Экономические учения древнего Китая

Содержание

Слайд 2

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Экономические

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Экономические

противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводило к целому ряду реформ и политических переворотов.
Большое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает конфуцианство – древнекитайское учение Конфуция (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.). В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытно-общинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств. Основная задача экономической мысли Китая создание учения о совершенствовании управления на огромных территориях, о регламентация налогов и повинностей.
Слайд 3

В семье отца Конфуция было 6 дочерей, но он хотел сына

В семье отца Конфуция было 6 дочерей, но он хотел сына

и женился во второй раз на молоденькой девушке.
Перед рождением Конфуция к его матери пришел сказочный зверь, встал на колени и из его пасти выпал алмаз с надписью гласившей что её сын будет властителем, но без трона.
Конфуций стал властителем идей на многие века, но никогда не был богачом и политической власти не имел. Конфуций получил место надзирателя государственных земель и амбаров в своем городе
Бескорыстие, честность и справедливость позволили ему стать учителем в 22 года.
Слайд 4

Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором

Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась

его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным.
Слайд 5

Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению

Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению

и призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов. Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей.
Слайд 6

Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы (372–289 гг. до н.

Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы (372–289 гг. до н. э.), связывавшего социальное неравенство

с «небесной волей», оправдывавшего противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян.
Слайд 7

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство

людей, отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия людей в физическом труде, развития свободной инициативы мелких производителей.
Слайд 8

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы»

(IV–III вв. до н. э.). 
Слайд 9

В трактате "Гуань-цзы": провозглашается незыблемость сословного деления общества, обращается внимание на

В трактате "Гуань-цзы":  провозглашается незыблемость сословного деления общества, обращается внимание на то,

что "Закон - не орудие в руках правителя, а сила, которая стоит над ним и призвана обогащать народ, а не казну";  обосновывается необходимость стабилизации натурально-хозяйственных отношений и защиты хозяйства от рыночной стихии, отмечается, что правитель должен регламентировать труд земледельцев, ремесленников и торговцев, держать в своих руках "возможности для регулирования хлеба, денег и металла";  важных функций государства зачисляются накопление товарных запасов в период удешевления продукции и их реализации в период подорожания, предоставления земледельцам государственной помощи, дешевых кредитов в неурожайные годы т.п.