Вооброжение и его функции

Содержание

Слайд 2

Воображением или фантазией называется процесс воспроизведения преобразования хранящейся в памяти образов

Воображением или фантазией называется процесс воспроизведения преобразования хранящейся в памяти образов

предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности и др. Воображение свойственно только человеку. Оно возникло и развивалось в условиях общественно-трудовой деятельности людей. Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которое связано с удовлетворением потребности выйти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее.
Слайд 3

Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс,

Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс,

протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.
Слайд 4

Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также «центральным звеном

Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также «центральным звеном

творческого процесса», а отсюда оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей. Оно лежит в основе вдохновения — как соединения в одну точку всех способностей.
Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начало, все познавательные процессы, оно сочетает зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти, построением модели потребного будущего. Воображение необходимо во всех видах и фазах творчества.
Для художественного творчества, продукты которого направлены на пробуждение воображения, мыслей и чувств потребителей «духовной пищи», знание происхождения и структуры этого процесса особенно необходимо.
Слайд 5

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ Первая функция — эмпатическое виденье — сопереживающее виденье. Это

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

Первая функция — эмпатическое виденье — сопереживающее виденье. Это виденье

возникает тогда, когда человек начинает «входить» при помощи воображения в состояние другого человека, начинает сопереживать ему. Особенно это ярко проявляется у детей, бурно переживающих все события, происходящие на сцене или в читаемой ими книге. Такое же вхождение в образ характерно для многих писателей, художников. Именно благодаря этому умению входить в объект изображения происходит слияние индивидуального и всеобщего.
С умения входить в состояния предметов, других людей, воображать себя на их месте строится тренировка эмпатического виденья и творческие способности.
Слайд 6

Вторая функция воображения — хранение опыта в эмоционально-образной форме. Такой тип

Вторая функция воображения — хранение опыта в эмоционально-образной форме. Такой тип

хранения информации в обыденной жизни необходим как для предупреждения по принципу «что будет, если...», так и в качестве ожидания положительных переживаний. Такое предвиденье тех или иных эмоциональных переживаний способствует « выбору пути» и служит основой воспитания. Наиболее наглядно это прослеживается в религии, где каждый может выбрать себе путь в «ад» или «рай», придерживаясь тех или иных нормативов поведения.
Все искусство в конечном итоге строится на таком выборе между добром и злом, начиная со сказок. За счет искусства у человека расширяется «опыт быстро текущей жизни», поэтому он стремится к нему во всех вариантах.
Для художника образы воображения, хранящиеся в памяти как трансформированная реальность, являются тем материалом, на базе которого рождаются замыслы и идет творческий поиск их решения. Чем больше и разнообразнее это «креативное поле», тем больше на нем можно вырастить творческих продуктов.
Слайд 7

Третья функция воображения — творческая. Все фазы творчества — подготовительная, поисковая

Третья функция воображения — творческая. Все фазы творчества — подготовительная, поисковая

и исполнительная — базируются на работе воображения. Воображение выполняет роль главного инструмента мыслительного поиска. Это касается и выбора общего направления и собственной функции в искусстве, и решения конкретного замысла.
«Мысленное экспериментирование», столь свойственное детям, по данным В.Т. Кудрявцева, необходимо и взрослым.
Слайд 8

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ИХ ОТНОШЕНИЯМИ К НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ИХ ОТНОШЕНИЯМИ К НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА.

1. Способность к мысленному изменению, преобразванию конкретно воспринимаемых объектов и ситуаций в настоящем, когда скала в воображении превращается в чудовище, а наблюдаемому событию придается новый смысл и эмоциональная окраска. Это воображение можно назвать преобразующим. Обычно оно появляется у людей в ситуациях, вызывающих опасение и страх («у страха глаза велики»), а также под влиянием настроения или опьянения («пьяному море по колено»). У художников оно появляется в творческом поиске и начинает носить направленный характер, осознанный включенный в процесс восприятия. Воображение носит характер мысленного эксперимента и выбора лучшего варианта для изображения.

Слайд 9

2.Воспроизведение конкретных объектов, впечатлений, динамики событий и пр., имевших место в

2.Воспроизведение конкретных объектов, впечатлений, динамики событий и пр., имевших место в

прошлом опыте человека. Оно называется репродуктивным и базируется на памяти.
Наиболее полно репродуцируются эмоционально-значимые события или яркие впечатления от увиденного. В процессе хранения в памяти запечатленные образы интегрируются, обобщаются, типизируются и трансформируются на уровне подсознания. Особенно тогда, когда художник предпочитает работать на основании собранного им материала. На основе репродуктивного воображения работали многие выдающиеся художники. Например, Айвазовский все свои полотна писал по воображению, репродукции и интеграции множества впечатлений от морской стихии, динамические характеристики которой невозможно писать с натуры. Так рождаются образы и типы, в поисках которых художники пересматривают множество реальных человеческих типов и ситуаций, которые служат материалом для творчества.
Произведения искусства, в отличии от жизненных впечатлений, отражающие такие яркие и нестандартные события, образы людей, красоту форм бытия, имеют особую силу репродукции в воображении, а отсюда становятся своеобразным образцом для подражания у художников и эталоном оценки реальности у зрителей.
Слайд 10

3.Творческое воображение, присущее в разных вариантах по содержанию всем людям направлено

3.Творческое воображение, присущее в разных вариантах по содержанию всем людям

направлено на создание новых моделей желаемого или необходимого будущего. Построение таких моделей у человека всегда базируется на эмоциях, рисующих желаемые картины для своего существования. Картины эти, как правило, направлены на удовлетворение или пробуждение духовных потребностей человека и приобщение зрителя ко всеобщему.
Воображение художника, ориентированное на будущее, всегда включает на уровне подсознания «значимого другого» зрителя, его эмоциональную оценку продукта творчества. Эта оценка очень болезненно воспринимается художником, поэтому в качестве «щита» он выдвигает формулу, согласно которой он творит только «для себя» и «самовыражения».
Слайд 11

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ 1.По результатам: Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ

1.По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
Продуктивное

(творческое) воображение:
с относительной новизной образов;
с абсолютной новизной образов.
2.По степени целенаправленности:
активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
3.По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
Слайд 12

4.По приёмам воображения: агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов; гиперболизация

4.По приёмам воображения:
агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
гиперболизация — увеличение или уменьшение

предмета и его частей;
схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
5.По степени волевых усилий:
преднамеренное;
непреднамеренное.