августина: "Бог не является создателем

зла, ибо не он причина стремления к небытию".
Развивая эту мысль, Фома напоминает, что в области морали зло основано на несовершенстве поведения, которое в свою очередь следует из несовершенства морального субъекта. А если бог - это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной морального зла.
Слайд 6

Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного

Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного

совершенства. Как красота делается более очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со злом, и наоборот.
Таким образом третий тезис томистской теодицеи: некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно.
Слайд 7

Для обеспечения порядка вселенной необходим также порядок справедливости, который требует существования

Для обеспечения порядка вселенной необходим также порядок справедливости, который требует существования

как грешников, так и хороших людей.
Здесь "бог является творцом зла, как наказания, а не как вины". Это четвертый тезис теодицеи Фомы.
Слайд 8

Все мыслители пытались положительно решить задачу совмещения бога и зла в

Все мыслители пытались положительно решить задачу совмещения бога и зла в

мире. Однако существуют также примеры негативной теодицеи.

В своем учении Альбер Камю утверждает, что бог, допускающий зло в мире, оказывается бессильным перед ним, и, следовательно, бога не существует.
Атеистический экзистенционализм Камю акцентирует внимание на всесилии зла, и поэтому теодицея в его концепции решается в негативном плане.
Отрицание существования высшего существа приводит к идее неуправляемости мира, и этим оправдывается наличие в человеческом бытии абсурда, пустоты и как следствие - никчемность человеческой жизни, обреченной на страдание и несправедливость.