ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОЦЕСС И ПРОДУКТ

Содержание

Слайд 2

Виды деятельности и творчество Каждый вид деятельности предполагает наличие цели, владение

Виды деятельности и творчество

Каждый вид деятельности предполагает наличие цели, владение средствами

ее достижения, создание некоторого конкретного продукта, необходимого обще­ству. Творчество может быть внесено в любой вид деятельности. Однако внесение творчества в разные виды деятельности происходит по-разному. В некото­рых случаях сама деятельность блокирует проявления творчества, хотя сама же требует его.
Можно выделить три основных типа деятельности.
Первый тип — деятельность, которая может выпол­няться стандартно, но в нее по индивидуальной ини­циативе может вноситься творческое начало — изоб­ретение, совершенствование способа действия и т. п.
Слайд 3

Второй тип — деятельность, которая требует по­стоянной готовности к поиску индивидуального

Второй тип — деятельность, которая требует по­стоянной готовности к поиску индивидуального

«твор­ческого стиля», выполнения ее, поскольку нестандар­тные ситуации могут возникнуть неожиданно. Этот тип творчества, оперативный, необходимый педагогам, организаторам, полководцам, продуктом которого яв­ляется нахождение нового способа действия, непов­торимого и конкретного, требует постоянного напря­жения и готовности к поиску. Он требует контакта с постоянно меняющейся средой и виденья в ней всех переменных.
Третий тип деятельности относится к разряду «творческих», которые предполагают обязательное внесение новизны в продукт деятельности. К числу таких относится художественно-творческая деятельность, которая на фоне других видов деятельности имеет свою специфику. Искусство всегда органичес­ки связано с индивидуальностью и личностью худож­ника. Произведения искусства не могут быть повторе­ны, как и любая индивидуальность, ни по содержанию, ни по форме и требуют нового в каждом произведе­нии, картине.
Слайд 4

Специфика художественно-творческой деятельности Каждый вид профессиональной деятельности име­ет свои структурные особенности,

Специфика художественно-творческой деятельности

Каждый вид профессиональной деятельности име­ет свои структурные особенности, связанные

с режи­мом труда, направленностью труда, ролью индивиду­альных особенностей в его выполнении и социальным контролем за продуктом труда или стоящим за ним человеком.
Во-первых, по своей направленности и цели. Так, научно-техническое и оперативное творчество бази­руется на очевидной необходимости, а отсюда имеет достаточно определенный объект поиска и достиже­ния конкретной задачи, цели, легко проверяемой прак­тикой. Художественное творчество, направленное на совершенствование духовного мира человека, не име­ет такой «очевидной» задачи.
Во-вторых, продукт других видов творчества имеет конкретный и проверяемый результат. Произведения искусства, в том числе и все виды динамического, исполнительского творчества, конкретны лишь фор­мально.
В-третьих, индивидуальное творчество, не регла­ментированное временем и социальной поддержкой, как это бывает в других видах творчества, требует самоорганизации, нахождения индивидуального стиля деятельности, оптимальных условий для его пробуж­дения, в том числе путем выбора тем разной сложно­сти
Слайд 5

Творчество как процесс Процесс творчества проходит на разных уровнях по отношению

Творчество как процесс

Процесс творчества проходит на разных уровнях по отношению к

сознанию и имеет три фазы.
Уровни протекания творческого процесса. Едини­цей отсчета разных уровней протекания творчества является сознание как главный регулятор психических процессов и «инструмента» разума.
Творчество как процесс происходит на разных уровнях: бессознательном, подсознания, сознания и сверхсознания. Каждый из уровней имеет свою спе­цифику образования, механизмов протекания и харак­тера выдаваемых продуктов творчества. Высшим уров­нем развития творчества является взаимодействие между ними, когда «креативное поле» захватывает все участки мозга в момент возникновения.
Слайд 6

Понятие бессознательного включает в себя сово­купность психических образований, процессов и механизмов,

Понятие бессознательного включает в себя сово­купность психических образований, процессов и механизмов,

в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Термин этот использу­ется для характеристики индивидуального и группо­вого поведения, действительные цели и последствия ко­торого не осознаются, и по своей функции может быть приравнен к инстинктам.
Бессознательное психическое базируется на глу­бинных законах жизни, этапах эволюционного процес­са и генетической памяти, в которой хранится пред­шествующий опыт.
В структуру бессознательного входят нейро-физиологические задатки, особенности темперамента и специальные способности, которые являются наиболее «жесткими» образованиями и менее всего поддающи­еся изменениям. К ним относится контакт со средой и активационные, регуляторные и информационные бло­ки мозга. Именно они определяют потребности в опре­деленных формах деятельности
Слайд 7

Творчество на уровне подсознания, которое скла­дывается на основании индивидуального опыта и

Творчество на уровне подсознания, которое скла­дывается на основании индивидуального опыта и

прижизненно сложившихся в мозгу психических конструктов, интегрирующих в себе неосознанный опыт раннего детства, сформированные навыки и по­требности, продиктованные природными задатками, усвоенными социальными нормами и характером взаимодействия со средой, прошедшим через созна­ние. Поэтому оно многолико. В нем интегрируются и адаптивные функции, и творческие. Подсознание со­здает стереотипы мышления, поведения, отношений, устойчивые характеристики личности, которые стан­дартно проявляются при определенных ситуациях. Вместе с тем оно очень «верит сознанию», считая, что если человек осознает себя «нетворческим», то под­сознание верит этому и блокирует творчество. Созна­ние и подсознание работают синхронно в состоянии бодрствования.
Другие качества показывает подсознание в сновидениях. Как доказы­вают экспериментальные исследования, во сне проис­ходит доучивание, поиск выхода из критической ситу­ации, открытия закономерностей, над которыми думал человек, рождаются замыслы. Путь к творческому под­сознанию идет через сознание. Если сознание включа­ется в творческий поиск, то подсознание подключает­ся к нему.
Слайд 8

Сознательная форма творчества имеет свой, особый инструмент — логические операции. Эти

Сознательная форма творчества имеет свой, особый инструмент — логические операции. Эти

операции — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, а также умо­заключения — направленные на познание реальности, приводят не только к открытию в ней новых закономер­ностей, но и к изобретению, к созданию некоторого нового продукта.
Слайд 9

Сверхсознание. В основе высших проявлений твор­чества лежит сверхсознание. Как пишет П.В.Симонов:

Сверхсознание. В основе высших проявлений твор­чества лежит сверхсознание. Как пишет П.В.Симонов:

«сверхсознание — неосознаваемые первоначальные этапы любого вида творчества, рождения гениальных догадок, внезапных озарений». Оно совмещает все уров­ни работы мозга до уровня интуиции, т. е. одномомент­ного познания целого и сущного. По мнению ученых, сверхсознание интегрирует в себе работу бессознатель­ного, подсознания, что позволяет сознанию подключить­ся к ноосфере как форме существования разума и по­лучать оттуда необходимую информацию. Именно этим объясняется одновременные изобретения и открытия, существовавшие и существующие в науке и технике, которые иногда называются именами сразу двух изоб­ретателей.
Слайд 10

Фазы творческого процесса Творческий процесс имеет три, наиболее общие фазы: пусковую

Фазы творческого процесса

Творческий процесс имеет три, наиболее общие фазы: пусковую (побудительную

и подготовительную), поиско­вую и исполнительную. Каждая из них имеет свою спе­цифику и по возникновению, и по процессу, и по продук­ту. Каждая фаза имеет свои показатели творчества.
Первая фаза — пусковая, характеризуется интел­лектуальной инициативой или умением самостоятель­но видеть и ставить проблемы. В этой фазе, которая называется еще и подготовительной, проявляются ин­дивидуальная готовность к творчеству, развитость по­знавательных процессов, эмоциональная и рациональ­ная способность к контакту с миром, потребность в напряженной деятельности. Все требования данной фазы являются программой развития творческих спо­собностей, целевой матрицей этого процесса. Началом побуждения к построению программы являются внут­ренние и внешние факторы, в зависимости от которых протекает подготовительный процесс, продуктом которого является рождение идеи, замысла.
Слайд 11

В психологических исследованиях сознания выде­ляются три типа его формирования, по-разному сти­мулирующие

В психологических исследованиях сознания выде­ляются три типа его формирования, по-разному сти­мулирующие

творчество.
Первый тип — формирование сознания под пре­обладающим влиянием социальной среды. Такой тип сознания является преобладающим в человеческом обществе и называется «полезависимым» и нетворчес­ким. Однако если социальная среда ориентирует чело­века на творческий поиск, вынуждает к нему, то по­тенциальные созидательные возможности начинают актуализироваться в деятельности.
Второй тип — независим от среды, более близок к спонтанному творчеству. Однако формирование со­знания без учета социальных факторов приводит к пре­обладанию тенденции в творчестве к самоутвержде­нию, часто не совпадающему с основной функцией искусства — приобщения ко всеобщему.
Третий тип — взаимодействия и сотрудничества со средой, приобщения к инновационному процессу. Именно такое сознание было у великих творцов раз­ных эпох.
Слайд 12

Вторая фаза — поисковая, начинается с острого желания воплотить задуманное, протекает

Вторая фаза — поисковая, начинается с острого желания воплотить задуманное, протекает

в поиске средств для его осуществления и кончается их нахож­дением, принятием решения относительно конкретных способов воплощения.
Включает в себя работу сознания, подсознания и сверхсознания.
Функция сознания — четкая постановка вопроса, ясная цель, идея, концепция, которые включают подсознание и сверхсоз­нание.
Особенность работы подсознания — это абсолютная смелость в соединении несоединимого, и всех других творческих операций с материалом, на которые не решается сознание, привыкшее к стереотипам и истинам в последней инстанции. Урав­нивание по силе и значимости всех запечатленных объектов. Такое уравнивание помогает нарушать сте­реотипы сознания и «Нос» превращать в живой пер­сонаж.
Именно на совместном развитии сознания и подсознания — формируется сверхсознание как интуитивное и мгновенное включение творческого решения в любой вид деятельности.
Кроме того, в поисковой фазе очень хорошо тре­нируется взаимодействие правого и левого полушария.
Продуктом поисковой фазы является конкретное виденье воплощения замысла.
Слайд 13

Третья фаза — исполнительная, реализация заду­манного в действиях, контроле за промежуточными

Третья фаза — исполнительная, реализация заду­манного в действиях, контроле за промежуточными

результатами и коррекции способов выполнения, кри­тической оценки продукта.
Исполнительная фаза называется «автокоррекцион-ной». Именно на исполнительной фазе происходит фор­мирование основных компонентов творчества на уровне не только бессознательного, но и сознания, т. е. если художник не ставит перед собой новые конкретные дей­ственные задачи, направленные на совершенствование всех компонентов творческих способностей, начинается его превращение в ремесленника, репродуцирующего самого себя. Творческие способности формируются в деятельности, построенной по законам творчества.
Такая деятельность требует создания «творческо­го инструмента», соответствующего конкретному виду исполнения и создания творческого продукта. В изоб­разительном искусстве основным инструментом явля­ется рука. Создание «творческой руки» происходит в исполнительной фазе творчества.
Линейные построения в разных эмоциональных ритмах служат также для коррекции состояний и осо­бенностей самих учащихся. Так, инертных, мало под­вижных, заторможенных детей постоянно включают в рисование энергичных, разнообразных линий, а воз­будимых — наоборот, побуждают рисовать медленные и плавные.
Третий объект совершенствования — формирова­ние чувства зрителя и постоянного контакта с ним в процессе исполнения.
Основным показателем отношения к зрителю явля­ется созданное произведение искусства или «продукт».
Слайд 14

Творчество как продукт Каждый вид творчества имеет свой конкретный продукт. Критерии

Творчество как продукт

Каждый вид творчества имеет свой конкретный продукт.
Критерии творчества в

изобразительном искусст­ве особенно тонки и разнообразны. В них на равных участвуют знания конкретной специфики художе­ственного творчества, понимание законов общения со зрителем, стремление к совершенствованию личност­ных образований.
Условно все виды продуктов можно подразделить в соответствии с основной направленностью мысли­тельного творческого поиска: на познание скрытых закономерностей, нахождение способов лучшей адаптации к среде, создание новых материальных и духов­ных объектов.
Слайд 15

Продукты творчества Открытия на всех уровнях, от всеобщих закономер­ностей существования материи

Продукты творчества

Открытия на всех уровнях, от всеобщих закономер­ностей существования материи до

открытия про­явления всеобщего в конкретном;
Изобретения, направленные на совершенствование способов адаптации к среде как через орудия тру­да, так и посредством нахождения оптимальных способов организации деятельности, взаимодей­ствий между людьми, воздействий на них;
Создание новой формы материи начиная с матери­алов, типа металлов, и кончая произведением ис­кусства.