Содержание
- 2. План 1.Возникновение, особенности, и периодизация античной философии. 2.Первые философские школы и учения античности. Проблема первоначала. 3.
- 4. Общие особенности классической античной философии Космоцентризм Гилозоизм (особенно на ранних этапах) Онтологизм Созерцательный идеал жизни Рационализм
- 5. Созерцательный идеал Блажен овладевший знанием: Нет ему ни народных бед, Нет для него неправедных дел, Пред
- 10. Греческие религии Религия Зевса-Аполлона. Гомер («Илиада» и «Одиссея») и Гесиод («Труды и дни» и «Теогония»). «Океан
- 11. Греческие религии В Аиде «только тени умерших людей, сознанья лишенные, реют» (Одиссея, 475–476). Когда Одиссей спускается
- 12. Гесиод. «Теогония» Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный
- 13. Религия Деметры-Диониса. Миф: Аид, брат Зевса, похищает у Деметры ее дочь Кору, или Персефону. Елевсинские мистерии.
- 14. 2.Первые философские школы и учения античности. Проблема первоначала (архэ). 1)Ионийская философия («старшие физики»): Милетская школа и
- 15. Фалес Милетский (624-546 г. до н.э.)
- 16. Семь мудрецов Фалес, Солон, Биант и Питтак (остальные трое меняются). Клеобул: «Мера лучше всего», Солон: «Ничего
- 17. Фалес Милетский (624-546 г. до н.э.) 3. Один из 7 мудрецов: Старше всех вещей – бог,
- 18. Фалес Милетский. Проблема первоначала (изначальной природы) – архэ. «Все из воды и в воду разлагается» «Все
- 19. Анаксимандр
- 20. Анаксимандр «А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой
- 21. Анаксимен Милетский Начало (архэ) – это воздух. Ибо он беспределен; божественен; невидим. Воздух – душа мира.
- 22. Анаксимен
- 23. Гераклит Эфесский (544-483 гг.)
- 24. Гераклит Эфесский (544-483 гг.) Огонь как первостихия «Космос не создал никто из богов, но он есть
- 25. Единство противоположностей - «Враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение, как лука и лиры», -
- 26. Гераклит Эфесский о человеке «Этот вот логос сущий вечно люди не понимают и прежде чем выслушать
- 27. Гераклит Эфесский о человеке Мудрость состоит в том, чтобы знать все, как одно. Многознание уму не
- 28. 2)Италийская философия Пифагор и пифагорейская школа Элейская школа
- 29. Пифагор из Самоса (540-495 гг. до н.э.) Родился на о. Самос. Путешествие в Египет и Вавилон.
- 30. Пифагорейский гимн восходящему солнцу
- 31. Пифагор из Самоса (540-495 гг. до н.э.) 1. переселение душ («метемпсихоз»), орфическая традиция. 2. созерцательный образ
- 32. Пифагореец Филолай записал идеи школы Математика: Число геометрично, изображается как фигура: квадратные (2*2), прямоугольные (2*3), объемные
- 33. Элейская школа Ксенофан (идея единства Бога) Парменид (идея единого и неподвижного бытия) Зенон Элейский (апории против
- 34. Ксенофан Элейский Боги каждого народа похожи на людей: боги греческого пантеона похожи на греков, у эфиопов
- 35. Ксенофан Элейский Бог вечен, поскольку Он не мог возникнуть. Ведь возникать что-либо может либо из подобного
- 36. Парменид о тождестве бытия и мышления «Мыслить – то же, что быть, ибо без бытия, о
- 38. Апории Зенона против существования движения Дихотомия («ни один отрезок пути нельзя пройти даже до половины») Ахилл
- 39. «Младшие физики» (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит)
- 40. Эмпедокл из Агригента (490-430 гг. до н.э.)
- 42. Эмпедокл Согласен с элеатами в том, что нет возникновения: «Глупые! Как близорука их мысль, коль они
- 43. Эмпедокл Метемпсихоз: «Был уже некогда отроком я, был девой когда-то, был кустом, был и птицей, и
- 44. Анаксагор(ок. 500—428 до Р.Х.) Первый афинский философ. Проблема качественного превращения тел. Каким образом «из неволоса мог
- 45. Анаксагор(ок. 500—428 до Р.Х.) Начала – «семена всех вещей». Аристотель называет их «гомеомериями», т. е. «подобночастными».
- 46. Аристотель об Анаксагоре «Тот, кто сказал, что разум находится подобно тому как в живых существах также
- 47. Демокрит из Абдер (460-370 г. до н.э.)
- 48. Сенека: «Каждый раз, как Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих
- 49. Демокрит «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в
- 50. Демокрит «Небытие существует нисколько не менее, чем бытие». Поскольку бытие есть, но есть и движение, то,
- 51. Демокрит «Неделимые тела имели движение бесцельное и случайное и двигались непрерывно и весьма быстро». Движение –
- 52. Демокрит Всё – из атомов, даже душа (ее атомы – шарообразны, поэтому у них нет сцепления).
- 53. Демокрит Два рода познания: темное (незаконнорожденное) - чувства и истинное (законнорожденное) – разум. Секст Эмпирик: «Есть
- 54. Демокрит Этика не связана с атомизмом. Эвтюмия («хороший дух») – «такое состояние, при котором душа живет
- 55. Гуманистический поворот в философии (софисты и Сократ)
- 56. Софисты Протагор Горгий Продик Антисфен и др.
- 59. Сократ (469-399 гг. до н.э.)
- 60. Парадоксы этики Сократа Никто не творит зла сознательно («знающий не грешит, грешащий не знает») Тождество знания
- 61. Сократ. Методы познания. Ирония Майевтика (повивальное искусство) Диалектика (искусство рассуждения)
- 62. Гиппократ (460 – ок.370 гг. до н.э.) «Всё, что ищется для мудрости, всё это есть и
- 63. Лекция 4 Античная философия (2)
- 64. Платон (427-347 до н.э.)
- 65. Платон (427-347 до н.э.) Платон – ученик Сократа. Знать – значит иметь ясное понятие о вещи.
- 66. Платон (427-347 до н.э.) Идея – это сущность вещи, ее бытие, ее идеал, а также истинное
- 67. Платон (427-347 до н.э.) Знание – это припоминание бессмертной души (душа проста и самодвижна – значит,
- 68. Платон (427-347 до н.э.) Идеальное государство – увеличенная картина души. Три рода людей – три класса
- 69. Платон (427-347 до н.э.) Космология (диалог «Тимей»): Бог-демиург приводит все из беспорядка в порядок согласно вечному
- 70. Аристотель (384 – 322 до н.э.)
- 71. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Ученик Платона и критик его философии. Основные сочинения: «Органон», «Категории»,
- 72. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Теория - созерцание Теоретическое знание наиболее ценно, так как существует
- 73. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Всякое познание начинается с единичного, но восходит к общему. Если
- 74. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Критика теории идей Платона: Бесполезное удвоение мира Неясность положения «быть
- 75. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Четыре причины бытия: Материальная Формальная (сущностная) Движущая Целевая (то, ради
- 76. Materia prima – совершенно лишена формы, совершенно пассивна. «Материя же сама по себе не познается», поэтому
- 77. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Материя не может быть сущностью вещи, т.к. она непознаваема. Общие
- 78. Аристотель (384 – 322 до н.э.) «Сути бытия нет у того, что не есть вид рода».
- 79. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Диалектика бытия и небытия: Две важнейшие категории: возможность и действительность
- 80. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Цепочка причин движения не может уходить в бесконечность, т.к. бесконечности
- 81. Аристотель. Физика. Вселенная неоднородна, иерархична («надлунный» и «подлунный» мир, небесные сферы состоят из «пятого элемента» -
- 82. Аристотель. Учение о душе Душа – это форма тела, т.е. сущность человека. Три вида души: растительная,
- 83. Аристотель. Этика. Два вида добродетели: этические и дианоэтические Этические – результат воспитания. Главное – середина во
- 84. Эпикур (342 – 271 до н.э.) «Не надо бояться богов. Не надо бояться смерти. Можно переносить
- 85. Эпикур (342 – 271 до н.э.) Вечность материи, состоящей из атомов. Возможность случайностей, как результат отклонения
- 87. Скачать презентацию