Теория игр в экономике

Содержание

Слайд 2

Теория игр Теория игр (theory of games)— математические расчеты возможного поведения

Теория игр

Теория игр (theory of games)— математические расчеты возможного поведения принятия

решения двумя или более людьми в ситуациях, где каждый способен сделать выбор между двумя или более направлениями деятельности "стратегиями", их интересы могут частично или полностью быть противоположными, для любого лица числовые значения прилагаются к "полезности" комбинации результатов.
Разработанная прежде всего фон Нойманом (см. фон Нойман и Моргенштерн, 1944), теория игр основана на традиционных формах рационального моделирования в политэкономии.
Слайд 3

Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте, -

Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте, -

игроками, а исход конфликта – выигрышем. Для каждой формализованной игры вводятся правила, т.е. система условий, определяющая: 1) варианты действий игроков; 2) объём информации каждого игрока о поведении партнёров; 3) выигрыш, к которому приводит каждая совокупность действий.
Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действия при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации.
Целью теории игр является определение оптимальной стратегии для каждого игрока. При выборе оптимальной стратегии естественно предполагать, что оба игрока ведут себя разумно с точки зрения своих интересов.
Слайд 4

Экстенсивная форма

Экстенсивная форма

Слайд 5

Нормальная форма

Нормальная форма

Слайд 6

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР В ЭКОНОМИКЕ В качестве примеров здесь можно назвать

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР В ЭКОНОМИКЕ

В качестве примеров здесь можно назвать

решения по поводу проведения принципиальной ценовой политики, вступления на новые рынки, кооперации и создания совместных предприятий, определения лидеров и исполнителей в области инноваций, вертикальной интеграции и т.д.
Инструментарий теории игр особенно целесообразно применять, когда между участниками процесса существуют важные зависимости в области платежей. Ситуация с возможными конкурентами приведена ниже
Слайд 7

Слайд 8

Квадранты 1 и 2 характеризуют ситуацию, когда реакция конкурентов не оказывает

Квадранты 1 и 2 характеризуют ситуацию, когда реакция конкурентов не оказывает

существенного влияния на платежи фирмы. Это происходит в тех случаях, когда у конкурента нет мотивации (поле 1) или возможности (поле 2) нанести “ответный удар”. Поэтому нет необходимости в детальном анализе стратегии мотивированных действий конкурентов.
Слайд 9

проникновения на новый рынок Возьмем предприятие, которое выступает в качестве монополиста

проникновения на новый рынок

Возьмем предприятие, которое выступает в качестве монополиста на

каком-либо рынке (например, IВМ на рынке персональных компьютеров в начале 80-х годов). Другое предприятие, действующее, к примеру, на рынке периферийного оборудования для ЭВМ, обдумывает вопрос о проникновении на рынок персональных компьютеров с переналадкой своего производства. Компания-аутсайдер может принять решение о вступлении или невступлении на рынок. Компания-монополист может отреагировать на появление нового конкурента агрессивно или дружественно. Оба предприятия вступают в двухэтапную игру, в которой первый ход делает компания-аутсайдер. Игровая ситуация с указанием платежей показана в виде дерева
Слайд 10

Здесь обозначены два состояния – “вступление/дружественная реакция” и “невступление/ агрессивная реакция”.

Здесь обозначены два состояния – “вступление/дружественная реакция” и “невступление/ агрессивная реакция”. Очевидно,

что второе равновесие несостоятельно. Из развернутой формы следует, что для уже закрепившейся на рынке компании нецелесообразно реагировать агрессивно на появление нового конкурента
Слайд 11

Проблемы практического применения в управлении Следует, однако, указать и на наличие

Проблемы практического применения в управлении

Следует, однако, указать и на наличие

определенных границ применения аналитического инструментария теории игр. В следующих случаях он может быть использован лишь при условии получения дополнительной информации.
Во-первых, это тот случай, когда у предприятий сложились разные представления об игре, в которой они участвуют, или когда они недостаточно информированы о возможностях друг друга.
Во-вторых, теорию игр трудно применять при множестве ситуаций равновесия. Эта проблема может возникнуть даже в ходе простых игр с одновременным выбором стратегических решений.
В-третьих, если ситуация принятия стратегических решений очень сложна, то игроки часто не могут выбрать лучшие для себя варианты.