Основной вопрос философии

Содержание

Слайд 2

План темы 1. Основной вопрос философии как вопрос о сущности мира

План темы

1. Основной вопрос философии как вопрос о сущности мира
2. Основной

вопрос философии как вопрос о познаваемости мира
3. Проблема единства мира
4. Проблема метода в философии
Слайд 3

Основной вопрос философии как вопрос о сущности мира В чем состоит

Основной вопрос философии как вопрос о сущности мира

В чем состоит первопричина

всего существующего?
Что является субстанцией бытия?
Почему мир является космосом, а не хаосом?
Почему есть нечто, а не ничто?
Слайд 4

Основной вопрос философии как основание для классификации философских учений В зависимости

Основной вопрос философии как основание для классификации философских учений

В

зависимости от характера решения вопроса о сущности мира философы делятся на два направления: материализм и идеализм
Материализм утверждает субстанциальность природного, материального начала
Идеализм утверждает субстанциальность духовного начала
Слайд 5

Философский материализм Цитата из учебника под ред. Кохановского: «…материализм, корни которого

Философский материализм

Цитата из учебника под ред. Кохановского: «…материализм, корни которого уходят

в материльно-производственную и социально-преобразовательную практику человека, есть в конечном счете не что иное, как убежденность познающего сознания в его производности от природной и социальной реальности, которая для материалистов самоценна и самодостаточна, никем не сотворена, то есть существует вечно!»
Слайд 6

Исторические формы материалистической философии 1. Атомизм в античной философии (Левкипп, Демокрит,

Исторические формы материалистической философии

1. Атомизм в античной философии (Левкипп, Демокрит, Эпикур,

Тит Лукреций Кар), V – I века до нашей эры
2. Механистический материализм Нового времени (Фр.Бэкон, Джон Локк, П. Гольбах, Д. Дидро), XVI – XIX века
3. Антропологический материализм (Л.Фейербах), XIX век
4. Диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Г.Плеханов), XIX – XX века
Слайд 7

Идеализм Идеализм – это такой тип философствования, который активную, творческую роль

Идеализм

Идеализм – это такой тип философствования, который активную, творческую роль в

мире отводит исключительно духовному первоначалу. Идеализм, если и не отрицает материю, то рассматривает ее как низший род бытия, как вторичное, сотворенное начало. Идеализм находит субстанцию всего сущего в Духе, в сознании, в мышлении.
Слайд 8

Разновидности идеалистической философии Идеализм существует в двух разновидностях: объективный идеализм (Платон,

Разновидности идеалистической философии

Идеализм существует в двух разновидностях:
объективный идеализм (Платон, Августин, Фома

Аквинский, Г. Гегель, П. Тейяр де Шарден)
субъективный идеализм (Дж. Беркли, И. Фихте, Э. Мах, Э. Гуссерль, представители экзистенциальной философии)
Слайд 9

Основной вопрос философии как вопрос о познаваемости мира вопрос об отношении

Основной вопрос философии как вопрос о познаваемости мира

вопрос об отношении мышления

к бытию может быть интерпретирован как вопрос о соответствии наших мыслей о мире самому этому миру, вопрос о соответствии знаний объекту.
это первый из трех вопросов Канта: - «Что я могу знать?»
решение вопроса о познаваемости мира делит философов на два направления: гносеологический оптимизм и агностицизм
Слайд 10

Гносеологический оптимизм - это уверенность в познаваемости мира, в том, что

Гносеологический оптимизм -

это уверенность в познаваемости мира, в том, что истина

в принципе доступна человеческому разуму. Подавляющее большинство философов, как материалистов, так и идеалистов являются оптимистами в гносеологии.
Наиболее яркие представители этого направления: Аристотель, Фрэнсис Бэкон, Г.В.Гегель, К.Маркс
Слайд 11

Агностицизм – это отрицание познаваемости мира. Сущность вещей скрыта от разума.

Агностицизм –

это отрицание познаваемости мира. Сущность вещей скрыта от разума.
Представители:

Пиррон, Д. Юм, И. Кант.
Разновидностью агностицизма можно считать скептицизм. Скептики выражали недвусмысленное сомнение в познаваемости мира (Протагор, Сократ,
Р. Декарт)
Слайд 12

Проблема единства мира - это вопрос о количестве субстанций (первоначал). Является

Проблема единства мира -

это вопрос о количестве субстанций (первоначал). Является ли

мир порождением одной, единственной субстанции, или в основании его находятся два субстанциальных начала?
Ответ на этот вопрос делит философов на монистов и дуалистов.
Слайд 13

Монизм и дуализм Монизм утверждает, что мир един и развивается из

Монизм и дуализм

Монизм утверждает, что мир един и развивается из одной

первопричины (субстанции). Материалистический монизм считает субстанцией бытия материю, идеалистический монизм – Дух, Разум.
Дуализм – это философская позиция, утверждающая принципиальную двойственность бытия: в мире развиваются две субстанции – материальная и духовная.
Наиболее яркие представители дуалистической философии – это Р.Декарт и И.Кант.
Слайд 14

Философский плюрализм - это философия, утверждающие бесконечное множество первоначал. Самый известный

Философский плюрализм -

это философия, утверждающие бесконечное множество первоначал.
Самый известный представитель этой

философской позиции – Г.В. Лейбниц. Субстанциальные формы Лейбница называются монадами.
Слайд 15

Проблема метода в философии Метод – это способ, подход к изучению

Проблема метода в философии

Метод – это способ, подход к изучению и

преобразованию объекта.
Среди методов познания, разрабатываемых философией, можно выделить диалектику и метафизический метод.
Диалектика – это метод исследования, в котором объект предстает как процесс. Мир, по мнению философа-диалектика, постоянно изменяется, развивается. Источником его саморазвития является внутренняя противоречивость всего сущего.
Наиболее известные представители диалектической философии: Гераклит, Сократ, Аристотель, Г.Гегель, К.Маркс.
Слайд 16

Гераклит Эфесский – основоположник диалектического метода «…все течет, все изменяется; в

Гераклит Эфесский – основоположник диалектического метода

«…все течет, все изменяется; в одну

и ту же реку нельзя войти дважды…»