Художественная культура в первой половине XIX века

Содержание

Слайд 2

Стили и направления в художественной культуре. Литература. Театр Музыка Живопись Архитектура План урока:

Стили и направления в
художественной культуре.
Литература.
Театр

Музыка
Живопись
Архитектура

План урока:

Слайд 3

Каковы особенности развития культуры в первой половине XIX века? Задание


Каковы особенности развития культуры в первой половине XIX века?

Задание


Слайд 4

Художественные стили

Художественные стили

Слайд 5

Классицизм Основой направления: подражание античному искусству. Главная идея: просвещение и освобождение угнетенных народов.


Классицизм

Основой направления: подражание античному искусству.
Главная идея:

просвещение и освобождение угнетенных народов.
Слайд 6

Сентиментализм- Направление обращено к чувствам и переживаниям людей, а не к

Сентиментализм- Направление обращено к чувствам и переживаниям людей, а не к

разуму. Возникло в 10 – х годах XIX века.
Романтизм- Это направление рисует жизнь в романтических и идеальных чертах.
Реализм- Изображение окружающей действительности в наиболее типичных проявлениях. Получил распространение в 20 - 50 - х годах XIX века.
Слайд 7

Литература В первой половине XIX века русская литература вступила в свой

Литература

В первой половине XIX века русская литература вступила в

свой «золотой век».
Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нём ответы на современные вопросы.
Слайд 8

Н.М. Карамзин Произведения: «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода», «История государства Российского», «Бедная Лиза»

Н.М. Карамзин

Произведения:
«Марфа Посадница, или Покорение Новгорода»,
«История государства Российского»,
«Бедная Лиза»

Слайд 9

А.С. Пушкин Произведения: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

А.С. Пушкин

Произведения: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

Слайд 10

М.Ю. Лермонтов Произведения: «Медный всадник» «Герой нашего времени».

М.Ю. Лермонтов

Произведения:
«Медный всадник»
«Герой нашего
времени».

Слайд 11

Н.В. Гоголь Произведения: «Шинель» «Мертвые души» «Ревизор».

Н.В. Гоголь

Произведения:
«Шинель»
«Мертвые души»
«Ревизор».

Слайд 12

А.Н. Островский Произведения: «Женитьба Бальзаминова» «Гроза» «Свои люди – сочтемся».

А.Н. Островский

Произведения:
«Женитьба Бальзаминова»
«Гроза»
«Свои люди – сочтемся».

Слайд 13

И.С. Тургенев Произведения: «Записки охотника» «Отцы и дети»

И.С. Тургенев

Произведения:
«Записки охотника»
«Отцы и дети»

Слайд 14

Д.В. Григорович Произведения: «Деревня» «Антон-Горемыка»

Д.В. Григорович

Произведения:
«Деревня»
«Антон-Горемыка»

Слайд 15

И.А.Крылов Произведения: басни, которыми зачитывался весь Петербург и вся Россия.

И.А.Крылов

Произведения: басни, которыми зачитывался весь Петербург и вся Россия.

Слайд 16

Слайд 17

Театр В русском театре смена художественных направлений происходила также быстро, как

Театр


В русском театре смена художественных направлений происходила также

быстро, как и в литературе.
Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 году был разделён на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр.
Слайд 18

В театре главным лицом стал Павел Мочалов, который слыл ярким приверженцем романтизма.

В театре главным лицом стал Павел Мочалов, который слыл ярким приверженцем

романтизма.
Слайд 19

Ярким представителем актерской стези был выдающийся актер Михаил Щепкин. Каждая его

Ярким представителем актерской стези был выдающийся актер Михаил Щепкин. Каждая его

новая роль, была событием в жизни Москвы.
Слайд 20

Музыка Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние

Музыка

Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе

влияние героического 1812 года. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России.
Слайд 21

Символ эпохи в музыке был, выдающийся композитор Михаил Глинка. Его произведения

Символ эпохи в музыке был, выдающийся композитор Михаил Глинка. Его произведения

«Жизнь за царя» (Иван Сусанин), стало проявлением мужества, стойкости и величия русского народа.
Слайд 22

Музыка Александра Даргомыжского, в произведении «Русалка», ознаменовало собой новый жанр, психологической драмы.

Музыка Александра Даргомыжского, в произведении «Русалка», ознаменовало собой новый жанр, психологической

драмы.
Слайд 23

Живопись В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему

Живопись

В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными

ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.
Слайд 24

Родился Карл Брюллов 12 (23) декабря 1799 году в Петербурге. Братья

Родился Карл Брюллов 12 (23) декабря 1799 году в Петербурге.

Братья Карла, старшие и младшие, все учились в петербургской Академии художеств. Поступление Карла в Академию относится к 1809 году. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников.
Слайд 25

«Последний день Помпеи». Художник К.П. Брюллов.

«Последний день Помпеи». Художник К.П. Брюллов.

Слайд 26

«Прогулка». Художник К.П. Брюллов.

«Прогулка». Художник К.П. Брюллов.

Слайд 27

«Итальянский полдень» «Всадница»

«Итальянский полдень»

«Всадница»

Слайд 28

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24)

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13

(24) марта 1782 года на мысе Нежинской (близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский.
Слайд 29

Портрет А.С. Пушкина «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке»

Портрет А.С. Пушкина

«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке»

Слайд 30

Василий Андреевич Тропинин родился 19 марта (30 марта по старому стилю)

Василий Андреевич Тропинин родился 19 марта (30 марта по старому стилю)

1776 года в селе Карповка Новгородской области в семье крепостных графа А. С. Миниха. Сразу отметим, что указанный год рождения оспаривается некоторыми искусствоведами. В качестве такового они называют 1780 год.
Отец Тропинина был управляющим у Миниха и за свои добросовестные труды получил личную свободу — правда, семья его при этом осталась крепостной. Его сын смог получить начальное образование — в новгородской «народной школе», куда его отдал Миних и где он учился четыре года.
Слайд 31

«Девочка с куклой» «Гитарист»

«Девочка с куклой»

«Гитарист»

Слайд 32

«Кружевница» «Золотошвейка»

«Кружевница»

«Золотошвейка»

Слайд 33

Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника.

Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье

художника. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Воспитывался в академии при поддержке Общества поощрения художникам, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали.
Слайд 34

«Явление Христа народу»

«Явление Христа народу»

Слайд 35

«Аве Мария»

«Аве Мария»

Слайд 36

Павел Андреевич Федотов — русский живописец и график. Сын очень бедного

Павел Андреевич Федотов — русский живописец и график. Сын очень

бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён, а впоследствии титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова и его жены, Натальи Алексеевны, он родился в Москве 22 июня 1815 года.
Слайд 37

«Сватовство майора» «Свежий кавалер»

«Сватовство майора»

«Свежий кавалер»

Слайд 38

«Вдовушка» «Завтрак аристократа»

«Вдовушка»

«Завтрак аристократа»

Слайд 39

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из

Алексей Гаврилович Венецианов
(1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых

сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Слайд 40

«Гумно» «Портрет матери»

«Гумно»

«Портрет матери»

Слайд 41

«На жатве. Лето» «На пашне. Весна»

«На жатве. Лето»

«На пашне. Весна»

Слайд 42

Архитектура В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в

Архитектура

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем

в других областях художественного творчества. Он господствовал до 40-х годов. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима.
Слайд 43

Великий русский архитектор. Андрей Дмитриевич Захаров, прославленный зодчий русского классицизма-ампира, обессмертил себя постройкой Адмиралтейства в Петербурге.

Великий русский архитектор.

Андрей Дмитриевич Захаров, прославленный зодчий русского классицизма-ампира, обессмертил

себя постройкой Адмиралтейства в Петербурге.
Слайд 44

Слайд 45

Андрей Воронихин стал автором монументального Казанского собора в столице империи. Именно

Андрей Воронихин стал автором монументального Казанского собора в столице империи.
Именно

того собора, в котором отпевали Кутузова, после смерти великого полководца.
Слайд 46

Слайд 47

Карл Иванович Росси - российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий

Карл Иванович Росси - российский архитектор итальянского происхождения, автор многих

зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Слайд 48

Здание Главного штаба

Здание Главного штаба

Слайд 49

Огюст Монферран - архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Кроме постройки

Огюст Монферран - архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Кроме

постройки Исаакиевского собора, он оставил память по себе в России воздвижением в 1829 году Александровской колонны в Санкт-Петербурге и поднятием из земли на прочный фундамент Царя-Колокола в Москве в 1836 году.
Слайд 50

Александровская колонна

Александровская колонна

Слайд 51

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Слайд 52

Слайд 53

Осип Бове стал творцом Москвы. Его руке принадлежит реконструкция Красной площади, Триумфальной арки, Театральной площади.

Осип Бове стал творцом Москвы. Его руке принадлежит реконструкция Красной

площади, Триумфальной арки, Театральной площади.
Слайд 54

Слайд 55

Триумфальные ворота

Триумфальные ворота

Слайд 56

Слайд 57

Константин Андреевич Тон – русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во

Константин Андреевич Тон – русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов

во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем — храмом Христа Спасителя в Москве.
Слайд 58

Слайд 59

Тон. Храм Христа Спасителя. (современный вид).

Тон. Храм Христа Спасителя. (современный вид).

Слайд 60

Большой Кремлёвский дворец

Большой Кремлёвский дворец

Слайд 61

Оружейная палата

Оружейная палата

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Д.Жилярди Здание МГУ

Д.Жилярди Здание МГУ

Слайд 65

Петербург в середине XIX века

Петербург в середине XIX века

Слайд 66

Москва в середине XIX века.

Москва в середине XIX века.