Содержание
- 2. Карл Ясперс (1883-1969)
- 3. Если Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби предлагают объяснение истории с позиции циклов развития
- 4. Схема мировой истории К. Ясперс выделяет три последовательно сменяющие друг друга фазы: доистория, история и мировая
- 5. Речь идет о становлении «ойкумены» (заселенного пространства). «Здесь мы соприкасаемся с тайной человеческой сущности, как отмечает
- 6. Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э.
- 7. Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет
- 8. Второй период, выделяемый Ясперсом,—это великие исторические культуры древности. Они возникли почти одновременно в трех областях земного
- 9. Смысл всемирной истории Ясперс раскрывает через «осевое время». Оно определяет целенаправленность и назначение истории, выступает ее
- 10. Между тем, — отмечает философ, — христианская вера — это лишь одна вера, а не вера
- 11. «Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт значимый для
- 12. «Осевое время» - термин для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому
- 13. Новые качества в этот период: вырастает уровень мировой урбанизации; грамотность распространяется среди большего круга населения; появление
- 14. Центром концептуального объяснения мировой истории у К. Ясперса является человек в его исключительной неповторимости. Все другие
- 15. Основу единения человечества Ясперс видит, прежде всего, в философской вере, одинаково значимой для всех людей и
- 16. Скептицизм Ясперса обнаруживает границы знания, указывает на нечто сущее, но непостижимое. Непостижимое составляет предмет незнания, а
- 17. Философская вера потому и вера, что существование трансцендентного нельзя доказать с помощью положительных аргументов разума. Она
- 18. Трансцендентное, по Ясперсу, это то, где вера и знание совпадают. Философская вера находится на границе между
- 19. Цель истории, и ее «скрытый смысл» Ясперс видит в достижении того единства, где все соотносимо и
- 20. Она ориентирована на достижение заявленного единства, но в каждую эпоху это единство будет уникальным и неповторимым
- 21. «Осевое время» является духовным истоком человечества, базовым основанием его исторического бытия. Если человечество отречется от этой
- 22. Философия перестает быть делом только узких кружков аматоров (любители) или университетских курсов. Она обретает особую функцию
- 23. В методологическом плане отказ от идеи единой истории человечества ставит под сомнение возможность исторического познания, но
- 24. История ему нужна, ибо в этом мире он появляется слишком поздно, чтобы иметь знания о прошлом,
- 25. Духовные учения Древнего Китая Возникли в «Осевое время»
- 26. Конфуцианство – основатель Кун-цзы (551– 479 до н. э.)
- 27. Конфуций видел основу человеческого счастья не в личном усовершенствовании, а прежде всего в высшем нравственном развитии
- 28. "Если сам прям, то всё исполнят даже без приказания. А если сам не прям, то слушаться
- 29. "Благородный муж находит причины своих неудач в себе самом, а подлый находит их в других". «Всю
- 30. Даосизм – основатель Лао-цзы (род. 604 г. до н.э.)
- 31. Лао-цзы о себе. Вот что говорится в «Дао Дэ Цзин» от первого лица: «...Все люди держатся
- 32. Голос истины противен слуху. Кто не борется, тот непобедим. Вами управляет тот, кто вас злит. Мудрец
- 33. Моизм - Мэн – цзы (372—289 до н. э.)
- 34. Основатель — Мо-цзы, по-видимому, происходящий из ремесленников, был прославлен как военный деятель и дипломат, стремившийся умиротворить
- 35. Трактат «Мо-цзы». Содействие достойным и выдвижение умелых. Целью существования государства является установление твёрдого порядка (чжи) путём
- 36. 2) Равная ко всем любовь и осуждение нападений. Основой социального порядка является жэнь-гуманность, в рамках которой
- 37. 3) Умеренность в расходах и умеренность при погребении. Роскошь и бесполезные расходы должны быть устранены во
- 38. 4) Воля Неба и духовидение. Небо наделено мудростью и чувством морали и соотнесение с ним —
- 39. 5) Осуждение музыки и осуждение фатализма. Гуманный человек осуждает музыку и другие признаки роскоши правителей и
- 40. Легизм - Шэнь Бу-хай (385—337 годы до н. э), Шан Ян (390 – 338 гг. до
- 41. «Школа законников» Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и
- 42. Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.
- 43. Духовные учения Древней Индии Возникли в «осевое время»
- 44. Буддизм – Будда Шакьямуни (563 до н. э. — 483 до н. э)
- 45. 1) Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает
- 46. Три главных великих страдания: страдание от перемены; страдание, усугубляющее другие страдания; страдание, собирающее страдания. Четыре великих
- 47. 2) И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит
- 48. 3) Вот, о братья, благородная истина о пресечении страданий. Истинно! — то пресечение страданий есть уничтожение
- 49. 4) И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! —
- 50. Упанишады (сидение у ног гуру и внимание ему, с целью получения тайного знания) - «Окончание Вед»
- 51. Брахман – понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов. Брахману не
- 52. В веданте концепция Брахмана тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога в качестве индивидуального
- 53. Духовное учение Древнего Ирана Возникло в «осевое время»
- 54. Зароастризм – пророк Заратустра (возможно, в 628—551 годах до н. э.)
- 55. Авеста Вера в Ахура Мазду — «Мудрого бога», как благого творца. Ангра-Манью – злой Бог Вера
- 57. Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку
- 59. Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли,
- 60. Учение Заратустры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной
- 61. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику
- 63. ФаравахАр – «ангел– хранитель»
- 66. Духовные учения Древней Палестины Возникли в «осевое время»
- 67. Пророк Илия (IX в. до н.э.)
- 68. Был ревностным поборником чистоты веры, грозным обличителем идолопоклонства и всякого нечестия. Совершил немало чудес, был взят
- 69. Пророк Исайя (VIII – VII вв. до н.э.)
- 70. Пророчествовал о Мессии, Небесном Иерусалиме, еврейском и других народах. Совершил ряд чудес. Духовно-нравственный урок: Бога невозможно
- 71. Пророк Иеремия (655 – 586 гг. до н.э.)
- 72. Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие иудейский народ будет покорен и отведен
- 73. Духовно-нравственный урок: скорби могут быть посылаемы человеку (народу) как наказание за его грехи, за отступничество от
- 74. Пророк Иезекииль (622 – 570 гг. до н.э.)
- 75. Сподобился видения славы Божией. Пророчествовал о воскрешении из мертвых, Мессии, возобновления богослужений в храме. Также предрекал
- 76. Пророк Даниил VII-VI вв.
- 77. Предсказал близкие события и события далекого будущего, в том числе создание Римской империи, когда родится Христос
- 78. Духовно-нравственный урок: нужно хранить веру в истинного Бога, даже если претерпеваешь гонения. Гордецу следует смирять свое
- 79. Философские учения Древней Греции Возникли в «осевое время»
- 80. Фалес Милетский (640/624 — 548/545 до н. э.)
- 81. Фалес полагал, что всё рождается из воды; всё возникает из воды и в неё превращается. Начало
- 82. Анаксимандр (610 — 547/540 до н. э.)
- 84. Анаксимен (585/560 — 525/502 до н. э.)
- 85. Анаксимен — последний представитель милетской школы. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма — поиск естественных
- 86. Гераклит (544—483 гг. до н. э)
- 87. Огонь есть начало (др.-греч. ἀρχή) или первоначальная материальная причина мира. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во
- 88. Демокрит (460-370 гг. до н.э.)
- 89. Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность
- 90. Сократ (ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э.)
- 91. Трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид
- 92. Важнейшая характеристика «осевого времени» – Прорыв мифологического сознания. Объяснение картины мира в мифе перестает удовлетворять человека.
- 93. Религия – от лат. «восстановление связи» Рождаются религии с идеей личного спасения; Возникают «вечные» вопросы, которые
- 94. «Вечные» вопросы Смертен ли я? Если со мной случилось несчастье, виноват ли я? В чем заключается
- 95. Для каждого человека открывается трагизм бытия – боги, в которых верили, перестают быть сильными Культура, в
- 96. Духовное содержание культуры возникает и существует только в диалоге между личностями в их движении к трансцендентному
- 98. Скачать презентацию