Содержание
- 2. Глава I. Истоки славянофильства Славянофильство — первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная у нас идеология. Славянофилы
- 3. «Нам необходима философия: все развитие нашего ума требует её. Ею одною живет и дышит наша поэзия;
- 4. Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность «Все его предки были коренные русские люди, и история
- 5. Так я пойду, друзья, пойду в кровавый бой, За счастие страны, по сердцу мне родной, И,
- 6. «В физическом, нравственном и духовном воспитании, — говорит Остен-Сакен, — Хомяков был едва ли не единица.
- 7. К *** Благодарю тебя! Когда любовью нежной Сияли для меня лучи твоих очей, Под игом сладостным
- 8. Твое все то, чем дух святится, В чем сердцу слышен глас небес, В чем жизнь грядущих
- 9. Лампада поздняя горела Пред сонной лению моей, И ты взошла и тихо села В сияньи мрака
- 10. Ю. Самарин, верный ученик Хомякова, предложил назвать его учителем Церкви. Это преувеличение ученика и друга очень
- 11. Не говорите. «То былое, То старина, то грех отцов; А наше племя молодое Не знает старых
- 12. Славянофильская философия, по-своему, была философией действия, антиинтеллектуализмом. Для Хомякова истина открывается в действии, в религиозном опыте,
- 13. «Из всемирных законов водящего разума, или разумеющей воли, — говорит он, — первым, высшим, совершеннейшим является
- 14. Вера первичнее, первороднее знания. В основе знания лежит вера. В первоначальном, нерационализированном сознании реальность воспринимается верой.
- 15. «Никто в своей воле не сомневается, потому что он понятие о ней не мог получить из
- 16. Русская философия имеет характер онтологический по преимуществу; в ней гносеология всегда занимает подчиненное место, а проблемы
- 18. Скачать презентацию
Глава I. Истоки славянофильства
Славянофильство — первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная
Глава I. Истоки славянофильства
Славянофильство — первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная
Славянофилы и были первыми русскими европейцами, … Славянофилы были теми русскими людьми, которые стали мыслить самостоятельно, которые оказались на высоте европейской культуры, которые не только усвоили себе европейски-всемирную культуру, но и пытались в ней творчески участвовать. … Главная заслуга и своеобразие славянофилов не в том, что они были независимы от западных и мировых влияний и черпали все лишь на Востоке, а в том, что они впервые отнеслись к западным и мировым идеям творчески и самостоятельно.
Славянофилы определили русскую мысль как религиозную по преимуществу. В этом их неумирающая заслуга … И потому славянофилы остаются основоположниками нашего национального самосознания, впервые сознавшими и формулировавшими направление русской культуры.
«Нам необходима философия: все развитие нашего ума требует её. Ею одною живет и
«Нам необходима философия: все развитие нашего ума требует её. Ею одною живет и
Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность
«Все его предки были коренные
Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность
«Все его предки были коренные
В жизни А. С. Хомякова особенное значение имела мать. «Следя за европейским просвещением в лице отца, в лице матери семья Хомяковых крепко держалась преданий родной стороны, насколько они выражались в жизни Церкви и быте народа».
Так я пойду, друзья, пойду в кровавый бой,
За счастие страны, по
Так я пойду, друзья, пойду в кровавый бой, За счастие страны, по
«В физическом, нравственном и духовном воспитании, — говорит Остен-Сакен, — Хомяков
«В физическом, нравственном и духовном воспитании, — говорит Остен-Сакен, — Хомяков
К ***
Благодарю тебя! Когда любовью нежной
Сияли для меня лучи твоих очей,
Под
К ***
Благодарю тебя! Когда любовью нежной
Сияли для меня лучи твоих очей,
Под
Благодарю тебя! Когда твой взор суровый На юного певца с холодностью упал, Мой гордый дух вскипел, и прежние оковы Я смело разорвал! И шире мой полет, живее в крыльях сила; Все в груди тишина, все в сердце расцвело; И песен благодать свежее осенила Свободное чело! Так, после ярых бурь, моря лазурней, тише, Благоуханней лес, свежей долин краса; Так раненный слегка орел уходит выше, В родные небеса!
Твое все то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В
Твое все то, чем дух святится, В чем сердцу слышен глас небес, В
Лампада поздняя горела
Пред сонной лению моей,
И ты взошла и тихо села
В
Лампада поздняя горела Пред сонной лению моей, И ты взошла и тихо села В
Ю. Самарин, верный ученик Хомякова, предложил назвать его учителем Церкви. Это
Ю. Самарин, верный ученик Хомякова, предложил назвать его учителем Церкви. Это
Не говорите. «То былое,
То старина, то грех отцов;
А наше племя молодое
Не
Не говорите. «То былое, То старина, то грех отцов; А наше племя молодое Не
Славянофильская философия, по-своему, была философией действия, антиинтеллектуализмом. Для Хомякова истина открывается
Славянофильская философия, по-своему, была философией действия, антиинтеллектуализмом. Для Хомякова истина открывается
Хомяковская философия действия обретает Логос в целостной жизни духа, она исходит не просто из жизни и её нужд, а из жизни религиозной. Динамический Логос — вот чем жива была эта философия.
Все своеобразие гносеологии Хомякова в том, что он утверждает соборную, то есть церковную гносеологию. Индивидуальное сознание бессильно постигнуть истину. Самоутверждение индивидуального сознания всегда есть вместе с тем рассечение целостной жизни духа, отщепление субъекта от объекта.
Глава V. Философия Хомякова
«Из всемирных законов водящего разума, или разумеющей воли, — говорит он,
«Из всемирных законов водящего разума, или разумеющей воли, — говорит он,
Вера первичнее, первороднее знания. В основе знания лежит вера. В первоначальном,
Вера первичнее, первороднее знания. В основе знания лежит вера. В первоначальном,
Различие между реальным и иллюзорным, а также между субъективным и объективным устанавливается лишь актом веры, который предшествует логическому сознанию.
Лишь в вере человек становится истинным, обращает разумеваемое в факт собственной жизни. Вера же есть, прежде всего, функция воли как ядра нашего целостного духовного существа. Учение о воле, о волящем разуме и разумной воле составляет центр гносеологии и метафизики Хомякова.
… волюнтаризм Хомякова принципиально отличается от всех почти форм последующего волюнтаризма европейской философии. Его волюнтаризм соединяется с логизмом, то есть с признанием разумности воли, Логоса бытия, в то время как современный философский волюнтаризм алогичен, отрицает Логос.
«Никто в своей воле не сомневается, потому что он понятие о
«Никто в своей воле не сомневается, потому что он понятие о
В волящем разуме, в разумной воле дано тождество мышления и бытия. Воле принадлежит центральное место в гносеологии Хомякова, но гносеология его — онтологическая. Воля у Хомякова не есть понятие психологическое. Его метафизика и гносеология не может быть истолкована как психологизм.
Русская философия имеет характер онтологический по преимуществу; в ней гносеология всегда
Русская философия имеет характер онтологический по преимуществу; в ней гносеология всегда
Онтологическое и религиозное устремление русской философии не есть подчинение истины национальности, а есть раскрытие нашей национальностью онтологической и религиозной стороны истины.
Отсутствие космологии — главный пробел славянофильской философии.
Великую идею соборности Хомяков не сумел связать с учением о душе мира.
Славянофильская философия, хотя и ограничилась отрывками, хотя ни Хомяков, ни другие славянофилы не оставили больших философских трактатов, но она все же дала в истории русской мысли зрелые плоды. Образовалась русская философская традиция, наметилась возможность своеобразной философской школы.
«Критика отвлеченных начал» и «Философия начала цельного знания» Вл. Соловьёва
«О природе сознания» кн. С. Трубецкой
Россия не может отказаться от своего особого мироощущения и в нем ищет источника своей философии. Мы начинаем философствовать с жизни и философствуем для жизни