Экономическая мысль Древнего мира

Содержание

Слайд 2

Экономическая мысль Древнего Востока Экономическая мысль античного мира План лекции

Экономическая мысль Древнего Востока
Экономическая мысль античного мира

План лекции

Слайд 3

Древний мир…..

Древний мир…..

Слайд 4

РАЗВИЛКА ПУТЕЙ: переход от варварства к цивилизации ВОСТОК -Деспотия (неограниченная власть)

РАЗВИЛКА ПУТЕЙ: переход от варварства к цивилизации

ВОСТОК -Деспотия (неограниченная власть) –

вертикаль власти; огромный аппарат чиновников живет за счет труда земл. общины: земля принадлежит общине, община- государству;
Государство решает проблему водоснабжения и военной защиты;
община формирует кровно-родственные отношения и тотальную зависимость членов общины: Китай: НЕБО-Император-подданные – «Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом»

ЗАПАД – горизонтальная модель; уход от варварства к цивилизации через героическую эпоху (эпоха царей): ахейцы в Аттике создали народную форму правления (собрание) – избирали старейшин (архонтов) и басилеев - военных предводителей; власть не наследуется, она дарится лучшему и выбирается на собрании. XVIII-XVII веках до н. э – кризис такой формы власти

Слайд 5

Первые попытки систематизации экономических знаний

Первые попытки систематизации
экономических знаний

Слайд 6

Письменные источники Древнего Востока

Письменные источники Древнего Востока

Слайд 7

Слайд 8

Хаммурапи 1810 до н.э.- 1750 до н.э. Свод законов Месторасположение: Лувр

Хаммурапи
1810 до н.э.- 1750 до н.э.

Свод законов
Месторасположение:
Лувр

1-ая попытка управлять экономической жизнью

страны
Слайд 9

Защитить собственность граждан Остановить размывание слоя производителей Обеспечить поступление налогов в казну Сохранить суверенитет государства

Защитить собственность граждан Остановить размывание слоя производителей Обеспечить поступление налогов в

казну Сохранить суверенитет государства
Слайд 10

Кодекс Хаммурапи: посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба,

Кодекс Хаммурапи:

посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба,

карается обращением в рабство либо смертной казнью;
за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов;
срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
предел процента денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной - 33% ее первоначальной суммы
оплата труда ремесленников должна быть твердой и иметь суровую ответственность
Слайд 11

Зачем Хаммурапи ограничивал долговое рабство? - из-за недопущения восстаний и разрушения основ натурального хозяйства.

Зачем Хаммурапи ограничивал долговое рабство?
- из-за недопущения восстаний и разрушения основ

натурального хозяйства.
Слайд 12

В индуистских текстах: Концепция 3х целей жизни человека – религиозного долга, материальной выгоды и чувственной страсти

В индуистских текстах: Концепция 3х целей жизни человека – религиозного долга,

материальной выгоды и чувственной страсти
Слайд 13

АРТХАШАСТРА- древнеиндийский политический и экономический трактат (321—297 года до н. э.).

АРТХАШАСТРА- древнеиндийский политический и экономический трактат (321—297 года до н. э.).

Мир

и труд являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром…
/Царь/ должен устроить рудники, промыслы, рощи ценных деревьев, … водные и сухопутные пути сообщения и торговые города. Он должен построить оросительную систему, снабжаемую постоянной водой… Царь должен заставить непослушных рабов, недоимщиков… выполнять обязанности. Царь должен содержать детей, стариков, больных, убогих и беззащитных, а также женщин, не разрешившихся от бремени, и детей при рождении…
Слайд 14

АРТХАШАСТРА Царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку

АРТХАШАСТРА

Царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку об

управлении; экономику.
Экономика – это учение о пополнении казны.
К экономике относятся земледелие, скотоводство и торговлю.
Государство должно контролировать доброкачественность товаров и устанавливать пошлины
Основная обязанность государственного чиновника - установление устойчивого уровня товарных цен
Слайд 15

Правитель царства Ци основал «Дворец наук у западных ворот». Ученые академии

Правитель царства Ци основал «Дворец наук у западных ворот». Ученые академии

написали более 500 сочинений, которые были объединены общим названием ГУАНЬ-ЦЗЫ

Принцип уравновешивания: государство должно накапливать фонды в период дешевизны хлеба и пускать их в товарооборот в период дороговизны.
открыли противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применять для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.
понимание роли рынка в достижении равновесия, механизма спроса и предложения.
идеи регулирования рынка через государственные закупки и продажи, а также через выпуск денег.

Слайд 16

ГУАНЬ-ЦЗЫ (IV до н.э.) -крупнейший древнекитайский тракта разных авторов Бывают годы

ГУАНЬ-ЦЗЫ (IV до н.э.) -крупнейший древнекитайский тракта разных авторов

Бывают годы скудные

и обильные, и поэтому зерновые могут быть дороги или дешевы… Но вот государь не может все это привести в порядок, и потому купцы-богатеи у него творят разгул на рынке и, используя недостаток средств у народа, умножают во сто крат свое достояние. Когда они делят землю, то те, кто посильнее, могут удержать ее в своих руках. Когда они распределяют богатство, то те, кто поумнее, могут накоплять: эти более сметливые присваивают продукт труда десятка людей. А те, кто поглупее, могут не вернуть даже своих основных затрат… Между тем если народ богат, то невозможно заставить его служить за жалованье, а если он беден, ему не внушить страха наказаниями. И… если масса народа не подчиняется управлению, то причина этого заключается в отсутствии уравновешивания /богатства и бедности/.
Слайд 17

Лао-цзы древнекитайский философ, VI—V веков до н. э «Дао, которое можно

Лао-цзы древнекитайский философ,
VI—V веков до н. э

«Дао, которое можно выразить

словами

не есть
истинное
дао»

Слайд 18

Конфуций (Кун-Цзы) (ок. 551-479 до н. э.) Сборник "Лунь юй" ('Беседы

Конфуций (Кун-Цзы) (ок. 551-479 до н. э.)

Сборник "Лунь юй" ('Беседы и

суждения').
Вопросы этики и управления государством.
Учение о совершенном человеке – благородном муже (Благородный муж знает только долг, а низкий – только выгоду..)
Моральное совершенствование человека - основа построения госуправления (сейчас это называется просвещенным патернализмом)
Слайд 19

Мо-цзы ( ок. 470 — ок. 391 до н. э.) Древнекитайский

Мо-цзы
( ок. 470 — ок. 391 до н. э.)

Древнекитайский философ,

разработавший учение о всеобщей любви.

Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока оно не было принято Ханьской империей в качестве государственной идеологии.

Слайд 20

Восток и Запад Древневосточная мысль государственно-нормативный характер априорное, бездоказательное содержание Античная

Восток и Запад

Древневосточная мысль

государственно-нормативный характер
априорное, бездоказательное содержание

Античная мысль

рациональный и демократический характер
светско-рациональный,

доказательный характер
Слайд 21

Античная мысль Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации,

Античная мысль

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир

представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.
Как жить в этом мире?
Кто управляет в нём?
Слайд 22

«ЭКОНОМИЯ» от древнегреческих слов «ойкос»(дом), «номос»(закон)- «законы ведения домашнего хозяйства». Истоки

«ЭКОНОМИЯ» от древнегреческих слов «ойкос»(дом), «номос»(закон)- «законы ведения домашнего хозяйства».

Истоки экономической науки

следует искать в учениях мыслителей древнего мира прежде всего, колыбели европейской и мировой цивилизации – Древней Греции.
Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Греция. Полуостров Аттика. Афины. Рафаэль Санти «Афинская школа»

Слайд 23

Аристотель (ок.384 – ок.322 г.до н.э) Внес большой вклад в развитие

Аристотель (ок.384 – ок.322 г.до н.э)
Внес большой вклад в развитие

экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля - «Политика». Был воспитателем сына македонского царя Филиппа – Александра.

Антисфен (Ксенофонт)(ок.435 – ок.360 г. до н.э.)
Представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости

Слайд 24

Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.) трактат «Ойкономия», или «Домострой» Распределение семейных

Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.) трактат «Ойкономия», или «Домострой»

Распределение семейных обязанностей
Глава:

«Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве»
Обустройство домашних помещений
Поддержание хозяйственных запасов
Подбор управляющих и слуг
Навыки земледелия (от обработки почвы до сбора урожая)
Слайд 25

Аристотель: «Экономия - естественна, хремастика – неестественна» Экономика земледелие и ремесло,

Аристотель: «Экономия - естественна, хремастика – неестественна»

Экономика

земледелие и ремесло,
мелкая торговля
прямой

товарообмен и товарообмен посредством денег Т-Д-Т’
функции денег: мера стоимости и средства обращения
деятельность, направленная на создание и приобретение благ для дома и государства.

Хрематистика
(«хрема» - имущество, владение)

ростовщичество и торгово-посреднические операции
Товарообмен, осуществляемый с приращением первоначально авансированного капитала
деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства

Слайд 26

Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении

Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении

многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий. Четко сформулировать проблему – наполовину ее решить.
«Чем определяются пропорции обмена товаров?».
Слайд 27

Слайд 28

АРИСТОТЕЛЬ О ДЕНЬГАХ деньги - результат соглашения между людьми и в

АРИСТОТЕЛЬ О ДЕНЬГАХ

деньги - результат соглашения между людьми и в нашей

власти сделать их неупотребительными.
с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги.
Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности. (В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения).

Aristotélēs
(384 – 322 гг. до н.э.)

Слайд 29

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ АРИСТОТЕЛЯ Путь от Аристотеля к схоластам – пример взаимосвязи

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ АРИСТОТЕЛЯ

Путь от Аристотеля к схоластам – пример

взаимосвязи цивилизаций:
ГРЕКИ ? римляне
?
ранние христиане
? ?
мавры-мусульмане ? СХОЛАСТЫ
/схоласты – ученые-богословы в европейских католических университетах в Средние века/
Слайд 30

Платон (Аристокл) (ок.428 – ок.348 г.до н.э.) В работах «Государство» и

Платон
(Аристокл)
(ок.428 – ок.348 г.до н.э.)

В работах «Государство» и «Законы» на

основе разделения труда выделяет три сословия в государстве: правители (философы), воины, ремесленники, земледельцы и мелкие торговцы. Рабы находятся вне сословий. Государство разрешает противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Частную собственность могли иметь лишь лица третьего сословия. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Большую роль в жизни Платона сыграла его встреча с Сократом. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются трудным путем внутреннего самосовершенствования. По преданию, Платон умер в свой день рождения

Слайд 31

Слайд 32

РОЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА Фактор умелости и качества. Ведет росту производительности труда.

РОЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Фактор умелости и качества. Ведет росту производительности труда. Зависит

от размеров рынка сбыта. Разделение труда на умственный и физический, а людей на рабов и свободных, имеет естественный характер (Ксенофонт)
Фактор образования городов-государств (Ксенофонт, Платон)
Предпосылка кастового строя (утопия Платона)
Слайд 33

Для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни. Для древнеримских мыслителей

Для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни. Для древнеримских мыслителей

на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.
Слайд 34

Марк По́рций Като́н (для различия с правнуком называемый также «Ста́рший», «Це́нзор»,

Марк По́рций Като́н (для различия с правнуком называемый также «Ста́рший», «Це́нзор»,

или «Цензо́рий»; 234—149 до н. э.) : «хозяин должен продавать, а не покупать»

разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства: хороший климат, близость богатого города,.
Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена.
относил рабов к орудиям производства. Опасаясь согласия среди рабов, рекомендовал поддерживать между ними ссоры, изнурять трудом, ставить в худшее положение, чем рабочий скот

Слайд 35

Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.): «Покупать рабов разных национальностей,

Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.): «Покупать рабов разных национальностей,

чтобы предотвратить восстания».

«орудия говорящие, бессловесные и немые»: говорящие орудия – это рабы, бессловесные – волы, рабочий скот, немые – телеги, грабли, корзины

Слайд 36

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Сходство: «включённость» экономики в общий контекст повседневной

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Сходство: «включённость» экономики в общий контекст повседневной жизни
Артхашастра

(Индия, IV-III до н.э.)
Гуань-Цзы (Китай, IV до н.э.)
Иоанн Златоуст (Византия, IV в. н.э.):
«... не тот беден, у кого ничего нет, но тот, кому много требуется»
Отличия восточных цивилизаций:
отношение к труду
роль государства
Слайд 37

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА Позитивное отношение к торговле и прибыли неприятие

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА

Позитивное отношение к торговле и прибыли
неприятие административного регулирования

цен
этическая проповедь честной торговли
Запрет ростовщичества
феномен менял-иноверцев
принцип разделения выгоды
Слайд 38

БИБЛИЯ Древний источник, признававший шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых)

БИБЛИЯ

Древний источник, признававший шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду,

жилище, труд и отдых)
Слайд 39

Христианство

Христианство

Слайд 40

Гумилев Николай Степанович (1886-1921) Есть Бог, есть мир; они живут вовек

Гумилев Николай Степанович
(1886-1921)

Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь

людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек, Который
любит мир и верит в Бога.

Слайд 41

У меня в голове каша !!! Какие главные термины в этой теме?

У меня в голове
каша !!!

Какие главные термины в этой теме?