Содержание
- 2. Экономические идеи Э.Бернштейна БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850-1932) - теоретик и деятель европейского социал-демократического движения. В 1872
- 3. По его мнению , процесс концентрации производства в промышленности замедляется, а в сельском хозяйстве практически не
- 4. И Каутский и Гильфердинг были сторонниками парламентских методов борьбы за власть, что нашло отражение и в
- 5. Теория «организованного капитализма» После первой мировой войны Р. Гильфердинг отошел от марксизма и выдвинул теорию «организованного
- 6. Каутский подверг пересмотру основы марксистского учения о происхождении государства, связал возникновение государства с внешними завоеваниями, т.
- 7. Главным методом лишения капиталистической собственности своих функций австро-марксисты считали систему «экономической демократии», о чем писал в
- 8. После второй мировой войны наступает новый этап в развитии демократического социализма в Западной Европе. Сразу после
- 9. Социал-реформизм Идеология социал-реформизма оформилась в конце XIX в. Основной вклад в разработку социал-демократической идеологии внесли Э.
- 11. Скачать презентацию
Экономические идеи Э.Бернштейна
БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850-1932) - теоретик и деятель
Экономические идеи Э.Бернштейна
БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850-1932) - теоретик и деятель
Берштейн призвал отказаться от революционного толкования материалистической диалектики, утверждая, что основной принцип социального развития, особенно сложных систем, - эволюционный. Считал, что в усложнившемся по своей структуре современном обществе возможно лишь постепенное преобразование экономических, политических и других социальных институтов, а любая попытка насильственно прервать эту постепенность, чревата кризисом или катастрофой.
По его мнению , процесс концентрации производства в промышленности замедляется, а
По его мнению , процесс концентрации производства в промышленности замедляется, а
И Каутский и Гильфердинг были сторонниками парламентских методов борьбы за власть,
Социал-демократы Германии выступили с идеей «хозяйственной демократии» как возможности «мирной трансформации капитализма в социализм за счет возрастания участия рабочих в управлении капиталистическими предприятиями».
Рудольф Гильфердинг, (1847-1941), один из лидеров германской и австрийской социал-демократии и второго Интернационала. Теоретик австромарксизма. Основной труд – «Финансовый капитал» (1910), одна из первых попыток марксистского анализа новых тенденций в развитии капитализма конца 19-начала 20 веков. В 1923 и 1928-29 был министром финансов в правительстве Веймарской республики.
Теория «организованного капитализма»
После первой мировой войны Р. Гильфердинг отошел от марксизма
Теория «организованного капитализма» После первой мировой войны Р. Гильфердинг отошел от марксизма
Каутский подверг пересмотру основы марксистского учения о происхождении государства, связал возникновение
Каутский подверг пересмотру основы марксистского учения о происхождении государства, связал возникновение
Идеологи германской социал-демократии рассматривали опыт Великого Октября как обусловленный лишь специфическими условиями царской России и потому не представляющий никакого интереса для «цивилизованных» стран.
Последние, по их мнению, пойдут по пути постепенного «врастания»
капитализма в социализм. Именно в этот период возникают теории
«организованного капитализма» и «экономической демократии».
Каутский Карл (1854-1938), один из лидеров немецкой социал-демократии и второго Интернационала, центрист. С1883-1917 редактор теоретического журнала германской социал-демократии «Нойе цайт». В 80-х гг. 19 – начале 20 века написал ряд марксистских работ. С 1881 года жил в Лондоне, где познакомился с Энгельсом и тесно с ним сотрудничал в 1885-1890. С 1905 года повел жесткую борьбу против радикальных марксистов (Р.Люксембург и др.) С наступлением Первой мировой войны занял пацифистскую позицию. Октябрьскую революцию встретил враждебно.
Главным методом лишения капиталистической собственности своих функций австро-марксисты считали систему «экономической
Главным методом лишения капиталистической собственности своих функций австро-марксисты считали систему «экономической
Реннер (Renner) Карл (14.12.1870, Унтертанновиц, ныне Дольни-Дунаёвице, Чехословакия, — 31.12.1950, Вена), австрийский государственный и политический деятель; один из лидеров австрийской социал-демократии и идеологов австромарксизмаРеннер (Renner) Карл (14.12.1870, Унтертанновиц, ныне Дольни-Дунаёвице, Чехословакия, — 31.12.1950, Вена), австрийский государственный и политический деятель; один из лидеров австрийской социал-демократии и идеологов австромарксизма. С 1907 депутат парламента от социал-демократической партии, в которой возглавлял её правое, реформистское крыло. В начале 20 в. вместе с другими австромарксистами выдвинул оппортунистическую и националистическую теорию "культурно-национальной автономии". Во время 1-й мировой войны 1914—18 лидер австрийских социал-шовинистов. В ноябре 1918 — июне 1920 государственный канцлер Австрийской республики, в 1931—33 председатель парламента. после распада Австро-Венгерской империи и первый президент АвстрииРеннер (Renner) Карл (14.12.1870, Унтертанновиц, ныне Дольни-Дунаёвице, Чехословакия, — 31.12.1950, Вена), австрийский государственный и политический деятель; один из лидеров австрийской социал-демократии и идеологов австромарксизма. С 1907 депутат парламента от социал-демократической партии, в которой возглавлял её правое, реформистское крыло. В начале 20 в. вместе с другими австромарксистами выдвинул оппортунистическую и националистическую теорию "культурно-национальной автономии". Во время 1-й мировой войны 1914—18 лидер австрийских социал-шовинистов. В ноябре 1918 — июне 1920 государственный канцлер Австрийской республики, в 1931—33 председатель парламента. после распада Австро-Венгерской империи и первый президент Австрии после Второй мировой войны.
После второй мировой войны наступает новый этап в развитии демократического
После второй мировой войны наступает новый этап в развитии демократического
Но, тем не менее после второй мировой войны в свете опыта фашизма и большевистской диктатуры в СССР западно-европейская социал-демократия пошла на решительный разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма, самого демократического социализма. В 1951г. Социнтерн принял свою программу принципов - Франкфуртскую декларацию. В ней были сформулированы "основные ценности демократического социализма". Она содержала также положение о возможности плюралистического обоснования социал-демократами социалистической цели. Последняя точка в этом вопросе была поставлена сначала в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958г.) и Годесбергской программе СДПГ (1959г.), которые решительно отвергли основополагающие постулаты о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства и т.д. В последующем по этому же пути - одни раньше, другие позже (некоторые в 80-х гг.) -пошли остальные национальные отряды социал-демократии. Центральное место в построениях демократического социализма занимает свобода. В трактовке Годесбергской программы свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех людей, вырождается в произвол. Равенство дает смысл свободе, которая действительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его достоинства и интересов составляют содержание справедливости. Что касается справедливости, которая не уважает эти права, то она неизбежно превращается в уравниловку, которая подминает под себя действительную справедливость. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга.
Эволюция взглядов социал-демократии после Второй мировой войны
Социал-реформизм
Идеология социал-реформизма оформилась в конце XIX в. Основной вклад в разработку
Социал-реформизм
Идеология социал-реформизма оформилась в конце XIX в. Основной вклад в разработку
Реализация этих ценностей возможна только на пути движения к социализму. Под социализмом понимается социально организованное, социально защищенное общество, которое бесконечно совершенствуется на ценностях солидарности, социальной обеспеченности, справедливости. Процесс бесконечного совершенствования общества на этих ценностях – это и есть социализм. Социализм невозможно построить. Социализм, в трактовке идеологии социал-реформизма, есть процесс бесконечного движения. (Э. Бернштейн: «Движение – все, конечная цель – ничто»). Движение к социализму становится возможным лишь при определенном уровне материальных предпосылок. Такой основой является достижение капитализмом уровня развития, при котором в экономике доминирует не частный капитал, а ассоциированный. На этой основе происходит разделение функций владения и распоряжения капиталом. Капитал превращается в силу общественную. Каждый имеет возможность приобрести акции и стать совладельцем собственности. При наличии таких условий становится возможным совершенствовать общество на ценностях солидарности, социальной справедливости, социальной обеспеченности. Движение к социализму происходит постепенно, эволюционно. Широкие слои населения интегрированы в существующую систему экономических отношений, поэтому любые радикальные реформы в обществе подрывают солидарность и социальную защищенность граждан, то есть базовые ценности социализма.