Динамика и типология исторического развития. Периодизация истории. Орлова Екатерина Магистратура, «Экономика» 1 курс Очная

Содержание

Слайд 2

Концепции развития истории

Концепции развития истории

Слайд 3

Однолинейное развитие Внутренняя логика Конечная цель Сакральный смысл всего происходящего Идеи

Однолинейное развитие

Внутренняя логика

Конечная цель

Сакральный смысл всего происходящего

Идеи

Слайд 4

Многолинейное развитие К. Ясперс: История – результат творчества личностей! Карл Ясперс(1883-1969);

Многолинейное развитие

К. Ясперс: История – результат творчества личностей!

Карл Ясперс(1883-1969); Макс Вебер(1864-1920)

Возникновение

речи, орудий труда, умение пользоваться огнем – человек только становится человеком;

Древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская, ацтеки и др. ;

- 500 лет до н.э.;
- резкий интеллектуальный всплеск;
- полностью формируется современный человек;

Оказывает преобразующее воздействие на мир и человека.

Слайд 5

Многолинейное развитие М. Вебер: к началу первого тысячелетия сложились 3 большие культурные сферы:

Многолинейное развитие

М. Вебер: к началу первого тысячелетия сложились 3 большие культурные

сферы:
Слайд 6

Циклическое развитие Пространственно – временные координаты истории Маятникообразная Круговая Спиралевидная Волновая

Циклическое развитие

Пространственно – временные координаты истории

Маятникообразная

Круговая

Спиралевидная

Волновая

Типы цикличности:

Соответствие циклов
(фаз роста и

перестройки) числовому ряду Фибоначчи.

Основные события мировой истории проходили в странах, расположенных около 30-ой параллели северной широты.

Слайд 7

Периодизация истории н.э. 15в. 16в. 18в. 19в. 20в. Платон: 1) Естественное

Периодизация истории

н.э.

15в.

16в.

18в.

19в.

20в.

Платон:
1) Естественное или природное состояние;
2) Общественное состояние, не отвечающее природе

человека;
3) Разумное или идеальное общество будущего.

Итальянские историки
Временные эпохи:
1) античная;
2) средневековая;
3) новая.

Сен-Симон
– связал каждую эпоху с экономической системой:
- Античную – с рабством;
- Сревневуковую – с феодализмом;
- Новую – с промышленной системой.

Шарль Фурье
дополнил периодизацию Сен-Симона:
Первобытное общество;
Рабовладельческое;
Феодальное;
Капиталистическое;
Коммунистическое.

2 подхода:
Цивилизационный;
Формационный.

Слайд 8

Формационный подход исторического развития. К.Маркс, Ф.Энгельс Суть: Производственные отношения - базис,

Формационный подход исторического развития.

К.Маркс, Ф.Энгельс

Суть:
Производственные отношения - базис, фундамент всех

остальных общественных отношений и «социального организма» в целом;
Развитие производственных отношений:
Общественно-экономическая формация - исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.
Слайд 9

БАЗИС Формационный подход исторического развития. Совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских,

БАЗИС

Формационный подход исторического развития.

Совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов

общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений.

НАДСТРОЙКА

Экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения.

Слайд 10

Цивилизационный подход исторического развития (Концепции Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби) Термин «цивилизация» Как

Цивилизационный подход исторического развития

(Концепции Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби)

Термин «цивилизация»

Как синоним культуры

(А.Тойнби)

Как стадия деградации, упадка локальной культуры ( О.Шпенглер)

Как определенная ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.Энгельса, А.Тоффлера)

Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного народа (античная цивилизация, цивилизация майи, инков)

Слайд 11

Концепция Н.Я.Данилевского Хронологический порядок: Египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древне-семитический, индийский,

Концепция Н.Я.Данилевского

Хронологический порядок:
Египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древне-семитический, индийский,

иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический или аравийский, германо-романский или европейский.
+мексиканская (перуанская) цивилизация.

Вся история человечества состоит из конкретных культурно-исторических типов или цивилизаций

Культурно-исторические типы проходят стадии зарождения, роста, расцвета, упадка, гибели.

Культурно-исторические типы находятся в непрестанной борьбе, как с внешними условиями своего существования, так и друг с другом.

Никакого влияния на существующие и вновь возникающие культурно-исторические типы не оказывают

Слайд 12

Концепция О.Шпенглера Суть учения: 8 культур: 1)египетская, 2)индийская, 3)вавилонская, 4)китайская, 5)греко-римская,

Концепция О.Шпенглера

Суть учения:

8 культур:
1)египетская,
2)индийская,
3)вавилонская,
4)китайская,
5)греко-римская,
6)византийско-арабская,


7)западно-европейская,
8)культура майя в Америке.
+9) русско-сибирская культура;
Слайд 13

ЦИВИЛИЗАЦИЯ 21 цивилизация: 7 цивилизаций – живые общества, 14 – мертвые

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

21 цивилизация: 7 цивилизаций – живые общества, 14 – мертвые

Уникальный путь


+
своеобразная система ценностей

Развитие цивилизации – «Закон вызова и ответа»

(1 группа)Вызовы природной среды (вызов сурового климата; вызов новых земель);
(2 группа) Вызовы человеческой среды (вызов неожиданных внешних ударов; вызов постоянного внешнего давления; вызов ущемления.)

Развитие цивилизации – дело рук творческих личностей или творческих меньшинств

Гибель цивилизации происходит от собственных рук

Концепция А.Тойнби.

История– дело рук Бога, который реализует ее через существование человека и человечества;
В основе истории – взаимодействие божественного закона и человечества;

Слайд 14

1. Сколько концепций развития истории было представлено: а. 2 б. 3

1. Сколько концепций развития истории было представлено:
а. 2
б. 3
в.4
г.5
2. Какой из

представленный подходов
к объяснению исторического процесса является лишним:
а. Материалистический
б. Природный
в. Идеалистический
г. Христианский
3.Какой подход к объяснению
исторического процесса
разрабатывали К. Маркс и У. Ростоу:
а. Христианский
б. Идеалистический
в. Материалистический
г. Природный

4. Согласно учениям Ясперса, осевое время приблизительно произошло:
а. 500 лет до н.э.
б. 500 лет н.э.
в. 1500 лет до н.э.
г. 700 лет до н.э.
5. Какую из большых культурных групп Вебер не выделял:
а. Китайскую
б. Исламскую
в. Индийскую
г. Греко-переднеазиатскую
6. Сторонниками какого подхода являются Маркс и Энгельс:
а. Формационного
б. Поэтапного
в. Циклического
г. Цивилизационного

Слайд 15