Конкурс Каждому дереву – своя честь. Карел кору ел

Содержание

Слайд 2

Часть 1. Сосна. У сосновых лесов своя, необычная энергия. Там хорошо

Часть 1. Сосна.

У сосновых лесов своя, необычная энергия. Там хорошо и

легко дышится. Воздух, где растут сосны, чистый и насыщен целебными веществами. Сосна считается одним из самых «открытых» деревьев, она приносит пользу человеку за счет уникальных свойств и неповторимой ауры.
Слайд 3

Сосна - очень древнее растение. О ней сложено много легенд, и

Сосна - очень древнее растение. О ней сложено много легенд, и

самая красивая из них гласит, что сосна - это заколдованная прекрасная нимфа. Для многих народов сосна была и есть символом - рождения, плодородия, бессмертия и вечной жизни. Ветви сосны использовали во многих народных обрядах. Сосна помогает в исполнении заветных желаний.
Слайд 4

Шишки у сосны округлые, твердые и чуть приоткрытые. Сосна любит расти

Шишки у сосны округлые, твердые и чуть приоткрытые.
Сосна любит расти

на открытых местах и сухих полянах и даже на скалах!
Слайд 5

Из вековых карельских сосен делали корабельные мачты, дома и храмы. Лес

Из вековых карельских сосен делали корабельные мачты, дома и храмы. Лес

возили для домостроительства из Карелии в центр России. Примером может служить церковь Иоанна Богослова на реке Ишле в Ярославской области, построенная из карельской сосны более 300 лет назад.
Слайд 6

Песни карельских сосен Из сосны делали и делают музыкальный инструмент – кантеле.

Песни карельских сосен

Из сосны делали и делают музыкальный инструмент – кантеле.

Слайд 7

Часть 2. «Карел кору ел» Известно, что в Карелии наши предки

Часть 2. «Карел кору ел»

Известно, что в Карелии наши предки с

древнейших времен и вплоть до начала ХХ в. употребляли в пищу хлеб из сосновой коры.
Слайд 8

Одним из важнейших источников из «глубины веков», в котором упоминается суррогатный

Одним из важнейших источников из «глубины веков», в котором упоминается суррогатный

хлеб из коры деревьев, является карело-финский эпос «Калевала». В нем мы видим, насколько разнообразны добавки и виды хлеба, но пшеничные мучные изделия были предпочтительнее:
Хорошо и так хозяйке –
Хлеб пшеничный уплетает,
Лакомится пирожками,
Масла сверху нарезает.
Черствый хлеб пастух глотает,
Корочку жует сухую,
Давится овсяным хлебом,
Режет черный хлеб с половой,
С примесью соломы тертой,
Пополам с корой сосновой
Слайд 9

Северные народы часто употребляли хлеб с различными добавками и суррогатами. Многие

Северные народы часто употребляли хлеб с различными добавками и суррогатами. Многие

виды хлебов с различными добавками известны и в Скандинавии. Чем-то похожий хлеб пекли и соседние с карелами народы. Вепсы для приготовления хлеба использовали преимущественно ржаную муку с отрубями, либо просеянную в решете, реже просеянную через сито. Пшеничная покупная мука использовалась только по большим праздникам. Ржаное тесто замешивали в квашне, а пшеничное - в больших глиняных горшках «опарниках». Тесто на хлеб ставили с вечера, утром добавляли муку и вымешивали руками. Когда тесто поднималось и начинало оседать, из него формовали хлеб.
Слайд 10

Рецепт хлеба из сосновой коры. Прежде всего нужно заготовить сосновую кору

Рецепт хлеба из сосновой коры.

Прежде всего нужно заготовить сосновую кору в

необходимом количестве для выпечки хлеба. Сама кора очень терпкая, жесткая и смолистая, и в пищу не годится. Собственно, вся кора дерева и не употреблялась, а использовалась только ее внутренняя часть - заболонь (луб) – слой между внешней корой и древесиной.
Слайд 11

В свежем виде заболонь цвета древесины, волокнистой структуры, мягкая на зуб,

В свежем виде заболонь цвета древесины, волокнистой структуры, мягкая на зуб,

но горькая, с привкусом смолы. После заготовки она высушивается, вследствие чего приобретает бледно-оранжевый цвет.
С сосны осторожно соскребали верхний слой коры, оставляя нижний, светло-коричневый, которой затем разрезали роговым скребком вдоль дерева, предварительно сделав два кольцеобразных надреза вокруг ствола на расстоянии около метра один от другого, и затем снимали длинные узкие полосы коры, вернее новый образовавшийся слой древесины. Полосы коры сушили дома в горячей печи, чтобы устранить горьковатый смолистый привкус.
Слайд 12

После полного высыхания заболонь слегка обжаривается с двух сторон в печи

После полного высыхания заболонь слегка обжаривается с двух сторон в печи

или в духовке на медленном огне. Обжарка идет до светло–коричневого цвета. В том случае, если пережарить (до темно–коричневого цвета) вкус хлеба станет более горьким.
Слайд 13

Следующий этап – это перемол сосновой коры в муку. Наилучший способ

Следующий этап – это перемол сосновой коры в муку.
Наилучший способ

– это дробить заболонь на мелкие кусочки в тряпичном мешке молотком или небольшой палицей, а затем готовые мелкие кусочки перемалывать до состояния муки. В древности для перемола муки люди пользовались ступами, жерновами или водяными и ветряными мельницами; в нашем случае за их неимением вполне удачно была использована ручная кофемолка.
Слайд 14

Полученную муку необходимо просеять через сито для удаления сора и обогащения

Полученную муку необходимо просеять через сито для удаления сора и обогащения

ее кислородом. В таком виде полученная мука может храниться очень долго.

Сосна – один из важнейших источников лесной пищи. Эта мука очень питательна, ее в большом количестве можно смешивать с другими видами муки.

Слайд 15

Следующий этап – замешивания теста. Он вполне обычный и мало чем

Следующий этап – замешивания теста. Он вполне обычный и мало чем

отличается от приготовления теста для современной выпечки.
В нужных пропорциях муку сосновую и ржаную (пшеничную) просеваем через сито (для обогащения ее кислородом и удаления сора) над миской или подносом.
Высыпаем муку в посуду. Добавляем соль и дрожжи (в древности использовали закваску), разведенные в теплой воде. Замешиваем тесто по часовой стрелке – по солнцу.
Формируем из теста шар и накрываем его полотенцем. Ставим в теплое место на 1 – 1,5 часа для брожения.
Нигде в источниках не встречалось упоминания об яичном белке или желтке, как о связующем материале в тесте. Возможно, в древности карелы не использовали яйца для выпечки хлеба. В ходе эксперимента в ряде случаев тесто замешивалось с яйцом или без него.
Когда тесто поднимется, просеваем простую муку на стол, чтобы оно не прилипало. Кладем тесто на стол и обминаем его, до тех пор, пока оно не начнет приставать к рукам. После этого придаем ему форму каравая; форма круга – символ солнца, плодородия и жизни.
Слайд 16

Смазываем противень растительным маслом или жиром и ставим в духовку на

Смазываем противень растительным маслом или жиром и ставим в духовку на

30 – 40 минут. Готовность выпечного изделия проверяем спичкой или соломинкой: прокалываем корку – если тесто пристает к соломинке, то это означает, что оно еще не пропеклось. Готовый хлеб снимаем и обмазываем маслом (жиром) до блеска, чтобы корочка была более мягкой и красивой.
Слайд 17

Вот откуда появилась поговорка «Карел кору ел».

Вот откуда появилась поговорка
«Карел кору ел».

Слайд 18

На территории нашей школы есть сосны ,их высадили ученики школы.

На территории нашей школы есть сосны ,их высадили ученики школы.