Биосоциальная природа человека. Крайности концепции биосоциальной природы человека

Содержание

Слайд 2

БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. КРАЙНОСТИ КОНЦЕПЦИИ БИОСОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА. «Человек есть материальное

БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. КРАЙНОСТИ КОНЦЕПЦИИ БИОСОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.

«Человек есть материальное существо, субстратная

и функциональная единица общества, обладающая индивидуальной социальной сущностью", поэтому концепция индивидуума как "бессущностного" феномена, выражающего внешнюю ему совокупность общественных отношений, не может служить теоретической основой концепции человека. Некоторые авторы предлагают различать человека как биосоциальную и личность, как социальную сущности. Но при этом опять сохраняется биосоциальный дуализм в истолковании человека, а личность в таком подходе превращается в чисто социальное явление.
Слайд 3

Человек является частью природы и вместе с тем накрепко связан с

Человек является частью природы и вместе с тем накрепко связан с

обществом. Философы определяют самого человека как биосоциальное существо, обладающее сознанием, речью, мышлением, способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Отличие человека от животных

Высокоорганизованная умственная деятельность!!!

Мышление
Память
Воображение
Речь

Слайд 4

человек Биологическое существо Социальное существо

человек

Биологическое существо

Социальное существо

Слайд 5

Биологическое существо Появление человека является результатом развития жизни в одной из

Биологическое существо

Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее

эволюционных ветвей - царстве животных.
Биологический вид Человек разумный (Homosapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности.
Слайд 6

Люди живут в обществе (социуме)

Люди живут в обществе (социуме)

Слайд 7

Человек существует в обществе, а общественный образ жизни способствует усилению роли

Человек существует в обществе, а общественный образ жизни способствует усилению роли

социальных, в небиологических, закономерностей в его жизни. Производственная, политическая, духовная деятельность есть чисто социальные явления, которые развиваются по своим, отличным от природы, законам. Сознание не является природным достоянием, природа создает лишь физиологическую базу для него. Сознательные психические качества формируются в результате воспитания, обучения, овладения языком, культурой.
Слайд 8

Человеческая деятельность целенаправленна, она имеет сознательно-волевой характер. Люди сами моделируют свое

Человеческая деятельность целенаправленна, она имеет сознательно-волевой характер. Люди сами моделируют свое

поведение и выбирают различные социальные роли. Они обладают способностью понимать отдаленные последствия своих действий. Животные не могут производить качественных коренных изменений, они приспосабливаются к окружающему миру, который и определяет их образ жизни. Человек преобразует действительность, исходя из своих постоянно развивающихся потребностей, создает мир духовной и материальной культуры.
Слайд 9

Условие, предпосылка существования человека Биологическое в человеке Анатомия и физиология человека

Условие, предпосылка существования человека

Биологическое в человеке

Анатомия и физиология человека

Потребность в еде,

сне, движении

Инстинкты

Социальное в человеке

Культура, образование

Членораздельная речь

Трудовая деятельность и общественный образ жизни

Сущность человека

Изменчивость, наследственность, естественный отбор

Мораль, совесть

Мышление

Личность человека формируется под влиянием окружающих условий. Не передается по наследству

Формируется в результате биологической эволюции, передается по наследству

Слайд 10

Концепции биосоциальной природы человека во многом продолжают развивать идеи марксизма, призывая

Концепции биосоциальной природы человека во многом продолжают развивать идеи марксизма, призывая

существование в человеке как социальной (ведущей, главной), так и полноценной биологической стороны (В.П. Тугаринов, Н.П. Дубинин, В.П. Петленко и др.). Однако философы, развивающие эти концепции, впадают в крайность следующего порядка: они теряют идею единства человеческой сущности, поскольку последняя должна представлять собой тождество, а не совокупность двух факторов, как бы при этом не подчеркивалась их взаимосвязь.

Так В.П. Петленко полагает, что биологическое в человеке - это все, связанное с организмом и его функционированием, а социальное - с сознанием. Другие философы утверждают, что человек как индивид есть биологическое существо, социальная же сущность человека находится не в нем самом, а во внешней ему системе общественных отношений. Но "человек есть материальное существо, субстратная и функциональная единица общества, обладающая индивидуальной социальной сущностью«, поэтому концепция индивидума  как "бессущностного" феномена, выражающего внешнюю ему совокупность общественных отношений, не может служить теоретической основой концепции человека. Некоторые авторы предлагают различать человека как биосоциальную и личность как социальную сущности. Но при этом опять сохраняется биосоциальный дуализм в истолковании человека, а личность в таком подходе превращается в чисто социальное явление.

Слайд 11

Крайности концепции биосоциальной природы человека попытались преодолеть философы, которые развивают концепцию

Крайности концепции биосоциальной природы человека попытались преодолеть философы, которые развивают концепцию

интегральной природы человека (Э. Бауэр, М.М. Намшилова, В.В. Орлов и др.). согласно этой концепции общество есть высшая, социальная форма материи, включающая в себя свою биологическую основу, но представляющая собой новое, интегральное качество или сущность
Слайд 12

Социальная сущность человека (как элемента) или общества (как целого) есть диалектическая

Социальная сущность человека (как элемента) или общества (как целого) есть диалектическая

целостность, включающая в себя свою противоположность, из которой она (целостность) возникла - свою биологическую основу. Социальная сущность является, таким образом, не непосредственной и одномерной, плоской, а опосредованной, многоуровневой и интегральной (поскольку интегрирует в себе биологическую сущность). С позиций интегральной концепции человек и общество обладают "настоящей биологией", не потерпевшей никакого ущерба в своей биологической сущности.
Слайд 13

Биология человека и общества, во-первых, сохраняет основные свойства и закономерности живого;

Биология человека и общества, во-первых, сохраняет основные свойства и закономерности живого;


во-вторых, она представляет собой высшую разновидность биологического, "наисложнейшую универсальную биологию". Поскольку в человеке  основные структуры и функции наиболее развиты и универсальны, поскольку биология в нем достигла своей высшей реализации, человек является "наиболее биологическим" из всех живых существ. Универсальная биология человека - основа его универсальной социальной природы. "Социальное, таким образом, не подавляет, не вытесняет, а развивает биологическое, элиминируя  при этом собственно "звериные" черты, вступающие в противоречие с социальным образом жизни".
Слайд 14

Концепция интегральной природы человека стала довольно удачной попыткой объяснения сущности человека

Концепция интегральной природы человека стала довольно удачной попыткой объяснения сущности человека

и общества, т.к. она исходила из понимания этой сущности как целостности, не стараясь отделить биологическое от социального. Но, безусловно, и она имеет много спорных моментов.