Бытие и предназначение человека. Цель и смысл существования современного человека

Содержание

Слайд 2

«Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей

«Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей

центральной проблемой».
Иоганн Гердер

Тема человека является для обществознания сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией.

Слайд 3

План учебного занятия Бытие и предназначение человека (исторический аспект). Цель и смысл существования современного человека.

План учебного занятия

Бытие и предназначение человека (исторический аспект).
Цель и смысл существования

современного человека.
Слайд 4

ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ) Сократ Эпикур Диоген Платон Демокрит Аристотель

ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ)

Сократ

Эпикур

Диоген

Платон

Демокрит

Аристотель

Слайд 5

Античные философы обозначили проблематику человека, хотя и в неразвитой форме: человек

Античные философы обозначили проблематику человека, хотя и в неразвитой форме:
человек мыслился

как органическая часть Космоса, как «малая Вселенная» - он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам;
человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку;
идеал существования человека - это жизнь в согласии с миром - в этом и состоит подлинная мудрость;
человек способен избирать собственную траекторию бытия, т.е., жизненный путь.
В Античной философии рассматривались, преимущественно, отдельные стороны (аспекты) проблемы человека:
Демокрит решал вопрос о выделении человека из звероподобного состояния;
Аристотель особое внимание обращал на социальные качества человека, характеризовав его как «политическое животное» с разумной душой;
Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности.
Античная философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним, с Космосом.
Слайд 6

ЧЕЛОВЕК – «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА) Фома Аквинский Бернар Клервосский Иоганн Экхарт Аврелий Августин

ЧЕЛОВЕК – «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА)

Фома Аквинский

Бернар Клервосский

Иоганн Экхарт

Аврелий Августин

Слайд 7

Средневековые философы рассматривали Бога как центр мироздания, а человека - лишь

Средневековые философы рассматривали Бога как центр мироздания, а человека - лишь

как одно из его многочисленных созданий (творений), «тварное» существо:
человек – «владыка» над всеми иными живыми существами;
человек находится в иерархии мира несравненно ниже Бога - своего Творца и Спасителя - человек есть, по выражению Бернарда Клервосского, всего лишь «лампада на ветру»;
всё зло в мире произошло не от Бога, а от свободной воли человека; зло есть результат греха, т.е. отпадения от Бога;
спасение человека возможно, но лишь через смирение и покорность своему Творцу: «Не вижу, не слышу, не говорю», так гласил христианский принцип смирения и покорности того времени;
человек представляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами: будучи единством души и тела, он изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе и высокое, и низкое;
тело (плоть) человека бренно, смертно, а душа – бессмертна (по выражению Фомы Аквинского, тело - это «лошадь», а душа - ее «наездник»);
смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и, тем самым, - в спасении себя.
В символе креста христианство призывало человека: распинай земное в себе и стремись к Богу, уничтожай зло на своем пути, и тогда ты будешь спасен на небесах.
Слайд 8

ЧЕЛОВЕК – «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ) Никколо Макиавелли Лоренцо Валла Николай Кузанский Данте Алигьери Франческо Петрарка

ЧЕЛОВЕК – «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ)

Никколо Макиавелли

Лоренцо Валла

Николай Кузанский

Данте Алигьери

Франческо Петрарка

Слайд 9

Философы Ренессанса превратили живого человека в предмет культа, поклонения. В это

Философы Ренессанса превратили живого человека в предмет культа, поклонения. В это

время утверждался антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. В Италии сформировался гуманизм как мощное идейное течение, представленное в философии и литературе. Этот гуманизм носил оптимистический характер, поскольку нес в себе веру в силы и возможности человека:
человек рассматривался как творец (кузнец) самого себя и своей судьбы, господин природы;
дух титанизма (богоборчества) утверждал идею всемогущества и всесилия человека, которому якобы все дано и все доступно;
человек был поставлен на одну ступень с Богом, провозглашён человекобогом.
Решая проблему человека таким образом, эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна безмерной гордыни и безграничного индивидуализма.
Слайд 10

ЧЕЛОВЕК – «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ) Франсуа Вольтер Дени Дидро Клод Гельвеций

ЧЕЛОВЕК – «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ)

Франсуа Вольтер

Дени Дидро

Клод Гельвеций

Слайд 11

Философы Просвещения (Нового времени) исследовали человека как механизм, как сложную машину.

Философы Просвещения (Нового времени) исследовали человека как механизм, как сложную машину.


Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции.
Главное качество в человеке - это его разумность.
Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.
Все общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем полностью смогли бы раскрыться все задатки и способности людей.
Слайд 12

ЧЕЛОВЕК – «ТВОРЕЦ» (НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ) Иоганн Гердер Иммануил Кант Георг Гегель Иоганн Фихте

ЧЕЛОВЕК – «ТВОРЕЦ» (НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ)

Иоганн Гердер

Иммануил Кант

Георг Гегель

Иоганн Фихте

Слайд 13

Немецкая классическая философия рассматривала человека как существо исключительно духовное, творца истории

Немецкая классическая философия рассматривала человека как существо исключительно духовное, творца истории

и мира культуры.
История общества рассматривалась как история становления свободы человеческого рода посредством его деятельности.
Конечная цель истории - гуманизм как состояние человечности, преодоления отчуждения и обретения свободы.
Слайд 14

ЧЕЛОВЕК – ЭТО «МИР ЧЕЛОВЕКА» (КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ) Карл Маркс Фридрих Энгельс Владимир Ильич Ленин

ЧЕЛОВЕК – ЭТО «МИР ЧЕЛОВЕКА» (КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ)

Карл Маркс

Фридрих Энгельс

Владимир Ильич

Ленин
Слайд 15

«Человек - это мир человека, государство, общество» К.Маркс. Сущность человека есть

«Человек - это мир человека, государство, общество»
К.Маркс.
Сущность человека есть

«совокупность всех общественных отношений», их «ансамбль».
Основной формой существования человека является трудовая деятельность (практика).
В человеке отражается вся эпоха, в которой он живет и действует.
Человек - это автор, режиссер и актер собственной драмы и судьбы.
Человек универсален, т.е., богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности.
Слайд 16

ЧЕЛОВЕК – «ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА» (РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ) П. Флоренский В. Соловьёв С. Булгаков

ЧЕЛОВЕК – «ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА» (РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ)

П. Флоренский

В. Соловьёв

С. Булгаков

Слайд 17

«Человек - это сокращенный конспект мироздания, что соединяет в себе и

«Человек - это сокращенный конспект мироздания, что соединяет в себе и

«небо» и «землю», т.е. высокое и низкое…»
П. Флоренский.
Главная тема - душа человека и его усовершенствование.
Человек призывается к подвижничеству и поиску правды, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести.
Человек - это живое противоречие, в котором представлено всё, но основными его качествами являются духовные свойства, которые характеризуют его как образ и подобие Божье, соучастника процесса миротворения.
Слайд 18

ЧЕЛОВЕК – ОБРЕЧЕН (ФИЛОСОФИЯ ХХ века)

ЧЕЛОВЕК – ОБРЕЧЕН (ФИЛОСОФИЯ ХХ века)

Слайд 19

Главная тема - глобальные проблемы современной цивилизации и положения человека в

Главная тема - глобальные проблемы современной цивилизации и положения человека в

связи с кризисной ситуацией в мире, т.е., тема существования человека в отчужденном (абсурдном) мире общественных отношений.
Человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. Постоянно быть в пути, энергично бунтовать (протестовать, бороться) против бесчеловечности этого мира, - вот в чем состоит призвание современного человека. Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.
Экзистенционализм – мировоззрение человеческого одиночества.
Слайд 20

Итог исторического осмысления бытия и предназначения человека Тема человека является: во-первых,

Итог исторического осмысления бытия и предназначения человека

Тема человека является:
во-первых,

непреходящей;
во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами;
в-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.