Возникновение философии. Проблемы бытия

Содержание

Слайд 2

1. Религиозно-магическое отношение человека к миру

1.
Религиозно-магическое отношение
человека к миру

Слайд 3

Религиозно-магическое отношение к миру присуще архаичному человеку Архаичный (греч.) -первозданный, первобытный

Религиозно-магическое отношение к миру присуще архаичному человеку

Архаичный (греч.) -первозданный, первобытный

Слайд 4

Карл Густав Юнг (KARL GUSTAV JUNG) 1875-1961 Цивилизованный человек, несмотря на

Карл Густав Юнг (KARL GUSTAV JUNG) 1875-1961
Цивилизованный человек, несмотря на высокий уровень сознания,

в более глубоких слоях своей психики все еще остается человеком архаичным
Слайд 5

Люсьен Леви-Брюль (Lucien Lévy-Bruhl) 1857-1939 чрезвычайное отличие – дологическое состояние нашего сознания

Люсьен Леви-Брюль (Lucien Lévy-Bruhl) 1857-1939

чрезвычайное отличие –
дологическое состояние
нашего сознания

Слайд 6

Мышление первобытного человека дологическое? Есть прообраз логики ? А может быть

Мышление первобытного человека дологическое?
Есть прообраз логики ?
А может быть это
докультурная

стадия?
Жизнь первобытного человека – простое самосохранение?
.
Слайд 7

ОБЪЯСНЕНИЯ МИРА ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК РАЗУМНАЯ ПРИЧИННОСТЬ (КАУЗАЛЬНОСТЬ) ИЛИ ПРОСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ

ОБЪЯСНЕНИЯ МИРА

ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
РАЗУМНАЯ ПРИЧИННОСТЬ (КАУЗАЛЬНОСТЬ)
ИЛИ ПРОСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И

РАЗВИТИЯ МИРА
ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ МИРА В НЕМ САМОМ

ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
ДУХ
КОЛДОВСТВО
МАГИЯ

Слайд 8

ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРВОБЫТНОГО СОЗНАНИЯ спутанность мысли, неясность, неустойчивость эмоциональность зависимость от группового традиционализма внушаемость преемственность

ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРВОБЫТНОГО СОЗНАНИЯ

спутанность мысли, неясность, неустойчивость
эмоциональность
зависимость от

группового традиционализма
внушаемость
преемственность
Слайд 9

Первобытное мышление нашло выражение в мифологии. Мифология связана с особенностями отношения к миру архаичного (первобытного) человека.

Первобытное мышление нашло выражение в мифологии.
Мифология связана с особенностями отношения к

миру архаичного (первобытного)
человека.
Слайд 10

ЧЕРТЫ МИФОЛОГИИ Синкретизм – нерасчлененность, неразвитость Связь с ритуалом Обряд посвящения,

ЧЕРТЫ МИФОЛОГИИ

Синкретизм – нерасчлененность, неразвитость
Связь с ритуалом
Обряд посвящения, широко

распространенный в родовых обществах, обряд, в ходе которого юношам и девушкам передавали аккумулированный в мифе опыт и переводили их в полноправных членов племени
Слайд 11

2. МИР КАК ХАОС И ДИСГАРМОНИЯ, ВСЕОБЩАЯ БЕССМЫСЛИЦА СУЩЕСТВОВАНИЯ

2.
МИР
КАК ХАОС И ДИСГАРМОНИЯ, ВСЕОБЩАЯ БЕССМЫСЛИЦА СУЩЕСТВОВАНИЯ

Слайд 12

МИР – ЭТО ХАОС, РЕЗУЛЬТАТ СТОЛКНОВЕНИЯ И КОНФЛИКТА БОЖЕСТВЕННЫХ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И СТИХИЙНЫХ СИЛ

МИР –
ЭТО ХАОС, РЕЗУЛЬТАТ
СТОЛКНОВЕНИЯ И КОНФЛИКТА БОЖЕСТВЕННЫХ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И

СТИХИЙНЫХ СИЛ
Слайд 13

МИФОЛОГИЯ ПОЛИТЕИСТИЧНА Главный фактор в бытии - влияние богов, капризных и

МИФОЛОГИЯ ПОЛИТЕИСТИЧНА

Главный фактор в бытии - влияние богов, капризных и непостоянных

по отношению к человеку
Судьба человечества – судьба всего земного, временного
Вселенная (бытие) подчинена ритму возникновения и уничтожения
Пессимизм
Подчиненность мировой (природной) стихии
Постоянное предательство человека
Страх перед судьбой, роком
Жизнь загробная - закономерный итог жизни земной, подобие жизни земной
Круговорот, образ рождения и умирания (смерти)
Слайд 14

3. КРИЗИС МИФОЛОГИИ [

3.
КРИЗИС МИФОЛОГИИ

[

Слайд 15

ГОМЕР VIII в. до н.э. «Илиада» «Одиссея» Человек – зримое смертное

ГОМЕР VIII в. до н.э.

«Илиада»
«Одиссея»
Человек – зримое смертное тело
Боги приобретают человеческие качества
Земля

– плоский диск, омываемый водами океана
Слайд 16

ГЕСИОД начало VII в. до н.э. «Теогония» «Труды и дни» Хаос

ГЕСИОД начало VII в. до н.э.

«Теогония»
«Труды и дни»
Хаос – пространство
Гея – первоматерия

всех вещей
Эрос – движущая сила мира
Любовь – причина рождений
(интерпретация Аристотеля)
Слайд 17

ГЕСИОД Жизнь человеческая прошла пять этапов «золотой век» «серебряный век» «медный век» «героический век» «железный век»

ГЕСИОД

Жизнь человеческая прошла пять этапов
«золотой век»
«серебряный век»
«медный век»
«героический век»
«железный век»

Слайд 18

На смену эпической поэзии Гомера приходит лирическая поэзия (ионийская и эолийская

На смену эпической поэзии Гомера приходит лирическая поэзия (ионийская и эолийская

лирика)
Зарождаются философское умозрение и научные знания
Происходит преодоление чувства рабской зависимости от окружающего мира
Политеизм сменяется монотеизмом
Пошатнулась вера в богов как опоры жизни человека
Слайд 19

КСЕНОФАН (один из первых и самых энергичных противников мифологического миросозерцания) восстает

КСЕНОФАН (один из первых и самых энергичных противников мифологического миросозерцания)

восстает против
Гомера и Гесиода,
политеизма,
мифологических вымыслов
Слайд 20

КСЕНОКРАТ (ученик Платона) и СТОИКИ Философия – живое существо (яйцо) Логика

КСЕНОКРАТ (ученик Платона) и СТОИКИ

Философия – живое существо (яйцо)
Логика – скорлупа
Этика

– белок
Физика - желток
Слайд 21

ПОСИДОНИЙ Философия – живое существо Этика – душа желток Физика – плоть и белок

ПОСИДОНИЙ

Философия – живое существо
Этика – душа желток
Физика – плоть и белок

Слайд 22

СТОИКИ Философия – плодоносное поле Логика – ограда Этика – плод Физика - земля и деревья

СТОИКИ

Философия – плодоносное поле
Логика – ограда
Этика – плод
Физика - земля и

деревья
Слайд 23

4. Философское сомнение как источник возникновения философии

4.
Философское сомнение как источник возникновения философии

Слайд 24

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Сократ, ок. 470 – 399 гг. до

Философия начинается с СОМНЕНИЯ

Сократ, ок. 470 – 399 гг. до н.э.
Платон,

428/427 –347 гг. до н.э.
Декарт, René Descartes, de Cartes, 1596-1650
Гегель, Georg Wilhelm Friedrich Hegel 1770-1831

Николай Онуфриевич Лосский, 1870-1965
Мартин Хайдеггер, Martin Heidegger, 1889-1976
Жан-Поль Сартр, Jan Paul Sartre, 1905-1980
Ганс-Георг Гадамер, Hans Georg Hadamer, 1900-2002

Слайд 25

ПЛАТОН Символ идеального (эйдетического) мира Видение внутренней нравственной красоты человеческой личности

ПЛАТОН

Символ идеального (эйдетического) мира
Видение внутренней нравственной красоты человеческой личности (Сократа)
Учение

о мире идей
Подсознательное через эрос, сон, грёзы, фантазии и т.д.
Слайд 26

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Сократ, ок. 470 – 399 гг. до н.э.

Философия начинается с СОМНЕНИЯ

Сократ, ок. 470 – 399 гг. до н.э.

Слайд 27

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Платон, 428/427 –347 гг. до н.э.

Философия начинается с СОМНЕНИЯ

Платон, 428/427 –347 гг. до н.э.

Слайд 28

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Рене Декарт, René Descartes, de Cartes, 1596-1650

Философия начинается с СОМНЕНИЯ

Рене Декарт,
René Descartes,
de Cartes, 1596-1650

Слайд 29

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Георг Вильгельм Гегель, Georg Wilhelm Friedrich Hegel 1770-1831

Философия начинается с СОМНЕНИЯ

Георг Вильгельм Гегель,
Georg Wilhelm Friedrich Hegel
1770-1831

Слайд 30

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Николай Онуфриевич Лосский, 1870-1965

Философия начинается с СОМНЕНИЯ

Николай Онуфриевич Лосский, 1870-1965

Слайд 31

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Мартин Хайдеггер (Хейдеггер), Martin Heidegger, 1889-1976

Философия начинается с СОМНЕНИЯ

Мартин Хайдеггер (Хейдеггер),
Martin Heidegger, 1889-1976

Слайд 32

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Жан-Поль Сартр, Jean Paul Sartre, 1905-1980

Философия начинается с СОМНЕНИЯ

Жан-Поль Сартр, Jean Paul Sartre, 1905-1980

Слайд 33

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Ганс-Георг Гадамер, Hans Georg Gadamer, 1900-2002

Философия начинается с СОМНЕНИЯ

Ганс-Георг Гадамер, Hans Georg Gadamer, 1900-2002

Слайд 34

5. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРАВДЕ КАК ИСТОЧНИК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

5.
СТРЕМЛЕНИЕ
К ПРАВДЕ
КАК ИСТОЧНИК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Слайд 35

В древнегреческом обществе существовали вера в идеал Правды (справедливости, закона, права),

В древнегреческом обществе
существовали
вера в идеал Правды (справедливости, закона, права),
представление

о вечной правде, которая царствует в мире
Слайд 36

ФИЛОСОФИЯ как натурфилософия возникает на основании веры в правду как познавательное

ФИЛОСОФИЯ как натурфилософия

возникает на основании
веры в правду
как познавательное отношение

к миру,
как стремление к объективному знанию, истине,
как познание сущего
Слайд 37

ГЕРАКЛИТ ок.540 – ок.480 гг. до н.э. сущее уже не как

ГЕРАКЛИТ ок.540 – ок.480 гг. до н.э.

сущее уже
не как вечное неизменное

бытие,
а как вечный процесс жизни
Слайд 38

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ три периода 1.Архаический – VI – 1-я половина V

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ три периода

1.Архаический – VI – 1-я половина V вв. до

н.э.
2.Классический – 2-я половина V – IV вв. до н.э.
3. Эллинистический – конец IV в. до н.э. – VI в. н.э.
Слайд 39

Архаический VI – 1-я половина V вв. до н.э. Ключевые слова:

Архаический VI – 1-я половина V вв. до н.э.

Ключевые слова:
Космос

(мир)
Фюсис (природа)
Человек – вещь среди вещей
Ранняя Греция
Слайд 40

Классический 2-я половина V – IV вв. до н.э. Человек среди

Классический 2-я половина V – IV вв. до н.э.

Человек среди людей
Форма
Идея
Образование (воспитание)

человека
Фюсис (право и правда природы)
Номос (право и правда закона
Платон, Аристотель
Классическая Греция
Слайд 41

Эллинистический конец IV в. до н.э. – VI в. н.э. Упадок

Эллинистический конец IV в. до н.э. – VI в. н.э.

Упадок городов-государств,

утрата независимости
Эллинистические монархии, Римская империя
Гражданин – космополит (гражданин мира)
Слайд 42

Эллинистический 1. Ранний эллинистический – конец IV – конец I вв.

Эллинистический

1. Ранний эллинистический – конец IV – конец I вв. до

н.э.
2. Поздний эллинистический – конец I в. до н.э. – VI в. н.э.
Слайд 43

Античность КОСМОЦЕНТРИЗМ

Античность
КОСМОЦЕНТРИЗМ

Слайд 44

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕОЦЕНТРИЗМ

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ТЕОЦЕНТРИЗМ

Слайд 45

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ВОЗРОЖДЕНИЕ НОВОЕ ВРЕМЯ НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

ВОЗРОЖДЕНИЕ НОВОЕ ВРЕМЯ НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ