6. Возникновение античной философии. Платон: основание философского идеализма

Содержание

Слайд 2

Рассматриваемые вопросы: Возникновение античной философии Периодизация античной философии Философия Платона 1.Учение

Рассматриваемые вопросы:

 Возникновение античной философии
 Периодизация античной философии
Философия Платона
1.Учение Платона

о бытии и знании.
2.Структура идеального мира.
3.Учение Платона о человеке и обществе.
Слайд 3

Античная философия Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом

Античная философия

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и

древнеримском обществах в период с 6 века до н.э. по 6 век н.э.
Античная философия возникает в античных полисах (городах-государствах) Древней Греции, расположенных в южной части Балканского полуострова, на западном побережье Малой Азии и на территории современной Италии.
Слайд 4

Античная философия

Античная философия

Слайд 5

Античная философия Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований,

Античная философия

Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а

в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических, естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством, для которого греческая мифология была почвой, предпосылкой и материалом.
Значительную роль в подготовке античной философии сыграли «7 мудрецов», чье творчество представляло житейскую практическую мудрость, достигшую обобщения в кратких изречениях – гномах.
Слайд 6

Предпосылки античной философии Таким образом, предпосылками античной философии являются: - античная

Предпосылки античной философии

Таким образом, предпосылками античной философии являются:
- античная мифология;
- зачатки

наук;
- творчество «7 мудрецов».
Слайд 7

Периоды античной философии 1. Натуралистический (VI – V вв. до н.э.)

Периоды античной философии

1. Натуралистический (VI – V вв. до н.э.)
Милетская школа,

Пифагорейская школа,
Элейская школа, философия Гераклита, Анаксагора, Эмпидокла, а также атомистика Демокрита.
2. Гуманистический (V – IV вв. до н.э.)
Философия софистов (Протагор, Горгий, Продик и др.)
Философия Сократа.
Слайд 8

Периоды античной философии 3. Период расцвета античной философии или период Платона

Периоды античной философии

3. Период расцвета античной философии или период Платона и

Аристотеля (IV в. до н.э.) Формирование двух основных философских направлений – материализма (линия Демокрита) и объективного идеализма (линия Платона).
4. Эпоха эллинизма (IV в. до н.э. – V в. н.э.) Этот период начинается с завоеваний Александра Македонского и завершается завоеванием и падением Рима (410 г. н.э.). Этот период объединяет древнегреческую и древнеримскую философии.
Слайд 9

Периоды античной философии Киники (Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Кратет и др.)

Периоды античной философии

Киники (Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Кратет и др.) киренаики

(Аристипп из Кирены,Гегесий, Антипатр и др.), эпикурейцы (Эпикур, Метродор, Аполлодор и др.) стоики (Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий и др.) античные скептики (Пиррон, Энеседем, Агриппа и др.)
Слайд 10

Периоды античной философии 4.а) Религиозный период античной языческой мысли (III в.

Периоды античной философии

4.а) Религиозный период античной языческой мысли (III в. н.э.)
Неоплатоники

– последователи философии Платона – Плотин, Порфирий, Ямвлих и др.
4.б) Период зарождения христианской мысли (I-V вв. н.э.) – Квинт Тертуллиан, Боэций, Филон Александрийский, Августин Блаженный и др.
Слайд 11

Философия Платона

Философия Платона

Слайд 12

Слайд 13

1. Учение Платона о бытии и знании. Философию Сократа продолжил, углубил

1. Учение Платона о бытии и знании.

   Философию Сократа

продолжил, углубил и развил до последовательной системы объективного идеализма его ученик Платон Афинский (427-347 до н.э.).
Отец Платона – Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать – из рода мудреца и законодателя Солона.
После казни Сократа (399 г.до н.э.), Платон совершил ряд путешествий, в том числе в Южную Италию и на полуосторов Сицилию, в Сиракузы, где общался с пифагорейцами.
Слайд 14

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА Около 387 г. до н.э. основал в Афинах собственную

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА

Около 387 г. до н.э. основал в Афинах собственную

школу – АКАДЕМИЮ. В ней более 20 лет учился и преподавал выдающийся ученик Платона – Аристотель.
В 366-365 и 361 гг. совершил два путешествия в Сицилию по приглашению тирана Сиракуз Дионисия, якобы намеревавшегося в своём государстве проводить идеи Платона; обе поездки оказались безрезультатными.
Слайд 15

СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА Сочинения Платона включают 34 диалога: «Протагор», «Критон», «Госудаство», «Горгий»,

СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА

Сочинения Платона включают 34 диалога: «Протагор», «Критон», «Госудаство», «Горгий», «Менон»,

«Кратил», «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Теэтет», «Софист», «Тимей», «Законы», «Политик» и др., «Апологию Сократа» и 13 писем.
Слайд 16

«ИСТИННОЕ БЫТИЕ» ПЛАТОНА Главный вопрос Платон ставит так: что есть сущность

«ИСТИННОЕ БЫТИЕ» ПЛАТОНА

Главный вопрос Платон ставит так: что есть сущность

(или сущее)? Что есть ИСТИННОЕ БЫТИЕ?
Все существующее Платон подразделяет на МИР ИДЕЙ и МИР ВЕЩЕЙ.
Вещи, согласно Платону, никак не могут быть «сущностями», истинным бытием, т.к. они постоянно «текут», изменяются.
Идеи, или эйдосы, бестелесны, их можно «увидеть» лишь умом («умозрительно»). Идея есть нечто более устойчивое, прочное, неизменное, чем отдельные вещи, именно поэтому она и есть истинное «бытие».
Слайд 17

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА «Идеи» Платона существуют сами по себе, до, вне

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА

«Идеи» Платона существуют сами по себе, до, вне

и помимо человека, абсолютно. Поэтому позицию Платона называют ОБЪЕКТИВНЫМ ИДЕАЛИЗМОМ.
Идеи-эйдосы – это прообразы, сущности, «порождающие модели» зримых телесных вещей, идеальные, совершенные формы.
Идеи стремится воплотить в себе, «о-предметить» вечно текучая МАТЕРИЯ.
Слайд 18

ИДЕАЛЬНЫЙ МИР ПЛАТОНА Мир идей – это мир идеальной духовной сущности.

ИДЕАЛЬНЫЙ МИР ПЛАТОНА

Мир идей – это мир идеальной духовной сущности.

Этот мир Платон помещает в область ГИПЕРУРАНИИ, наделяя его неземной красотой и совершенством.
В мире идей нет негативных идей, таких как зло, уродство, несправедливость, вражда, гниль и т. п.
Мир идей представляет собой следующую структуру:
Слайд 19

МИР ИДЕЙ ПЛАТОНА Благо Истина, добро, красота, справедливость Идеи чисел и

МИР ИДЕЙ ПЛАТОНА

Благо
Истина, добро, красота, справедливость
Идеи чисел и

геометрических фигур
Идеи классов сходных вещей (идея лошади, чаши, дерева и т.п.)
Все стремится к БЛАГУ, и идеи и вещи. БЛАГО – это высшая идея.
Слайд 20

«ПИРАМИДА» ИСТИННОГО БЫТИЯ Мир Платоновых идей упорядочен, образует умопостигаемую ПИРАМИДУ ИСТИННОГО

«ПИРАМИДА» ИСТИННОГО БЫТИЯ

Мир Платоновых идей упорядочен, образует умопостигаемую ПИРАМИДУ ИСТИННОГО

БЫТИЯ.
Одни идеи «стоят выше» других. Другие им «подчиняются». Так, по Сократу, идея красоты выше идеи животного, т.к. красивым может быть не только животное, но и минерал, и дерево, и статуя, и человек.
На вершине всей «пирамиды» идей находится ВЫСШАЯ идея – ИДЕЯ БЛАГА (Единого).
Слайд 21

БЛАГО – ЭТО ЕДИНОЕ, ИЛИ БОГ Благо Платона – основное понятие

БЛАГО – ЭТО ЕДИНОЕ, ИЛИ БОГ

Благо Платона – основное понятие

не только этики, но и теории бытия и знания. Благо – даже не одна из идей, не сущность, а то, что «выше пределов сущности», сверх-сущее.
Оно сообщает всему – бытие, ценность, смысл, порядок, красоту, единство. Благодаря Благу есть и познаваемое, и познающий, и познание.
Благо – это единое, или Бог: начало, середина и конец всего существующего вообще.
Слайд 22

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ЕДИНОМ Всё существующее стремится к своему Благу и,

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ЕДИНОМ

Всё существующее стремится к своему Благу и,

восходя по пирамиде идей, мы в пределе приходим к идее абсолютного единства, всеобщего всеединства (первоединства).
ЕДИНОЕ – сверхбытийно и НЕПОЗНАВАЕМО, выступая, однако, всеобщим условием познания: ведь оно включает в себя свои противоположности.
В Едином осуществляется диалектический принцип Дуализма – двойственность единого и многого, большого и малого, т.к. одного нет без другого.
Слайд 23

ДЕМИУРГ ПЛАТОНА ДЕМИУРГ – творец Космоса. Взирая на мир идей и

ДЕМИУРГ ПЛАТОНА

ДЕМИУРГ – творец Космоса. Взирая на мир идей и имея

под рукой пассивную материю Демиург создаёт единственный мир, оживленный и направляемый Мировой душой.
ИДЕИ + МАТЕРИЯ = ВЕЩИ
Демиург сотворил также живых существ и людей. Люди имеют смертное тело и это сближает их с миром вещей, и бессмертную душу, которая сродни идеям.
Слайд 24

СТРУКТУРА МИРА ПО ПЛАТОНУ: 1). Пассивная материя (гиле) = вода, воздух,

СТРУКТУРА МИРА ПО ПЛАТОНУ:
1). Пассивная материя (гиле) = вода,

воздух, огонь, земля + материя неба, пятый элемент (эфир)
2). Демиург (Нус) – творец, отец, зодчий Космоса.
3). Мир идеальных форм, идей-эйдосов.
Слайд 25

МАТЕРИЯ ПЛАТОНА МАТЕРИЯ Платона состоит из ВОДЫ, ВОЗДУХА, ОГНЯ и ЗЕМЛИ,

МАТЕРИЯ ПЛАТОНА

МАТЕРИЯ Платона состоит из ВОДЫ, ВОЗДУХА, ОГНЯ и ЗЕМЛИ,

к которым он добавляет материю неба, ПЯТЫЙ элемент - эфир.
Все вещи состоят из материи, но сущность их выражается идеей.
Вещи существуют только по приобщенности к той или иной идее. Если нет идеи, то не будет и вещи.
Иллюстрацией к соотношению мира идей и мира вещей служит «миф о пещере» Платона из диалога «Государства».
Слайд 26

Слайд 27

3. Учение Платона о человеке и обществе. В своём учении о

3. Учение Платона о человеке и обществе.

  В своём

учении о человеке Платон идеалист и ДУАЛИСТ, как и в метафизике (теории бытия).
В человеке он различает, разделяет и даже противополагает низшее и высшее, зависимое и самостоятельное, ТЕЛО и ДУШУ.
Душа составляет истинно сущее в человеке, она существует самостоятельно (в отличие от тела), и до рождения человека, и после его смерти. Душа господствует над телом, управляет им.
Слайд 28

ТРИ ЧАСТИ ДУШИ В душе есть ТРИ части (способности): РАЗУМ, ВОЛЯ

ТРИ ЧАСТИ ДУШИ

В душе есть ТРИ части (способности): РАЗУМ, ВОЛЯ

и ЖЕЛАНИЕ (вожделение).
Первая – высшая (божественная) сила или часть, изначально связана с высшим, истинным бытием.
Две низшие силы связаны с низшим миром изменчивого, телесного, чувственного. Но воля – благородная часть души, т.к. посредством воли разум подчиняет себе чувственное.
Вожделение же – низшая часть, т.к. чувственное здесь подчиняет себе разумное.
Платон рисует образ возницы (воля), управляющим двумя конями, один из коней прекрасен и благороден (разум), второй же – злой и норовистый (вожделения); первый тянет нас вверх к духовному, тогда как второй – вниз, к материальному, приземленному.
Слайд 29

ДУША ПЛАТОНА Душа – не просто «гармония» тела, его «строй»; тогда

ДУША ПЛАТОНА

Душа – не просто «гармония» тела, его «строй»; тогда

она не могла бы идти против тела, а именно в этом состоит её деятельность в отношении к телу. Низшее должно подчиняться высшему.
Душа – это инструмент познания мира, именно в ней, а не в окружающем нас мире, мы находим истинные знания.
Слайд 30

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА Теория познания – это теория «припоминания». Все наше

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА

Теория познания – это теория «припоминания». Все наше знание

Платон разделяет на подлинное знание и мнение.
Подлинное знание – это знание об идеях (знание сущности), тогда как мнение относится к чувственному восприятию мира.
В мире вещей человек сталкивается с отражением идей и может выработать лишь мнения.
До нашего рождения наша душа пребывала в мире идей, где, где созерцала идеи (неизменные сущности вещей), но затем она попала на землю, в тело человека, отяготилась материей и забыла то, что когда-то знала.
Слайд 31

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА Душа может припомнить, что она когда-то знала. Этому

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА

Душа может припомнить, что она когда-то знала. Этому припоминанию

способствует и беседа с мудрым наставником (Сократом) и соответствующий метод познания (диалектика - метод Сократа).
Человек стремится к познанию благодаря разумной и волевой части души, он стремится выявить общее в единичном, неизменное в изменчивом, вечное в преходящем.
Вспоминая идея, человек приближается к истине, но воспоминания не так точны, как непосредственное созерцание самих идей. Поэтому цель души – возвращение к миру идей, освобождение от телесной оболочки. Истинный философ, мудрец, по Платону, стремится к смерти.
Слайд 32

ЭТИКА ПЛАТОНА: ДОБРОДЕТЕЛИ Каждой части души соответствует своя добродетель (пригодность или

ЭТИКА ПЛАТОНА: ДОБРОДЕТЕЛИ

Каждой части души соответствует своя добродетель (пригодность или

совершенство).
Добродетель разума – МУДРОСТЬ (полнота знания, совершенство ума).
Добродетель воли – МУЖЕСТВО.
Добродетель вожделения (желания) – УМЕРЕННОСТЬ (БЛАГОРАЗУМИЕ).
Все три объединяются в высшей добродетели – в СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Она царит тогда, когда все части души правильно выполняют своё назначение и гармонируют друг с другом.
Слайд 33

«ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА В учении об обществе Платон стремится постичь саму

«ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА

В учении об обществе Платон стремится постичь саму

идею государства, вечную, неизменную и совершенную.
Такое идеальное государство есть проекция души и разума человека.
Слайд 34

ТРИ СОСЛОВИЯ Как и душа, ГОСУДАРСТВО должно состоять из ТРЁХ главных

ТРИ СОСЛОВИЯ

Как и душа, ГОСУДАРСТВО должно состоять из ТРЁХ главных

частей, СОСЛОВИЙ:
ПРАВИТЕЛЕЙ – мудрых людей, учёных, «созерцателей истины», жизнью которых управляет разум;
ВОИНОВ (стражей) – мужественных людей, в поведении которых преобладает воля, «яростное начало», сознание долга и чести;
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, «дельцов» - земледельцев, ремесленников и торговцев – людей, движимых по преимуществу вожделениями, направленными на чувственно воспринимаемые предметы.
Слайд 35

ПРАВИТЕЛИ Правители должны соединять в себе мудрость (науку) и власть. Они

ПРАВИТЕЛИ

Правители должны соединять в себе мудрость (науку) и власть.
Они

отбираются лучшими воспитателями из особо одарённых детей всех сословий и занимаются 1) музыкой, поэзией и гимнастикой (до 20 лет); 2) математикой, астрономией, музыкальной гармонией (до 30 лет); 3) диалектикой (философией)- до 35 лет; и наконец, практической деятельностью в государстве под руководством правителей (до 50 лет).
После – могут стать правителями, либо учёными. Собственность же и власть должны быть непременно разделены. Также правителем не следует иметь семьи, чтобы не было соблазна передать власть по наследству недостойным отпрыскам.
Ведь собственность – источник частного, а не общего интереса, источник всех пороков в обществе (жадность, зависть и др.)
Слайд 36

ВОИНЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ Воины – тоже привилегированное сословие, они призваны защищать

ВОИНЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Воины – тоже привилегированное сословие, они призваны защищать государство.

Они не должны, как и правители, иметь собственности и семьи, чтобы их нельзя было подкупить и чтобы они не задумываясь шли на смерть, если потребуется защищать государство.
Производители – это низшее сословие (свободные граждане), которое занимается материальным производством или торговлей; им разрешается иметь небольшую собственность, необходимую для рода их деятельности и семью.
Переход из низшего сословия в высшие, по Платону, невозможен.
Рабы в структуру «идеального государства» не входили, так как приравнивались к скоту.
Слайд 37

ДВА ТИПА ГОСУДАСТВ Из реально существующих типов государства Платон два считает

ДВА ТИПА ГОСУДАСТВ

Из реально существующих типов государства Платон два считает

ПРАВИЛЬНЫМИ (монархия, аристократия),
а остальные четыре (тимократия, олигархия, демократия и тирания) ИСКАЖЁННЫМИ.
Слайд 38

Список терминов: ЭЙДОС – идея, неизменная сущность для вещи, существующая объективно

Список терминов:

 
ЭЙДОС – идея, неизменная сущность для вещи, существующая объективно

в особом мире духовной сущности – составляющая мира идей.
ИДЕЯ – (букв. то, что видно). Одно из основных понятий философского идеализма Платона. По Платону, идеальные сущности, лишенные телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений.
Слайд 39

СПИСОК ТЕРМИНОВ: ПАРАДИГМА – (от греч. – пример, образец) 1. понятие,

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

ПАРАДИГМА – (от греч. – пример, образец) 1. понятие,

используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира.
АЛЕТЕЙЯ – истина, правда. Общей для античных мыслителей была вера в доступность истины для человека, ее непотаенности, что следует из этимологии слова а-Летейа, то есть то, что вне Леты, неподвластно забвению, несмываемо водами Леты, проступает в вечности.
ДИАНОЙЯ – сфера, которую можно исследовать путем размышления.
Слайд 40

СПИСОК ТЕРМИНОВ: НОЭСИС – беспредпосылочное начло, доступное только мысли. АРЕТЕ –

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

НОЭСИС – беспредпосылочное начло, доступное только мысли.
АРЕТЕ –

в греческом понимании добродетель означает пригодность вещи к тому делу, к которому она предназначена. Добродетель – это пригодность человека к осуществлению своего назначения.
Слайд 41

СПИСОК ТЕРМИНОВ: ЭРОС - (греч. – сильное желание, любовь), как персонификация

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

ЭРОС - (греч. – сильное желание, любовь), как персонификация

– бог Эрот. По Платону, это древнейший из богов, не имеющий родителей.
КАТАРСИС – очищение, которое получает душа, занимаясь философией.
Слайд 42

Список литературы: Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1, ч. 1.

Список литературы:
  Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1,

ч. 1. – М.: Мысль, 1969. С.370-407.
Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 1. – СПб.: Петрополис, 1994.
Асмус В.Ф. Платон и его эпоха //Сб. статей. – М.,1979.
Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975.
Слайд 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Платон. Соч. в 3-х т. /Под ред. В.Ф.Асмуса и

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Платон. Соч. в 3-х т. /Под ред. В.Ф.Асмуса и

А.Ф.Лосева. – М.,1968.
Платон. Диалоги. – СПб.: Азбука, 2000..
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.,1969.