Русская философия

Содержание

Слайд 2

Особенности русской философии: Философия связана с религией Только в XIX в.

Особенности русской философии:

Философия связана с религией
Только в XIX в. можно говорить

о самостоятельности и независимости нашей философии от влияния Запада
Малый интерес к вопросам теории познания
Антропоцентризм русских философских исканий
Слайд 3

5. Русская философия не теоцентрична, хотя и глубоко религиозна 6. В

5. Русская философия не теоцентрична, хотя и глубоко религиозна
6. В центре

философских размышлений человек, его судьба, смысл и цель истории
7. Доминирует в философии моральная установка
8. Напряженное внимание философии к социальным проблемам, мысль глубоко исторична

Особенности русской философской мысли:

Слайд 4

Этапы развития русской философии

Этапы развития русской философии

Слайд 5

988 г. - крещение Руси Владимир Красное Солнышко г.Киев

988 г. - крещение Руси

Владимир Красное Солнышко г.Киев

Слайд 6

Становление русской философии «Слово о законе и благодати» Философия совпадает с

Становление русской философии

«Слово о законе и благодати»
Философия совпадает с религией. Учение

о смене ветхозаветной истории эпохой благодати – это божественный дар, но это возлагает на человека большую нравственную ответственность. Русская земля включилась в мировой процесс.
.

Митрополит Иларион, XI в.

Слайд 7

Общественную мысль развивали и первые князья «Поучение детям» Продолжил обоснование включения

Общественную мысль развивали и первые князья

«Поучение детям»
Продолжил обоснование включения русской земли

в общемировой процесс, а также изложил взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля

Владимир Мономах
1113-1125 гг

Слайд 8

«Поучение детям» Всего же прежде — убогих не забывайте, но по

«Поучение детям»

Всего же прежде — убогих не забывайте, но по силе

­ возможности кормите их, наделяйте сироту, вдовицу судите сами, а не давайте сильным погубить человека.
Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убивать: если и будет повинен смерти, (все-таки) души христианской не губите.
Слово молвив, лихое или доброе, не клянитесь богом, не креститеся: нет в том никакой нужды; если же будете крест целовать к братьям или к иному — кому, спросите (сперва) сердце ваше, на чем можете устоять, — и на том целуйте, и, целовавши, блюдите, чтобы нарушением (клятвы) не погубить души своей.
С любовию принимайте благословение от епископов, священников и игуменов и не устраняйтесь от них, но любите ихъ и по мере силъ наделяйте, чтобы получить чрез нихъ милость божию.
Слайд 9

«Поучение детям» Главное же — не имейте гордости ни в уме,

«Поучение детям»

Главное же — не имейте гордости ни в уме, ни

в сердце; говорите: мы смертны: сегодня живы, а завтра в гробе; И в землю (сокровищ) не хороните: то — великий грех.
Старого чтите, как отца, а молодых, как братьевъ.
В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте сами; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы посетители ваши не посмеялись над домом вашим и над обедом вашим.
На войну вышед, не ленитесь и не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью; стражу расставляйте сами и, все устроив около войска, на ночь ложитесь и раньше вставайте; оружия не торопитесь снимать с себя: не предусмотрев (опасностей) по лености, внезапно человек погибает.
Слайд 10

«Поучение детям» Блюдите себя от лжи, пьянства и разврата: в них

«Поучение детям»

Блюдите себя от лжи, пьянства и разврата: в них погибаетъ

душа и тѣло.
Во время объезда земель своих не позволяйте бесчинствовать ни своим, ни чужим слугам ни въ селах, ни на полях, чтобы вас не проклинали; (напротив) куда пойдете и где остановитесь, — напоите и накормите нуждающихся; особенно же чтите иноземного гостя, откуда бы он ни пришел и кто бы он ни был: простой ли человек, или знатный, или посол: если не можете почтить его подарком, то хоть кушаньем и питьем: странствуя по всем землям, гости разносят о нас или добрую, или худую славу.
Больного посетите; проводите усопшего: все мы смертны; не минуйте человека, не приветив его и не сказав ему доброго слова.
Жен своих любите, но не давайте им власти над собою.
Слайд 11

«Поучение детям» Главное же: превыше всего имейте страх божий (в сердце

«Поучение детям»

Главное же: превыше всего имейте страх божий (в сердце своем).
Если

всего не запомните, чаще прочитывайте: и мне будет приятно и вам добро.
Что знаете доброго, того не забывайте; чего не знаете, тому учитесь: отец мой, например, дома сидя, изучил пять языков, — и в этом честь от других земель. Леность всему мать: что умеет, то забудет; чего не умеет, тому не научится.
Если хотите быть добрыми, не могите лениться ни на что доброе, и прежде всего — к церкви: да не застанет вас солнце в постели: так делал блаженный отец мой и все добрые христиане.
Слайд 12

Монголо-татарское иго

Монголо-татарское иго

Слайд 13

Московская Русь «Москва-Третий Рим» -наследница исторической роли Византии Все христианские царства

Московская Русь

«Москва-Третий Рим» -наследница исторической роли Византии
Все христианские царства сошлись в

одно. Россия- центр истинной веры -православия.

Филофей, игумен
Псковского монастыря, XVI в.

«… внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, и четвертому же не бывать»
обращение к князю Василию III

Слайд 14

XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия Появилась Славяно-греко-латинская

XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия

Появилась Славяно-греко-латинская академия

(1672 г.) - вводились самостоятельные философские курсы. Братья Лихуды реже обращались к сочинениям отцов церкви, зато охотно цитировали Аристотеля, Фому Аквинского. Стремление представить более широкий взгляд на мир, знакомили не только с системой Птолемея, но и Н. Коперника
Слайд 15

«Политика» (Разговоры о владетельстве) 1663 г. Выдвигал программу преобразования Московского государства.

«Политика» (Разговоры о владетельстве) 1663 г.
Выдвигал программу преобразования Московского государства. Он

впервые политику назвал наукой
Политика – это королевская мудрость, началом которой он считает познание самого себя - это 1 правило мудрости
Суть политической мудрости он выразил в 9 положениях

Юрий Крижанич
(1617-1683 гг)

XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия

Слайд 16

Суть политической мудрости: 2 - познать природные условия страны, чем она

Суть политической мудрости:

2 - познать природные условия страны, чем она бедна
3

- познать свое житие, чем оно бедно и чем славно
4 - познать чем мы сильнее и чем слабее других народов
5 - познать отечественное правление и законы, что плохо а что хорошо
6 - познать силу и слабость страны, кто соседи, что опасно, а что безопасно
Слайд 17

Суть политической мудрости 7 - познать способ использования своего богатства и

Суть политической мудрости

7 - познать способ использования своего богатства и его

сохранения, направлять умы и руки подданных к приумножению народного блага
8 - скрывать от других народов свои тайны, соблюдать достоинство и славу народную
9 - уметь различать разные советы, полезны ли они для нашего государства
Слайд 18

В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение которой

В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение которой

–сохранение единственного истинного православного христианства
Искусство власти – в утверждении идеала «Москва- Третий Рим»

XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия

Слайд 19

XVIII век – эпоха Просвещения Эпоха Просвещения — одна из ключевых

XVIII век – эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в

истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.
В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Философы эпохи Просвещения:
Феофан Прокопович
Василий Татищев
Иван Посошков
Антиох Кантемир
Михаил Ломоносов
Слайд 20

Один из первых философов –деистов - сторонников учения, согласно которому природа

Один из первых философов –деистов - сторонников учения, согласно которому природа

созданная Богом, затем сама начала свое развитие
Познавать природу должны практические науки, развитие которых нужно всячески поощрять

Феофан Прокопович,
руководитель Святейшего Синода

XVIII век – эпоха Просвещения

Слайд 21

Основой общественных изменений считал человеческий разум Считал, что эпоха Петра I

Основой общественных изменений считал человеческий разум
Считал, что эпоха Петра I -

время зрелости истории, проявлением которой служит изобретательство, создание свободных от веры наук, распространение полезных книг

Василий Николаевич Татищев,
историк и публицист

XVIII век – эпоха Просвещения

Слайд 22

Вплотную подошел к философским вопросам. Его занимали проблемы нравственности «Я в

Вплотную подошел к философским вопросам. Его занимали проблемы нравственности
«Я в своем

хотении волен и тем подобен Богу»
Человек полностью ответственен за свои поступки
Он перевел на русский язык сочинения Платона, Аристотеля, Декарта, Локка, Монтескье

Антиох Дмитриевич Кантемир,
поэт и дипломат

XVIII век – эпоха Просвещения

Слайд 23

В центре развития философской мысли стал Московский университет (25 января 1755

В центре развития философской мысли стал Московский университет (25 января 1755

г)
Здесь был создан философский факультет. Этому факультету отводилась роль начальной 2-хгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета

Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг)

XVIII век – эпоха Просвещения

Слайд 24

XIX век – становление русской философии как науки «Философские письма» (1829-1833

XIX век – становление русской философии как науки

«Философские письма» (1829-1833 гг)

«Апология сумасшедшего» (1837 г)
Построил систему, которая сочетала глубокую религиозность и установку на самоценность человеческой личности
Задумался о пути России, о ее отсталости. Отлучении от всемирного воспитания рода человеческого

Петр Аркадьевич Чаадаев
(1794-1856 гг)

Слайд 25

Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Именно Запад избран Провидением для

Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Именно Запад избран Провидением для

осуществления своих целей. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму.
В первых философских письмах Россия показана страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. Православие оторвало нас от цивилизации.
Позже он утверждает, Россия имеет свою историческую миссию: «Мы признаны решить большую часть социальных проблем, ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».
Чаадаев стоял у истоков западничества - одно из ведущих идейно-мировоззренческих направлений XIX в.

XIX век – становление русской философии как науки

Слайд 26

Западники: А. Герцен, А. Кавелин, Т. Грановский Западники считали, что у

Западники: А. Герцен, А. Кавелин, Т. Грановский
Западники считали, что у России

такой же путь развития, как у Запада
Идеал видели в английской ограниченной монархии
Путь развития – реформы сверху

Тимофей Николаевич Грановский

XIX век – становление русской философии как науки

Слайд 27

Славянофилы: А. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы Славянофилы отстаивали идею самобытности России,

Славянофилы: А. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы
Славянофилы отстаивали идею самобытности России, ее

принципиальное отличие от Западной Европы. Любые попытки направить по западному пути рассматривали как навязывание чужих ценностей. Опорой должна быть община, православие и монархия

XIX век – становление русской философии как науки

Алексей Степанович Хомяков

Слайд 28

русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик почётный академик Императорской

русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик
почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900

г.). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века
оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского и других

Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900 гг)

XIX век – становление русской философии как науки

Слайд 29

Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской философии XIX

Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской философии XIX века как

по своему научному вкладу, так и по влиянию, оказанному им на взгляды учёных и других представителей творческой интеллигенции. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма.
Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX — начала XX века.

Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900 гг)

XIX век – становление русской философии как науки

Слайд 30

Слайд 31

XX век – современная отечественная философия В начале XX века целая

XX век – современная отечественная философия

В начале XX века целая плеяда

отечественных философов: Н. Бердяев, М. Булгаков, П. Флоренский, В. Розанов, Густав Шпет.
Оформились различные философские течения:
материалистическая марксистская философия (В.И. Ленин)
евразийство (Н.А. Бердяев)
религиозный экзистенционализм (Н.А. Бердяев)
русский космизм (К.Э. Циолковский)
Слайд 32

Россия есть Евразия, третий, средний материк, это особый исторический и этнографический

Россия есть Евразия, третий, средний материк, это особый исторический и этнографический

мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.
Эта теория близка славянофилам.

XX век – Евразийство

Николай Александрович Бердяев
(1874-1948 гг)

Слайд 33

Но Бердяев увидел не гармоническое единство различных начал, а столкновение и

Но Бердяев увидел не гармоническое единство различных начал, а столкновение и

противоборство восточных и западных элементов. Культурный раскол общества (традиционная культура низших классов и европейская - высших слоев). Колебания во внутренней политике - смена реформ контрреформами. Противоречия во внешней политике – от союза с Западом до противостояния ему
Историческая судьба русского народа - несчастная и страдальческая

XX век – Евразийство

Слайд 34

XX в. – религиозный экзистенциализм Концепция миросроения, ориентированная на человека: Первореальность

XX в. – религиозный экзистенциализм

Концепция миросроения, ориентированная на человека:
Первореальность история и

природа, они вечны и включают в себя свободу
Все зло в мире истекает из свободы
Бог необходим человеку как надежда на спасение
Богу нужен человек, как покаявшийся грешник
Новый мир – это вечное царство свободы и духа
Слайд 35

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935 гг) XX век – Российский космизм Владимир

Константин Эдуардович Циолковский
(1857-1935 гг)

XX век – Российский космизм

Владимир
Иванович Вернадский
(1863-1945 гг)

Космизм

– философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и человеке, как «гражданине Мира», а также микрокосмосе, подобном Макрокосмосу
Слайд 36

Советский период в философии Догматический марксистский формационный подход Наше общество, как

Советский период в философии

Догматический марксистский формационный подход
Наше общество, как и другие

страны и народы, движется по пути социализма и коммунизма. Противопоставлять нас другим странам бессмысленно, т.к. все идут одной дорогой. Мы своим созидательным путем прокладываем дорогу в будущее всему человечеству

Владимир Ильич Ленин
(1870-1924 гг)

Слайд 37

Развитие марксизма в Советской России После революции 1917 года Марксизм –

Развитие марксизма в Советской России

После революции 1917 года

Марксизм – государственная идеология

России

Идеи В.И. Ленина заложили основы принудительной идеологизации и репрессивной системы государства

В первой половине XX века марксизм получил статус государственной идеологии, что значительно ограничило философское творчество в России

Слайд 38

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1879-1953 гг) Философия приобрела догматический характер, обслуживая

Иосиф Виссарионович Сталин
(Джугашвили)
(1879-1953 гг)

Философия приобрела догматический характер, обслуживая политические цели,

т.е. фактически перестала быть философией, превратившись в форму обслуживания государственной идеологии

Развитие философии в 30-50-е гг. XX в.

Слайд 39

Философский пароход Так называлась кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти

Философский пароход

Так называлась кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей

за границу в сентябре и ноябре 1922 г.
В мае 1922 г. В.И.Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно»
Л.Д.Троцкий

Слайд 40

Памятник «Философскому пароходу» на набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге 29 сентября

Памятник
«Философскому пароходу»
на набережной
лейтенанта Шмидта
в Санкт-Петербурге

29 сентября 1922

г. из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого были философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев и другие

В 2003 г. в Санкт-Петербурге на набережной лейтенанта Шмидта установлен памятный знак с надписью: «С этой набережной осенью 1922 г. отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки»

Слайд 41

80-90-е годы XX в. Ликвидация марксистской идеологической монополии, восстановление плюрализма, усиление

80-90-е годы XX в.

Ликвидация марксистской идеологической монополии, восстановление плюрализма, усиление внимания

к цивилизационному подходу к развитию - выявлению особенностей в культурно-духовной сфере.
Но вновь возникли споры о
цивилизационной
принадлежности России
Слайд 42

Философские течения современной России Диалектический материализм Религиозная философия Восточная философия Философия

Философские течения современной России

Диалектический материализм
Религиозная философия
Восточная философия
Философия эзотерической ориентации
Психоанализ

Православие

Ислам


Буддизм

Неоиндуизм

Йога

Агни-Йога (Живая Этика)

Теософия

Учение Храма

Суфизм

Слайд 43

Россия сегодня: Россия должна быть отнесена к группе стран с традиционными

Россия сегодня:

Россия должна быть отнесена к группе стран с традиционными ценностями

- высокая степень централизации государственной власти, более низкий по сравнению с Западом уровень экономического развития, отсутствие надежных гарантий прав и свобод личности, приоритет государственных и общественных ценностей над личными, отсутствие зрелого гражданского общества.
Россия представляет собой вариант западной цивилизации «догоняющего типа». Ссылки на определяющую роль промышленного производства в экономике, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.
Слайд 44

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!