Донаучная экономическая мысль

Содержание

Слайд 2

План лекции Взгляд в прошлое с позиции историка экономической мысли Экономические

План лекции

Взгляд в прошлое с позиции историка экономической мысли
Экономические

воззрения античности и средневековья
Меркантилизм как учение о принципах экономической политики
Слайд 3

БЫЛА ЛИ ЭКОНОМИКА В ДРЕВНОСТИ ? Позиции эконом-историка и историка мысли:

БЫЛА ЛИ ЭКОНОМИКА В ДРЕВНОСТИ ?

Позиции эконом-историка и историка мысли: в

чем разница?
Карл Поланьи об анонимности экономики в древнем обществе
(«Аристотель открывает экономику»)
Слайд 4

ВКЛЮЧЁННОСТЬ и АВТОНОМНОСТЬ Экономика, включённая в общество: обмен без торговли торговля

ВКЛЮЧЁННОСТЬ и АВТОНОМНОСТЬ

Экономика, включённая в общество:
обмен без торговли
торговля без рынка
распылённая

собственность
Автономная экономика:
Конкурентные цены как основа автономных решений (не зависимых от политики и морали)
(и предмет «объективного» анализа)
Слайд 5

ЭКОНОМИЯ — УЧЕНИЕ О ДОМОХОЗЯЙСТВЕ Ойкономия (греч.): «ойкос» - дом, «ном»

ЭКОНОМИЯ — УЧЕНИЕ О ДОМОХОЗЯЙСТВЕ

Ойкономия (греч.): «ойкос» - дом, «ном»

- закон, или «нем» - управлять
Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.) трактат «Ойкономия», или «Домострой»:
Распределение семейных обязанностей
Глава: «Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве»
Обустройство домашних помещений
Поддержание хозяйственных запасов
Подбор управляющих и слуг
Навыки земледелия (от обработки почвы до сбора урожая)
Слайд 6

РОЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА Фактор умелости и качества (Ксенофонт) Фактор образования городов-государств

РОЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Фактор умелости и качества (Ксенофонт)
Фактор образования городов-государств (Ксенофонт, Платон)
Предпосылка

кастового строя (утопия Платона)
Слайд 7

АРИСТОТЕЛЬ О БОГАТСТВЕ КАК СОВОКУПНОСТИ СРЕДСТВ Богатство как средство и как

АРИСТОТЕЛЬ О БОГАТСТВЕ КАК СОВОКУПНОСТИ СРЕДСТВ

Богатство как средство и как цель


Ограниченность ресурсов - следствие неограничен-ных потребностей
Неограниченные потреб-ности в условиях исчер-пания невозобновляемых ресурсов: экологические границы роста

Aristotélēs
(384 – 322 гг. до н.э.)

Слайд 8

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕ-НИЯ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Сходство: «включённость» экономики в общий контекст повседневной

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕ-НИЯ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Сходство: «включённость» экономики в общий контекст повседневной жизни
Артхашастра

(Индия, IV-III до н.э.)
Гуань-Цзы (Китай, IV до н.э.)
Иоанн Златоуст (Византия, IV в. н.э.): «... не тот беден, у кого ничего нет, но тот, кому много требуется»
Отличия восточных цивилизаций:
отношение к труду
роль государства
Слайд 9

АРТХАШАСТРА, или наука политики Мир и труд являются основами благополучия. Трудом

АРТХАШАСТРА, или наука политики

Мир и труд являются основами благополучия. Трудом мы

называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром…
/Царь/ должен устроить рудники, промыслы, рощи ценных деревьев, … водные и сухопутные пути сообщения и торговые города. Он должен построить оросительную систему, снабжаемую постоянной водой… Царь должен заставить непослушных рабов, недоимщиков… выполнять обязанности. Царь должен содержать детей, стариков, больных, убогих и беззащитных, а также женщин, не разрешившихся от бремени, и детей при рождении…
Слайд 10

ГУАНЬ-ЦЗЫ (IV до н.э.) Бывают годы скудные и обильные, и поэтому

ГУАНЬ-ЦЗЫ (IV до н.э.)

Бывают годы скудные и обильные, и поэтому зерновые

могут быть дороги или дешевы… Но вот государь не может все это привести в порядок, и потому купцы-богатеи у него творят разгул на рынке и, используя недостаток средств у народа, умножают во сто крат свое достояние. Когда они делят землю, то те, кто по-сильнее, могут удержать ее в своих руках. Когда они распределяют богатство, то те, кто поумнее, могут на-коплять: эти более сметливые присваивают продукт труда десятка людей. А те, кто поглупее, могут не вернуть даже своих основных затрат… Между тем ес-ли народ богат, то невозможно заставить его служить за жалованье, а если он беден, ему не внушить страха наказаниями. И… если масса народа не подчиняется управлению, то причина этого заключается в отсутст-вии уравновешивания /богатства и бедности/.
Слайд 11

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ АРИСТОТЕЛЯ Путь от Аристотеля к схоластам – пример взаимосвязи

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ АРИСТОТЕЛЯ

Путь от Аристотеля к схоластам – пример

взаимосвязи цивилизаций:
Греки ? римляне
? ?
ранние христиане
? ?
мавры-мусульмане ? схоласты
/схоласты – ученые-богословы в европейских католических университетах в Средние века/
Слайд 12

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА Позитивное отношение к торговле и прибыли неприятие

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА

Позитивное отношение к торговле и прибыли
неприятие административного регулирования

цен
этическая проповедь честной торговли
Запрет ростовщичества
феномен менял-иноверцев
принцип разделения выгоды
Слайд 13

СХОЛАСТЫ Богатство как неизбежное зло Справедливая цена (опора на обычай, против

СХОЛАСТЫ

Богатство как неизбежное зло
Справедливая цена (опора на обычай, против монополий)


Критика ростовщичества

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225-1274)

Слайд 14

Ростовщичество Библия: «В конце седьмого года... пусть отпустит вся-кий заимодавец заем,

Ростовщичество

Библия: «В конце седьмого года... пусть отпустит вся-кий заимодавец заем, который

он дал своему ближнему»
Евангелие от Луки: «... И взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая»
Назианзин (IV в. н.э.): «собирают доход с того, что не сеяли, и жнут то, что не сажали»
Доводы против процента:
не продавай того, что тебе не принадлежит!
не продавай того, чего не существует!
не продавай время, которое принадлежит всем!
Частичные оправдания:
«потери кредитора» и «упущенная выгода»
Слайд 15

НАУКА И ТЕОЛОГИЯ Католическая церковь в средневеко-вой Европе: политика и наука

НАУКА И ТЕОЛОГИЯ

Католическая церковь в средневеко-вой Европе: политика и наука
Трактат

Николая Орезма о деньгах
Поучение монархам о порче монеты («государь не может и не должен быть господином денег»)
О вытеснении «хороших» денег «плохими» /закон Грэшема/
Николай Коперник и Жан Боден о причинах обесценения денег
(«Деньги обесцениваются обычно тогда, когда их становится слишком много»)
Слайд 16

МЕРКАНТИЛИЗМ Формирование национальных государств в Европе: усиление светской государственной власти осознание

МЕРКАНТИЛИЗМ

Формирование национальных государств в Европе:
усиление светской государственной власти
осознание

национальных интересов
Политическая экономия – учение о хозяйстве государя и принципах экономической политики (Kameralwissenschaft, Polizeiwissenschaft)
Богатство – деньги в казне, торговля – «игра с нулевой суммой»
Слайд 17

МАНИФЕСТ фон ХОРНИКА (1684) Использовать каждый клочок земли в стране для

МАНИФЕСТ фон ХОРНИКА (1684)

Использовать каждый клочок земли в стране для сельского

хозяйства, добычи полезных ископаемых и их обработки
Всё добытое в стране - использовать для собственной переработки, поскольку стоимость конечных товаров выше, чем сырья
Стимулировать рост рабочего населения
Запретить всякий вывоз золота и серебра, все отечественные деньги - держать в обращении…
Не допускать импорта товаров, которыми страна сама себя обеспечивает в достаточном количестве и приемлемым образом
Слайд 18

ЭВОЛЮЦИЯ МЕРКАНТИЛИЗМА Даниэль ДЕФО (1660-1731) Торговый баланс: от «бульонизма» к протекционизму

ЭВОЛЮЦИЯ МЕРКАНТИЛИЗМА

Даниэль ДЕФО
(1660-1731)

Торговый баланс: от «бульонизма» к протекционизму (Т.

Ман)
Роль внутреннего спроса: переосмысление роли внешней торговли (Д. Дефо)
Государство и рынок: переосмысление возможностей властного начала (Дж. Стюарт)