Презентация Культура Эпохи Просвещения. Романтизм.

Содержание

Слайд 2

Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной


Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной

эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей Просвещения в культуре разных государств.
Слайд 3

Эпоха Просвещения одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная


Эпоха Просвещения

одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с

развитием научной, философской и общественной мысли.
Европейское Просвещение – вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно говорить об изменениях в сознании огромной массы людей, которые, по словам И. Канта, вышли “из состояния своего несовершеннолетия” и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры.
Слайд 4

1. Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как


1. Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как

творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания.

Культура Эпохи Просвещения имеет ряд специфических черт:

Слайд 5

2. Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, что выражалось в осуждении


2. Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, что выражалось в осуждении

всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. “С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный “человек”, но отнюдь не Родина” (Э. Фагэ). Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры.

Культура Эпохи Просвещения имеет ряд специфических черт:

Слайд 6

На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес


На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес

к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание “Восточная библиотека”. В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание “Сказок тысячи и одной ночи”, вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: “В природе существует один умственный язык, общий для всех народов”. Немецкий учёный И.Г. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник “Голоса народов в их песнях”. Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: “Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!”.
Слайд 7

3. Культуре эпохи Просвещения присуща “научность”. К началу XVIII в. естествознание


3. Культуре эпохи Просвещения присуща “научность”. К началу XVIII в. естествознание

переживало истинное возрождение. Ученые середины XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. “Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, – подчеркивает В.И. Вернадский, – окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией”. То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.
Слайд 8

4. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена


4. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена

истина о человеке и окружающей природе. Недаром Просвещение называют веком разума. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуры. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе – от Петербурга до Кадиса.

Культура Эпохи Просвещения имеет ряд специфических черт:

Слайд 9

5. Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно


5. Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно

переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция “вера в прогресс через разум”, определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

Культура Эпохи Просвещения имеет ряд специфических черт:

Слайд 10

6. Для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового


6. Для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового

человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей – и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о “врожденных идеях”. В противовес ему Локк утверждал, что не существует “врожденных идей”, а поэтому нет и людей “голубой крови”, претендующих на особые права и преимущества. “Опыт о человеческом разуме” – философский трактат Джона Локка – стал своего рода манифестом эпохи Просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум – главный критерий истины и справедливости.
Слайд 11

Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из


Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из

различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения – Слайд Ш.Л. Монтескье и Вольтер – тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии, где установилась конституционная монархия – форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Они рассчитывали на “разумное сочетание” интересов буржуа и аристократов. Слайд Д. Дидро, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за “просвещённую монархию”, воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант.
Слайд 12

Просветители рассматривали искусство как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть


Просветители рассматривали искусство как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть

на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели Просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит.
В XVIII в. картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах. Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово “культура” впервые стало общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века, но и простая публика. Вслед за философами представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры начали связывать с разумом, нравственно-этическим началом. Уже за это можно высоко оценивать век Просвещения, несмотря на множество свойственных ему ошибок и заблуждений.
Слайд 13

Романтизм явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на


Романтизм

явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение

и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Слайд 14

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением


Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением

паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть, романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax.
Слайд 15

Философия Романтизма Категория возвышенного, центральная для Романтизма, сформулирована Кантом в работе


Философия Романтизма

Категория возвышенного, центральная для Романтизма, сформулирована Кантом в работе Критика

способности суждения. По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма к Злу, его облагораживание и диалектика добра и зла ("Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо").
Слайд 16

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм


Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм

противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.
Тенденции к атеизму Романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности»(Шлейермахер). Деистической концепции бога как высшего разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея живого бога.
"Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту" [3](Бенеде́тто Кро́че)
Основатели Романтизма: Братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.
Слайд 17

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма.


Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма.

Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

Романтизм в живописи

Слайд 18

Романтизм в живописи «Четыре возраста» Каспара Давида Фридриха «Последний рейс корабля


Романтизм в живописи

«Четыре возраста» Каспара Давида Фридриха

«Последний рейс корабля “Отважный”» Уильяма

Тёрнера

Представители: Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Уильям Тёрнер, Фредерик Эдвин Чёрч, А-Ж. Гро, Ф. Гойя.

Слайд 19

Романтизм в литературе Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей


Романтизм в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и

философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
Слайд 20

Примеры Михаил Юрьевич Лермонтов Джон Китс


Примеры

Михаил Юрьевич Лермонтов

Джон Китс

Слайд 21

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми


В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми

представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Слайд 22

Романтизм в музыке В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы,


Романтизм в музыке

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие

его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Слайд 23

Франц Петер Шуберт Фредерик Франсуа Шопен Виднейшими представителями романтизма в музыке


Франц Петер Шуберт

Фредерик Франсуа Шопен

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц

Шуберт; Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен (в частности ноктюрны), Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.