Содержание
- 2. Рассматриваемые вопросы: 1. И.Кант: докритический период творчества. 2. И.Кант: критика чистого разума. 3. И.Кант о свободе,
- 3. ИММАНУИЛ КАНТ
- 4. ЭПИГРАФ «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам – это одно и то же». И.Кант
- 5. 1.И.Кант: докритический период творчества Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, основоположник немецкой классической философии, родился, жил и
- 6. Докритический период В докритический период Кант много и плодотворно работал над вопросами ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ, в особенности
- 7. НЕБУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ В основе кантовской НЕБУЛЯРНОЙ ТЕОРИИ (небус – туманность) – гелиоцентрическая система Коперника, законы движения
- 8. 2. И.Кант: «критики». В «критические» период своего творчества И.Кант полагал, что предшествующая философия зашла в тупик.
- 9. ПОНЯТИЕ «КРИТИКИ» Под КРИТИКОЙ Кант понимает: 1) точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли
- 10. КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ всякое исследование, которое устанавливает условия познания предметов до и независимо от
- 11. ВЕЩЬ-В-СЕБЕ Мир, по Канту, существует объективно, то есть независимо от нас, но какова его сущность, мы
- 12. СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ У нас есть три основные познавательные способности: - чувственность – способность к ощущениям, проявляющаяся
- 13. СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ Разум создает иллюзии и принимает кажущееся за действительное. Именно разум создает идеи Бога, души
- 14. ЗНАНИЯ Всякое знание начинается с опыта, но не сводится только к нему. Часть наших знаний порождается
- 15. СУЖДЕНИЯ Знание выражается в форме суждения, в котором мыслится отношение или связь между понятиями. Кант выделяет:
- 16. СУЖДЕНИЯ -априорные синтетические – это суждения, которые показывают, как может возникнуть новое знание вне опыта; они
- 17. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Как возможна чистая математика? Она возможна, если есть такие априорные формы чувственности, как
- 18. МАТЕМАТИКА Пространство, как априорное созерцание, лежит в основании геометрии. Чтобы изобразить фигуру, мы должны «ощущать» пространство
- 19. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Условием достоверности естествознания являются априорные категории рассудка. Категории – предельно общие понятия, созданные нами в
- 20. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Научное знание есть синтез чувственности и рассудка. На уровне чувства имеет место «схватывание» представлений, сведение
- 21. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Процесс познания подразумевает взаимодействие субъекта (S) и объекта (О). Под объектом познания Кант понимает не
- 22. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Например, мы имеем два синтетических эмпирических суждения: «Солнце взошло» и «Камень нагрелся». Чтобы их объединить
- 23. МЕТАФИЗИКА Метафизика дает возможность целостного представления о мире. Она возможна, благодаря идеям разума. Разум из разрозненных
- 24. ИДЕИ РАЗУМА Разум создает идеи о Боге, душе и мире как целом, как совокупности всего возможного
- 25. АНТИНОМИИ РАЗУМА Разум определяет границы науки в виде антиномий (наука имеет свои пределы). Антиномии – это
- 26. АНТИНОМИИ РАЗУМА 2). Тезис: Все в мире состоит из простого (далее не делимого); Антитезис: В мире
- 27. РАЗУМ Как тезис, так и антитезис относятся к миру явлений (феноменов). В мире ноуменов возможно нечто
- 28. ЭТИКА КАНТА Нравственность самоценна, она не зависит ни от общества, ни от условий жизни, ни от
- 29. ИМПЕРАТИВЫ Моральный поступок есть результат внутреннего императива (закона, повеления). Императивы бывают: 1. Ассерторический императив необходим для
- 30. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ Примеры категорического императива: 1. Самоубийство противоречит всеобщему закону природы; 2. Нужда заставляет брать деньги
- 31. ЭТИКА 4. Безразличие к тем, кто живет хуже и более несчастен аморально. Оно отнимает у самого
- 32. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Основой современных «цивилизованных» обществ являются ПРИНЦИПЫ: 1)СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА; 2)ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА; 3)РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, и 4)ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
- 33. Список терминов: АПОДИКТИЧЕСКИЙ (греч. apodeiktikos-достоверный, убедительный, доказывающий) – безусловный, достоверный, основанный на логической необходимости, неопровержимый В
- 34. СПИСОК ТЕРМИНОВ: АНТИНОМИЯ (лат. anti – против и nomos – закон) – противоположность между двумя суждениями,
- 35. СПИСОК ТЕРМИНОВ: АПОСТЕРИОРИ и АПРИОРИ (от лат. a posteriori – из последующего и a priori –
- 36. СПИСОК ТЕРМИНОВ: Вслед за рационалистами Кант также признаёт существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их
- 37. СПИСОК ТЕРМИНОВ: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы), термин, восходящий к схоластической философии
- 38. СПИСОК ТЕРМИНОВ: Кант придал термину «трансцендентальный» гносеологическое значение: всё то, что относится к априорным условиям возможного
- 39. СПИСОК ТЕРМИНОВ: ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, термин, восходящий к схоластической философии и характеризующий всё то, что выходит за пределы
- 40. СПИСОК ТЕРМИНОВ: У Канта термин «трансцендентный» приобрёл гносеологический оттенок и стал означать - в противоположность имманентному
- 41. СПИСОК ТЕРМИНОВ: У Канта термин «трансцендентный» приобрёл гносеологический оттенок и стал означать - в противоположность имманентному
- 42. СПИСОК ТЕРМИНОВ: В философии Канта понятие апперцепции характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетических
- 43. СПИСОК ТЕРМИНОВ: «ВЕЩЬ В СЕБЕ» (Ding an sich), философский термин, означающий вещи как они существуют сами
- 44. СПИСОК ТЕРМИНОВ: Согласно Канту, теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно «вещи в себе»,
- 45. СПИСОК ТЕРМИНОВ: ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ, понятие немецкой классической философии, означающее способность человека к свободному действию на основе
- 46. СПИСОК ТЕРМИНОВ: Если интерес т е о р е т и ч е с к о
- 47. СПИСОК ТЕРМИНОВ: В сферу практического разума Кант относит этику, учение о государстве и праве, философию истории
- 48. СПИСОК ТЕРМИНОВ: СВОБОДА, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание
- 49. СПИСОК ТЕРМИНОВ: КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus – повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума»
- 50. Литература: Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3. – М.: Мысль,1971. С.89-190. Асмус В.Ф. Иммануил Кант.
- 51. ЛИТЕРАТУРА: Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и её современное значение//Вопросы философии,1997, № 3. Соловьёв Э.Ю. И.Кант –
- 52. Первоисточники: Кант И. Соч. В 6 т. – М., 1993. Кант И. Критика чистого разума.//Соч. В
- 54. Скачать презентацию